Материалдар / Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Материал туралы қысқаша түсінік
Воспитание интереса у учащихся к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Желтоқсан 2017
617
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ВКО, Бескарагайский район, КГУСемиярская средняя школа
Воспитание интереса у учащихся к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.
Учитель КГУ Семиярская средняя школа учитель русского языка и литературы Камзина К.Т

Анализ повести Бэла по роману М.Ю.Лермонтова
Герой нашего времени 10 класс

Учебная цель:
повторить ранее изученный материал;
рассмотреть образы Печорина, Максима Максимыча, Бэлы;
дать понятия по теории литературы: фабула, сюжет.

Воспитательная цель:
доказать, что каждый человек должен быть сильным, смелым, решительным, что эти качества помогут ему в достижении высоких и благородных целей;
учащиеся должны уйти с урока с сознанием того, что русская литература – это великая литература, которую необходимо изучать, любить, понимать.

Развивающая цель:
1. создать условия для активизации словаря и развития связанной речи;
2. совершенствовать умения, навыки в процессе анализа художественного текста.

Ход урока

- Герой нашего времени - первый в русской прозе личный роман: его центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная жизнь, рассматриваемая изнутри. В данном случае – личность Печорина.
- Из каких повестей состоит роман?
Эти повести Лермонтов расположил не в хронологическом порядке, а так, чтобы композиция помогла максимально полно раскрыть характер Печорина, и чтобы мы переключили внимание с происшествий и приключений (внешние события) на внутреннюю жизнь героя, постепенное раскрытие характера героя.
(Даются понятия сюжет и фабула)
Исходя из хронологической последовательности событий, первой повестью должна быть Тамань, где Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ и чуть не погибает от руки ундины. Проходит месяц и он оказывается под дулом Грушницкого (Мери), затем эпизод с Вуличем (Фаталист), встреча с Бэлой во время службы в крепости, куда Печорин сослан за дуэль с Грушницким и, наконец, встреча с Максим Максимычем во Владикавказе.
О Печорине рассказывают различные персонажи:
Максим Максимыч - Бэла
Странствующий офицер – Максим Максимыч
Тамань - журнал Печорина
Княжна Мери
Фаталист
В первых двух повестях автор показывает противоречивые поступки Печорина, его поведение загадочно и непонятно. Но вот автор открывает страницы журнала и читатель понимает мотивы поступков героя. От поступков Лермонтов ведет к их причинам – постепенное раскрытие внутреннего мира героя.

Сегодня мы с вами поговорим о повести Бэла, а для начала давайте вспомним её содержание.

-От чьего лица ведется повествование в повести Бэла?
-Каким представляете себе этого человека: он человек света или человек из народа?
-Характеристика героя. Какая же она? Найдите отрывок описания Печорина в тексте произведения

А теперь предлагаю вашему вниманию фрагмент встречи Печорина и М.М., после прошу выделить положительные качества героя и его характеристики, которые вас настораживают.
Теперь, когда мы выяснили положительные и отрицательные внешние характеристики героя прошу вас дать объяснение слову странный из фразы М.М.: Славный был малый, смею вас уверить; только немного странен

Вопросы:
1. Какие черты характера героя можно выделить?
2. Почему полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?
3. В чем причина внутренней опустошенности П?

- ММ ничего не понимает из монолога Печорина. Спрашивает, что за мода скучать и вся ли столичная молодежь такова. Для ММ Печорин – обычный столичный денди, ему странно слышать жалобы на жизнь 25 летнего человека, жизнь которого благополучна.
Причины непонимания – разница мировосприятия героев, их характера.

Вы все читали повесть. Скажите, что следует за эпизодом Исповедь Печорина?
Скажите, а как отреагировал Печорин на смерть девушки? (ММ не понимает внутреннего состояния Печорина, видит внешние изменения – нездоров и исхудал, винит его в равнодушии его лицо ничего не выражало особенного – я бы на его месте умер с горя)
Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Но он не привык к открытому проявлению чувств, его смех в сцене с ММ – это истерика.

- Любил ли Печорин Бэлу? Чем была для него любовь к Бэле: каприз или попытка вернуться к чувствам?
- Сделайте выводы о его характере (эгоист, благороден – готов отдать за Бэлу жизнь, хотя ее уже не любит)
- Задумывался ли он о судьбе других людей?

Выводы:
1. Печорин – человек, думающий только об удовлетворении своих желаний, эгоист
2. Без деятельности он не может
3. Он – странный, соткан из противоречий
4. Он – натура сильная, способная всех подчинять себе
5. Честен перед собой – журнал – это исповедь умного и во многом несчастного человека
(Печорин не способен на искреннюю любовь. Ему нравится влюблять в себя женщин. Любовь для него – средство хоть немного развеять скуку. Ему кажется, что любовь Бэлы возродит его интерес к жизни. Он ошибся. Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза – желания избавиться от скуки.
Печорин недоволен собой и своей жизнью, страдает от своего характера, он – следствие законов)
Домашнее задание: тактика Печорина в отношении Бэлы.






























