Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Ашык сабак Замалдинова Венера Анваровна
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Методическое описание и рекомендации.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними: уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять.Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Целью данной методической разработки является развитие интеллектуальных и мыслительных способностей детей на основе дидактических игр.
Данный материал будет полезен воспитателям детей дошкольного возраста. Предложенная схема построения занятия (в виде путешествия) позволяет легко вносить коррективы под имеющиеся на данный момент условия. Можно изменить заданияи использовать конспект в разных возрастных группах.
Цель: Развитие интеллектуальных и мыслительных способностей детей на основе дидактических игр.
Обучающие задачи: совершенствовать навыки количественного счета, закреплять умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой; решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять знания детей о составе числа из двух меньших. Закреплять умения понимать количественные отношения между числами, пользоваться знаками: >, <; закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве, воспринимать пространственные характеристики: справа, слева, впереди, позади, по центру.
Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, интеллектуальные способности, повышать самооценку, развивать логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу, во время ответов не перебивать и не подсказывать.
Речевые задачи: Закреплять умение отвечать полным ответом.
Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: слева, справа, позади, впереди, больше, меньше, соседи числа, средний, крайний.
Задачи интегрируемых областей: расширять запас слов с противоположным значением (антонимов). Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Индивидуальная работа: закрепить с Алешей С. обратный счет, совершенствовать у Антона умение правильно использовать слова «стало», «осталось»; закрепить у Кати З. умение правильно называть соседей числа.
Подготовка воспитателя.
Литература:
-
«Радуга» программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Дорогова, С.Г. Якобсон и др.; - М.: Просвещение, 2003.
-
Радуга планирование работы с детьми 5-6 лет : метод.рекомендации для воспитателей/ Т.И. Гризик и др. ; - М.: Просвещение, 2012.
-
« Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. Новикова В.П.-М.: Мозаика-Синтез,2006.
-
Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. Л.Н. Вахрушева.-М.: ТЦ Сфера, 2012.
-
Математика и логика для дошкольников. Соловьева Е.В. М.:Просвещение,2002
-
Журнал « Детский сад» №2, 2012
-
Журнал « Детский сад» № 6, 2013
-
Журнал «Детский сад» № 12,2013
-
Журнал «Воспитатель ДОУ» № 10, 2013
Материал к НОД
Для детей:карточки с цифрами, карточки зеленого и красного цвета, цветные карандаши, карточки с заданиями.
Для воспитателя: мяч, карточки с примерами.
Методические приемы:
-
Игровые: дидактическая игра «Определи свое место», игровая ситуация «Путешествие на ковре самолете», игра «Числа-соседи», игра с мячом «Скажи наоборот», игра-хоровод «Сороконожка».
-
Словесные: загадки, задачи в стихах, вопросы к детям.
-
Практические: работа с числовыми карточками, раскрашивание, прямой и обратный счет.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся.
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем
И опять играть начнем.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Д/И « Определи свое место»
(Ребенок определяет и называет свое место по отношению к другим детям)
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас, отправится в Королевство Математики. Хотите?
Чтобы узнать, на каком транспортном средстве мы будем путешествовать нужно отгадать загадку: это транспортное средство квадратной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках. (Ковер-самолет)
-Правильно, это ковер-самолет, чтобы он взлетел нам нужно произнести волшебные слова:
Ковер-самолет,
Отправляйся в полет.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
- Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался милый друг?
Ну конечно, это …. *(круг)
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла, три стороны,
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый ….*(треугольник)
Я фигура-хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик-мой любимый брат,
Потому что я …*(квадрат)
- Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземлились в Королевство Математики. Здесь живут цифры, числа, знаки, геометрические фигуры.
Они для вас приготовили интересные задания.
-Ребята, числа так долго готовились к встрече с вами, что перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им, ребята, найти свое место.
(Дети раскладывают карточки с цифрами от 1 до 10)
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Числа-соседи».
- Я буду называть вам число, а вы будете называть соседей этого числа.
-Хорошо! И с этим заданием вы справились. Жители Королевства хотят узнать, умеете ли вы считать до 10 и обратно.
(Прямой и обратный счет)
- Ребята, здесь от волнения перепутались не только числа, но и знаки. Нам с вами надо проверить на свои ли места встали знаки>и<. Перед вами лежат карточки красного и зеленого цвета. Предлагаю вам поднять зеленую карточку, если верно, а красную, если неверно.
Приступаем: (показываю детям карточки)
9 >8 4 >3 7 >8
5 < 6 6 > 7 5 < 4
- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Давайте поиграем.
Игра с мячом « Скажи наоборот».
( Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок возвращает мяч и называет понятия, противоположное названному).
Длинный - короткий;
Большой - маленький;
Широкий – узкий;
Высокий – низкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
- Молодцы! Садитесь на свои места.
- Ребята, жители Королевства хотели узнать умеете ли вы решать задачи.
Будьте внимательны, вас ждут сложные задачки.
Вот грибочки на лужайке
В желтых шапочках стоят:
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? (5)
- Ребята, какое действие в этой задаче сложение или вычитание?
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят
Два ушли в кровать ложиться-
Сколько свинок у корытца? (7)
- Ребята, какой знак живет в этой задаче «+» или «–
Внуку Шуре на обед
Дед вчера дал семь конфет,
Съел одну конфетку внук,
Сколько же осталось штук? (6)
У нашей кошки пять котят
В ловушке рядышком сидят,
А у соседской кошки три,
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? (8)
- Молодцы! А теперь вот такая задачка
На столе лежало четыре яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе (4)
- Задачи вы решать умеете, а сможете ли вы разложить число на два меньших числа?
- Давайте проверим!
(Показываю детям карточки с числами, они разбирают их на меньшие числа).
Игра-хоровод «Сороконожка» (физкультминутка)
Идет сороконожка
(Дети идут по кругу, держась руками за плечи соседа.)
По ровненькой дорожке,
Она учится считать:
1,2,3,4,5.
Вдруг она запнулась
И перевернулась,
(Разворачиваются кругом.)
Забыла, что считала,
И начала сначала.
(Игра повторяется.)
(Счет можно продолжить до 10.)
С неба бабочка спустилась,
Вместе с нами закружилась.
(Кружатся.)
До пяти легко считать:
1,2,3,4,5.
Прилетела вдруг пчела,
В хоровод всех позвала
И счет обратный начала:
5,4,3,2,1 (10,9,8,7…_)
- Молодцы! А теперь последнее задание. Перед вами лежат карточки, на которых изображены утята, зайчата и гусеницы. Вам нужно раскрасить второго зайку голубым цветом, раскрасить среднего утенка желтым цветом. Раскрасьте крайнюю справа гусеницу зеленым цветом.
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы выполнили все задания, помогли жителям Королевства Математики. А теперь я приглашаю вас на ковер-самолет, чтобы совершить перелёт в наш детский сад. Присаживайтесь поудобнее, произнесем волшебные слова:
Ковер-самолет,
Отправляйся в полет.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие?
- Какое задание было самым интересным?
- Самым трудным?
- Жители Королевства Математики передали вам подарок, посмотрите, что это? (Игры «Танграм», «Листок», «Вьетнамская игра»).
Дети рассматривают, играют в игры.