Активные приёмы обучения на уроках русского
языка и литературы в школе
Задача учителя теперь, в отличие от
предшествующей работы, когда можно было , как можно нагляднее и
доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является
включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную
деятельность.
Учитель должен организовать урок так, чтобы дети
самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же
применяли эти знания в решении разнообразных проблем:
познавательных, учебно-практических,
жизненных.
Этапы урока
Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке.
Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным
вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему,
исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале
уроке и на любом этапе урока.
Приемы мотивации
“Фантастическая
добавка” -универсальный приём, направленный на
привлечение интереса к теме
урока.
Он
предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или
среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня
отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое
животное или растение; перенести литературного героя в современное
время; или отправиться в лингвистическую
экспедицию.
Приём «Отсроченная
отгадка»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на
активизацию мыслительной деятельности учащихся на
уроке.
Формирует:
-
умение анализировать и сопоставлять
факты;
-
умение определять
противоречие;
-
умение находить решение имеющимися
ресурсами.
1 вариант
приема. В начале урока учитель дает загадку
(удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания)
будет
открыта на уроке при работе над новым
материалом.
2 вариант
приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце
урока, чтобы начать с нее следующее
занятие.
Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш
пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать
самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные
на отдельном листе, естественно, без указания имени
поэта.
Приём «Рубрика
«Любознательным»
В
ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории,
о происхождении многих слов и выражений, а также
информация о науке, изучающей язык.
Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив
роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней
письмо, в котором
не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель
незамедлительно ответил бессловесным письмом:
«!».
Результат эффективной школьной мотивации один –
это искренний интерес учащихся.
Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно
сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные
(Зачем мне это надо?).
Прием «Знаю. Хочу узнать.
Узнал»
Мы
часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней
графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём
этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению
последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю,
по какому плану может пойти урок.
Пример. Назовите тему урока. Ребята сами
учатся формулировать тему урока. Определите последовательность
нашей работы.
Этап актуализации
Прием «Интеллектуальная
разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки —
два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную
деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение
анализировать, обобщать, выделять главное.
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных
приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.
Известная информация и
предположения в первой графе, а во второй – новая
информация.
Приём «Диктант на
засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно
проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу
орфографии.
Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке
сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка
чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем
на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и,
несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым
молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт,
молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье
его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что
наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным
танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в
самовар и обжёг свой пятачок,
покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт
куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него
обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не
бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской
пословицей.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма
коллективного обучения. Автор – А.
Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и
«лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с
правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта
игрушка применима даже на уроках изучения нового
материала.
Самая неприятная её черта – необходимость всему
коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует
определённой сформированности культуры
поведения.
Приём «Морфемный
конструктор»
Какое получится слово, если от слова подрос взять
приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник
взять
суффикс, от слова день взять окончание.
(Подснежник)