Тема урока: Виды обстоятельств
Цель: Создать условия для изучения новой темы, стимулировать развитие познавательного интереса.
Образовательная: учащиеся формулируют значения обстоятельств. Разъясняют способы их выражения
Развивающая: учащиеся смогут сравнивать значения обстоятельств. Развиваются навыки работы в группе. Выделяют главное в увиденном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.
Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу.
Тип урока: комбинированный по программе Кембриджского университета
Методы и приёмы: Таксономия Блума
1. словесные 2. наглядные 3.практические
Оборудование: Интерактивная доска, карточки, тесты, дидактические игры.
Ссылки: Учебник Русская речь для 8 класса Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева,
изд Мектеп.2008г










Этапы урока и стратегии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
( ожидаемый результат)
Орг.момент

Деление на группы
2-3 мин

Организационный момент: 1-2 мин. приветствие;
учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).
Психологический тренинг
Деление класса на группы
Настраиваются на урок.
Учащиеся образовав круг, говорят друг- другу добрые слова пожелания

1. Знание.
а ) Взаимная проверка
б) Повторение изученной темы
Мозгововй штурм Да-Нетка

1. а. Проверка домашнего задания
Оценивание по критериям. Обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, ставят оценку и рассказывают о допущенных ошибках

1.б
Конкурс Да - нет. Слайд с вопросами
В этом задании необходимо найти правильные утверждения.
1.Подлежащее и сказуемое - второстепенные члены предложения (нет)
2. Второстепенные члены предложения по их значению делятся на три группы (Да)
3. Дополнение – это второстепенный член предложения со значением предмета, который отвечает на вопросы падежей (нет)
4. Дополнение выражается существительным и местоимением в форме косвенных падежей с предлогом или без предлога (ДА)
5.Дополнение бывает прямое и косвенное (ДА)
6. Обстоятельство –это второстепенный член предложения, указывающий на предмет , при которых происходит действие (Нет )
7. Обстоятельства отвечают на вопросы когда? Где? Почему? Зачем? Как? и др. и поясняют сказуемое (Да)
8. Обстоятельства выражаются существительными, прилагательными (НЕТ)
Ученики находят правильное утверждение, а неправильное поясняют или дополняют своими ответами.
2. Понимание
Объяснение новой темы
Мотивация к учебному процессу: Проблемные предложение. Найти обстоятельства, задать к ним вопросы и объяснить значение вопросов
Плавный переход к новой теме
Я побежалвперед
Мы приехаливчера
Мы пошлипешком
От усталостиу меня кружится голова
Я пришламириться
Он былоченьвнимателен
Без звонкатуда идти нельзя
Несмотря на дождь, мы все вышли из дома
Если пойдет дождь, появятся много грибов в лесу
В зависимости от вопроса можно определить вид обстоятельства .
Учитель озвучивает тему урока.
Работа по таблице Виды обстоятельства
Ученики задавая вопрос, объясняют значение вопросов
Ученики разбирают предложения и тем самым переходят к изучению новой темы.
Ученики сформулируют правило о выделении обстоятельства запятыми
3.Применение
Закрепление первоначальных знаний
Тренировочные упражнение
Заменить фразеологизмы наречиями
Он живету черта на куличках- далеко
Наши дома стоятбок о бок– рядом
Саша проснулсяни свет ни заря– рано
Петя бежалсломя голову- быстро
4. Анализ
Работа по учебнику
Упр. 2, стр.80
Найдите сказуемое, поставьте вопрос к обстоятельству, определите вид обстоятельства по значению
Ученики выполняют задание в тетрадях и группы проверяют друг-друга. (методом автобусная остановка) и ставят оценку. Оценка комментируется.
Учащиеся внимательно слушают и делают короткие записи в тетрадях по мере необходимости
5. Синтез
Закрепление и подведение итогов
I группа
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.
ІI группа
1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели).2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели)
4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).5. (Обстоятельство места) поднималось солнце.6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.

6. Оценка
Подведение итогов .
Обобщение по теме
Выставление и комментирование оценок за урок
Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока

Рефлексия
СветофорРаздаются каждому ученику по три жетона (красные, желтые,зеленые) и поясняется значение цветов. Прием Светофор
Учащиеся показывают соответствующие цвета:
красный- урок не понравился
Желтый- узнал много интересного
Зеленый –урок понравился я многое узнал на уроке
Домашнее задание
Выучить таблицу на стр.79, выполнить упр 5






























Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!