Материалдар / Арт терапиядан психологтарға әдістемелік нұсқаулық
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Арт терапиядан психологтарға әдістемелік нұсқаулық

Материал туралы қысқаша түсінік
Арт терапиядан психолог мамандарға әдістемелік нұсқаулық. Нұсқаулық орыс тілінде жазылған. Әдістемелік нұсқаулықтың жалпы қысқаша мазмұны: Арт терапия және әдістері бойынша жалпы түсінік, 34 сабақтық жоспар берілген.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Ақпан 2021
1179
4 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады









А.Е.Куанышева



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ











Аксай, 2021 г





А.Е.Куанышева











АРТ – ТЕРАПИЯ

Методическое пособие для психологов





























Аксай

2021

















Методическое пособие предназначено для психологов, ведущего уроки по арт - терапии. В пособии определены цели и задачи уроков, предложены способы расркытия тем, предусмотрен необходимый комментарий к урокам.































Содержание

Предисловие

Методические особенности проведения урока арт – терапии

Тематический план ( 34 часа, 1 час в неделю )

I Я – это я

1. Вводное занятие

2. Моя автобиография

3. «Котелок отличного настроения»

II Эмоции и чувства

4. Желания и чувства

5. Как стать уверенным

III Я и другие

6. Дружба

IY Рисование по мокрому листу бумаги

7. Размываем обиду красками

8. Выговариваем печаль чёрным цветом

9. Волшебные нитки

Y Рисование волшебными красками

10. Куст роз

11. Рисуем госпожу Удачу

YI Лепка из солёного теста

12. Создание фигуры с закрытыми глазами

13. Подводный мир

14. Автопортрет

15. Как выглядит зло?

YII Оригами

16. Рубашка

17. Платье

YIII Работа с бумагой

18.Скульптура из бумаги

19. Папье- маше «Маска»

20. Композиция из обёрточной бумаги

21. Коллаж "Я глазами разных людей".

IX Кляксография

22. Найди доброе животное

23. Весенние мотивы (выдувание через соломинку)

24. Удивительные планеты

25. Карта звездного неба

26. Воображаемый зверь

X Проективное рисование

27. Что такое мечта?

28.Мой обычный день

29. Три желания

30. Остров счастья

XI Монотипия

31. Дерево счастья

32. Бабочка

33. Отражение в воде

34. Моё отражение



Предисловие

Данное методическое пособие по «Арт – терапии» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Общая характеристика курса

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. 

Уникальность программы «Арт – терапии» заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми. Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации. Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.














Методические особенности проведения урока арт – терапии

Цели и задачи программы

Цель методической пособии по «Арт – терапии» – воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Устранение неэффективного психологического напряжения и формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи:

снятие эмоционального напряжения;

коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;

коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;

развитие чувства собственной значимости;

формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);

поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);

развитие умения контролировать свои действия;

развитие воображения.

Формы и методы работы:

Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

Игровая терапия -  воздействие с использованием игры.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

-снижение тревожности, агрессивности;

-улучшение взаимоотношений.

Ожидаемые результаты:

-Освобождение ребенка от негативных переживаний ( тревожности , страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Способ проверки ожидаемых  результатов:

Тест «Несуществующее животное»

Содержание учебного предмета

Количество занятий за год 34, периодичность занятий – 1 раз в неделю, для подростков.

Программа «Арт – терапии» включает 4 блока: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игровая терапия.

Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Музыкотерапия помогает осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Сказкотерапия расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Игротерапия дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей и подростков.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе. 

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.



Структура занятия:


Организация рабочего места

5 мин.

1

Ритуал приветствия, способствует групповому сплочению, создает атмосферу доверия и принятия


5 мин.

2

Разминка – антистрессовая гимнастика, снимает накопившееся напряжение;


5 мин.

3

Основное содержание занятия, применение методов арт-терапии, техники релаксации, визуализации.

20 мин.

4

Заключительный этап, подводится рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания, подведение итогов занятия.


5 мин.


Итого:

40 мин.





























Календарно-тематический план.

( 1 раз в неделю, общий 34 часа)

занятия

Тема занятия

Количество часов

Цель урока

Я – это я



1

Вводное занятие.

1

Знакомство участников, сплочение группы, настрой на совместную работу, развитие креативности и воображения.

2

Моя автобиография

1

Установление более тесного эмоционального контакта между воспитанниками.

3

«Котелок отличного настроения»

1

Развитие воображения; повышение уверенности в себе.

Эмоции и чувства



4

Желания и чувства

1

Создание условий для осознания своих желаний, чувств.

5

Как стать уверенным

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!