Задание.Работа с
иллюстрациями.
Какие образы зверей вы
видите на рисунке 1?
Как сакский мастер
изобразил их?
Сакский мастер, создавая
образы архара, оленя, барса, марала, смог изобразить их в движении,
передать их повадки. Мастерский изображались части тела зверей.
Мастер мог изобразить эти образы в очень маленьком масштабе.Образ
барса на руковах и воротниках кафтана «Золотого человека» был
передан с невероятной точностью. Искусство изображения зверей при
украшении и декорировании изделий называется «Звериным
стилем».
Задумайся:Почему саки
использовали образы зверей для украшения
изделий? Мировоззрение саков
формировалось в результате познания окружающего мира. Происхождение
рода и племени часто связывали с определенным животным. Саки
верили, что звери защищают их, покровительствуют им. Они украшали
свое оружие, конскую упряжь, одежду образами зверей, веря в то, что
те придают им силуоберегая их от различных
опасностей.
Выясни: как находки из
Иссыкского кургана характеризуют мировоззрение
саков.
Удивительный головной убор-
Птицы, изображенные на головном уборе «Золотого человека», означают
вселенную, горы и животные- земную жизнь, горная коза и корни
дерева- подземную жизнь. Если архар обозначался как защитник от
нечистых сил, то изображение 4 стрел означает 4 стороны света и
являются символом власти. В понимании саков золото- цвет солнца.
Таким образом, саки возвеличивали своих царей приравнивая их к богу
Солнца.
Это
интересно:найденная в Иссыкском кургане
серебрянная чаша с 26 письменными знаками, свидетельствуют о
существовании у саков письменности. Ученый А. Аманжолов
расшифровывает знаки следующим образом: «Старший брат, тебе (этот)
очаг!Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища!».
Перевод азербайджанского ученого Заура Гасанова следующий: «Четырех
(углов) сторон света племена Сынглы воспевают. Три сотни
оплачивающих клятву пьют». В целом общего мнения среди ученых по
поводу Иссыкской надписи нет.
самооценивание
группы «светофор»
• Описывают реликвию «Золотой
человек» через описание рисунка.
Задание 2. Групповая
работа
Рассмотрите рисунок и ответьте
на следующие вопросы?
1) Что изображено на
рисунке?
2) К какому историческому
периоду относится изображение на рисунке?
3) К какому стилю в искусстве
относятся данные элементы памятника
культуры?
4) Какие элементы рисунка
свидетельствуют высокое мастерство сакских торевтов (художники по
металлу)? (Ключевые слова: штамповка, тиснение, гравировка,
горельев, барельеф, плоскостные силуэтные
изображения).
5) Какова значимость
изображения как свидетельства эпохи?
Дескриптор
Обучающийся
- определяет к какому
историческому периоду соответствует «золотой
человек»;
- по отдельным элементам
изображения определяет принадлежность к стилю
искусства;
- объясняет особенности данного
стиля;
- доказывает ценность «золотого
человека» как произведения искусства. Исследование и
анализ.
взаимооценивание
«Калифорнийсский сэндвич»
Работа с картой. Метод «географическое
ориентирование», (где находимся мы и где был найден «Золотой
человек»
Самооценивание в группе. использование цветных
стикеров.
Задание.
Какие слова и выражения из
подготовленного словаря подходят для характеристики того или иного
элемента головного убора «золотого человека»? Объясните,
почему?
три яруса – три части мира
– подземный мир, земля и
небеса;
четыре стороны
света;
власть над тремя мирами и
четырьмя сторонами света.
Дескриптор
обучающийся
- объясняет связь орнамента на
головном уборе «золотого человека» с представлениями сакских племен
о трехчастной организации мира.
- объясняет связь орнамента на
головном уборе «золотого человека» с представлениями сакских племен
об окружающем мире.
взаимооценивание
«светофор»
|