В 2017 году Национальной
академией образования им.И.Алтынсарина разработана
типовая учебная программа по учебному
предмету «Начальная военная и технологическая
подготовка» для
10-11-классов уровня общего
среднего образования по
обновленному содержанию которую начнут внедрять с 2019
года.
Базовое содержание
данного предмета
предусматривает
изучение материалов начальной военной и
технологической
подготовки
, а
также по основам военной
робототехники.
Одной из самых
перпективных отраслей
военных технологий в
настоящее время является
робототехника. К настоящему времени уже
созданы автоматизированные
аппараты, способные выполнять различные
задачи. Правда, нынешние
беспилотные самолеты и вертолеты, а также
наземные гусеничные машины, при
всех их способностях, все еще не могут
работать полностью автономно. В
большинстве случаев автономность
ограничивается
некоторыми действиями,
которые не требуют, что называется, большого
ума: перемещение в заданный
пункт, слежение за пространством, поиск
объектов, выделяющихся на общем
фоне и т.д. Что касается решений о пунктах
маршрута или об атаке
обнаруженной цели, то они пока принимаются
оператором системы, т.е.
человеком. Полностью автоматическая работа военных
роботов пока что остается
«достоянием» научной фантастики, а ученые и
инженеры сейчас только-только
делают первые уверенные шаги в этой
области.
Развитие
робототехнических
технологий может отразиться не только на
возможностях автоматизированных
систем, но и на прочих сторонах человеческого
общества.
Раздел
«Основы военной
робототехники» включает следующие
вопросы:
-
Основы военной робототехники
–
Общие сведения о роботах. Применение роботов
в военном деле.
-
Алгоритм управления роботом
–
Планирование траектории движения робота. Модели и
алгоритмы коллективного управления группой
роботов.
-
Задачи для роботов –
Функциональные возможности роботов. Постановка и
решение частных тактических задач: ориентирование на местности,
поведение робота в критических ситуациях.
В процессе обучения осуществляется межпредметная
связь
со следующей
учебной
дисциплиной:
«Информатика»: использование IT-технологий
в моделировании,
конструировании и анализе предметных информационных сред, а
также в сопровождении
образовательного процесса в целях повышения качества знаний
обучающихся.
Также отличительной
особеностью типовой
учебной
программы
по учебному предмету «Начальная военная и технологическая
подготовка» является
изучение спутниковых
навигационных систем: GPS
(Global
Positional System),
ГЛОНАСС, Galileo,
применение
беспилотных летательных
аппаратов
для изучения
местности» в
разделе «Военная
топография».
К
примеру при наличии в организациях образования соответствующего
оборудования возможно создать
свой беспилотный летательный аппарат, полностью
изготовленный по технологии 3D-печати. Процесс изготовления
такого летательного
аппарата
занимает около 1 дня, а составные части
беспилотника перед запуском собираются, как конструктор, в течение
15-20 минут.
Отличительной особенностью учебного предмета
«Начальная военная и
технологическая подготовка» является их направленность на
формирование не только предметных знаний и умений, а также
навыков широкого спектра.
Выстроенная система целей обучения является
основой развития
следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое
применение знаний, критическое мышление, проведение
исследовательских
работ, использование информационно-коммуникационных технологий,
применение различных способов коммуникации, умение работать в
группе и
индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки
широкого
спектра являются залогом успешности учащихся, как
в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после
окончания школы.
М.Журкабаев
Учитель НВП КГУ «Средняя школа
Бозанбай»