Актуальность поликультурного образования в современном обществе.Айтбаева Г.Ш.- преподаватель профессионального русского языкаУчреждение Медицинский колледж «Семей»«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику».Н.А.Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире»
Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе средне – специального и высшего образования. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы. Именно полиязычие способно предоставить студенту благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально – культурных, этнических потребностей. Многоязычие сегодня становится важнейшим фактором современного поликультурного мира. В нашей стране изучаются казахский язык — самый богатый и древний в системе тюркских языков мира; русский — параллельно функционирующий с государственным языком как язык межнационального общения и английский язык — деловой язык организации объединенных наций, язык науки и один из мировых языков. Поэтому перед преподавателем стоит важнейшая задача – использовать весь свой уникальный опыт и знания культурных традиций народов и этносов, общечеловеческих ценностей и мировой культуры в создании благоприятной образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию социально-активной личности.Для решения этой задачи вставка необходимо:1. Способствовать формированию общегражданских ценностей личности, активной гражданской позиции, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций. 2. Воспитывать чувства уважения и патриотизма, гордости за свою Родину, учебное заведение. 3. Воспитывать чувство толерантности, позитивной установки личности. 4. Развивать положительное отношение к культурным ценностям казахстанского общества на основе изучения мировой художественной литературы. 5. Формировать представление о здоровом образе жизни, привлекать к участию в культурно-спортивных мероприятиях. Казахстан исторически многонациональное государство и современное казахстанское общество развивается как поликультурное, что соответственно, предъявляет новые требования к педагогу, одним из которых является поликультурная компетентность. Организация деятельности преподавателя и учебной деятельности обучающихся должна быть ориентирована на восприятие поликультурного материала. Преподаватель должен использовать не только традиционные формы проведения урока, но и нестандартные для более плодотворной работы,направленной на изучение трех языков. Все это, несомненно активизирует процесс познания, повышает мотивацию и интерес у обучающихся к изучению языков. Используется и региональный компонент, и поликультурные явления на уроках различных дисциплин, которые осуществляются с учетом интересов обучающихся и их познавательной активности в направлении изучения не только иностранного языка. Особое внимание уделяется краеведческому компоненту: работа с текстом прививает у подрастающего поколения любовь к малой родине и родной земле. Работа с текстом на уроках должна проводиться регулярно, в определенной системе и на различных этапах. В начале урока – в целях активизации знаний по теме , в процессе учебного занятия – для отработки знаний, умений и навыков. При этом используются различные виды диктантов , сочинения и изложения , редактирование текста , сопоставление двух текстов (одного автора , одинакового стиля или жанра) и др. Одним из эффективных способов поликультурного и полиязыкового развития личности является лексические тексты по профессиональному русскому языку для студентов Медицинского колледжа «Семей». В профессиональном обучении необходимо усилить практическую направленность языковых курсов, приблизить их к реальным жизненным потребностям. Владение языком, умение общаться на любом уровне и в разных условиях, добиваться успеха в процессе коммуникации являются значимыми характеристиками личности, во многом определяющими достижения выпускников практически во всех областях жизни, это способствует их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Современный педагог не только и не столько носитель и «передатчик» информации, а представитель определенной культуры; его характеризует определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности. Поэтому он не только передает обучающемуся знания и умения, а приобщает его к определенной культуре. Ведущим принципом успешной профессиональной деятельности поликультурно компетентного педагога является принцип диалогизма.Идея формирования поликультурной личности всегда имела место в казахской народной педагогике. Многоязычие, как отмечает Э.Д. Сулейменова, является неоспоримой и существенной характеристикой языковой ситуации Казахстана. Оно создается активным участием в нем казахского, русского, английского и других языков. Казахская, русская и английская языковые компетенции являются естественным отражением потребности практического и профессионального владения несколькими языками для получения реальных шансов занять в обществе более престижное социальное и профессиональное положение. Сегодня вопросы поликультурного воспитания в сфере образования актуальны. Это связано со становлением независимого государства Республики Казахстан, этнокультурными особенностями населения и полувековым господством унифицированной системы образования, приведшим к отчуждению людей от истории, языка и культуры своего народа. Развитие поликультурной и всесторонне гармоничной личности является одной из главных целей образования Республики Казахстан. Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной. Именно поэтому под поликультурной личностью понимается «индивид с развитым лингвистическим сознанием». Целью поликультурного образования сегодня является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований. Разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам нашего колледжа быть коммуникативно-адаптированными в любой среде. Развитие поликультурной личности, которая знает и уважает культуру и традиции другого народа очень важна для нашей республики. Так как будущее Казахстана в руках нашей молодёжи. Поликультурное образование в медицинском колледже позволяет повысить социальную мобильность выпускаемых специалистов, а также их быструю адаптацию в многокультурном обществе. Тем самым, колледж готовит конкурентоспособных специалистов, которые могут уверенно чувствовать себя полноценными и равноправными членами общества, принося пользу государству и способствуя развитию нашей многонациональной республики.
Использованная литература:1.А.А.Сыродеева Поликультурное образование: Учебное - методическое пособие. - М.,2001.2.Жетписбаева Б.А. Полиязычное образование: теория и методология: Монография.-Алматы: Білім,2008.3.Формирование и развитие языковой личности в условиях реформирования системы образования РК № 5 (2007 стр. 23-24).4.Назарбаев Н.А.Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. – М., 2000. – С.16-18.5.Э.Д. Сулейменова Языковые процессы и политика. Алматы: Казахский университет, 2011. – 117с.6.Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).7.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК.8.Государственная программа развития образования РК до 2020 года.