Материалдар / Анкета « Выявление ведущего учебного мотива».
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Анкета « Выявление ведущего учебного мотива».

Материал туралы қысқаша түсінік
Анкета « Выявление ведущего учебного мотива».
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Қазан 2020
273
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Анкета «Школьная мотивация»

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится. 18-64%

2) Мне в школе не очень нравится. 10-36%

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением. 5-18%

2) Бывает по-разному. 20-71%

3) Чаще хочется остаться дома. 3-11%

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу. 9-32%

2) Не знаю. 9-32%

3) Остался бы дома. 10-36%

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки. 4-14%

2) Бывает по-разному. 14-50%

3) Мне нравится, когда отменяют уроки. 10-36%

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были. 13-47%

2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 9-32%

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было. 6-21%

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы. 21-75%

2) Не знаю. 6-21%

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены. 1-4%

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто. 18-64%

2) Рассказываю редко. 9-32%

3) Вообще не рассказываю. 1-4%

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель. 26-93%

2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 2-7%

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе. 27-96%

2) У меня мало друзей в классе. 1-4%

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники. 26-93%

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники. 2-7%

3) Мне не нравятся мои одноклассники.
































Анкета «Школьная мотивация»

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится. 2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением. 2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу. 2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки. 2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были. 2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы. 2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто. 2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель. 2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе. 2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники. 2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.



Анкета « Выявление ведущего учебного мотива».

Таблица 4. Ведущие учебные мотивы

Класс

Ведущий мотив

Количество учащихся

1

  • Желание хорошо усвоить материал и получить высокую оценку

  • Желание получить награду со стороны родителей или школы

Внешний мотив – ориентация на поощрение



2

  • Учиться познавать что-то новое интересно, полезно

Познавательный мотив



3

  • Применение знаний в быту, дома и в школе

Практически значимый мотив



4

  • Желание стать хорошим специалистом

  • Желание поступить в техникум, институт

Мотив достижения





МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ АНКЕТЫ



Анкета Лускановой Н.Г., модифицированная Даниловой Е.И. для учащихся среднего звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу.


Приводим текст опросника (десять вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а под- ростки должны записать те ответы, которые им подходят.


Инструкция:


«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Прослушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».


1. Как ты чувствуешь себя в школе?


1) Мне в школе нравится.


2) Мне в школе не очень нравится.


3) Мне в школе не нравится.


2. С каким настроением ты идешь утром в школу?


1) С хорошим настроением.


2) Бывает по-разному.


3) Чаще хочется остаться дома.


3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?


1) Пошел бы в школу.


2) Не знаю.


3) Остался бы дома.


4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?


1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.


2) Бывает по-разному.


3) Мне нравится, когда отменяют уроки.


5. Как ты относишься к домашним заданиям?


1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.


2) Не знаю, затрудняюсь ответить.


3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.


6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?


1) Нет, не хотел бы.


2) Не знаю.


3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.


7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?


1) Рассказываю часто.


2) Рассказываю редко.


3) Вообще не рассказываю.


8. Как ты относишься к своему классному руководителю?


1) Мне нравится наш классный руководитель.


2) Не знаю, затрудняюсь ответить.


3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.


9. Есть ли у тебя друзья в классе?


1) У меня много друзей в классе.


2) У меня мало друзей в классе.


3) У меня нет друзей в классе.


10. Как ты относишься к своим одноклассникам?


1) Мне нравятся мои одноклассники.


2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.


3) Мне не нравятся мои одноклассники.


Обработка результатов


Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.


Количественный анализ


Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:


 ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;


 нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;


 ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.


Максимально возможная оценка равна 30 баллам.


Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.


5-й уровень. 25–30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.


4-й уровень. 20–24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.


3-й уровень. 15–19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.


2-й уровень. 10–14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.


1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в отношении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нор- мам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.


Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.


Качественный анализ


Анализируется выбор ребенка по каждому из десяти вопросов анкеты.


Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.


О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»).


Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.


Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»).


О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответа на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответа можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из двух или трех человек.


При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.


Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.


Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.


Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом в целом при полном отсутствии познавательного интереса.


Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию.


Большое значение имеет личность классного руководителя и его отношения с классом.


Для работы с результатами анкетирования будет также удобно составить сводную таблицу (см. следующую страницу).


При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5-й, 8-й, 9-й, 10-й вопросы (именно они включены в сводную таблицу).

























Для изучения мотивационной сферы учащихся очень удобна методика М.В. Матюхиной (1984), которая помогает школьнику выявлять и осознавать собственные мотивы.

По этой методике каждый мотив написан на отдельной карточке в виде следующих суждений:

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

4. Хочу окончить школу и учиться дальше

5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

6. Хочу быть культурным и развитым человеком.

7. Хочу получать хорошие отметки.

8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

10. Хочу быть лучшим учеником в классе.

11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

12. Хочу занять достойное место среди товарищей.

13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.

14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

15. Не хочу получать плохие отметки.

16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе.

17. Люблю узнавать новое.

18. Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.

19. Люблю решать задачи разными способами.

20. Люблю думать, рассуждать на уроке.

21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Суждения 1-3 направлены на выявление мотивов долга и ответственности, 4-6 - самоопределения и самосовершенствования, 7-9 - благополучия, 10-12 -

престижной мотивации, 13-15 - мотивации избегания неприятностей, 16-18 - мотивации содержанием учения, 19- 20 -мотивации процессом учения. Суждения 1-15

направлены на выяснение социальных мотивов, заложенных в учебной деятельности.




















Методика «Направленность на приобретение знаний»

Что измеряется из мотивационной сферы?

Методика, предложенная Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, изучает направленность на приобретение знаний.

Что представляет собой «направленность на приобретение знаний»?

Направленность на приобретение знаний представляет собой стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности.

Описание методики

Дается ряд утверждений -вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Инструкция:


« Прочтите ряд утверждений-вопросов с парными ответами.

Из двух ответов выберите один и рядом с позицией вопроса напишите букву (а или б), соответствующую выбранному ответу».


Текст опросника:



1Получив плохую отметку, ты, придя домой

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.


2После получения хорошей отметки ты

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.


3.Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой

а) да;

б) нет.


4.Что для тебя учеба:

а) познание нового;

б) обременительное занятие.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!