План урока № 35
Тема урока: Времена глагола.
Цели урока:
- обучающая: углубить и расширить знания учащихся об особенностях изменения глаголов в настоящем и будущем времени, научить правильно употреблять глаголы; закрепить навыки написания форм глаголов 2-го лица единственного числа.
-развивающая: развить активное и творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
-воспитывающая: воспитание любви к родине, нравственности, умения ценить прекрасное.
Вид урок: урок взаимообучения.
Методы урока: слово учителя, диалог, практические работы.
Мат.-тех. оборудование: учебники, опорные таблицы.
Межпредметная связь: казахский язык.
Самостоятельные работы учащихся: выполнение упражнений.
Ход урока:
І. Организационный момент: приветствие, отметка присутствующих учащихся, собщение темы и целей урока.
ІІ. Опрос домашнего задания.
-
Что такое глагол? На какие вопросы он отвечает?
-
Как изменяются глаголы?
-
Какие глаголы называются переходными и непереходными?
-
Какие глаголы называются возвратными?
-
Виды наклонения глаголов? Приведите примеры.
ІІІ. Объяснение новой темы:
Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошлого (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду
читать) и настоящего времени (верю, стоите), и служит для определения времени, в
которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.
Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи и отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делаем? (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
Пример:
Я (что делаю?) иду по лесной тропинке.
Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
Они образуются с помощью личных окончаний глаголов.
Пример:пою, поём, поёшь, поёте поёт, поют
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Значения лица и числа выражают окончания глаголов.
Пример:смотришь (во 2-ом л., ед.ч.) спим (в 1-ом л., мн.ч.), летят (в 3-м л., мн.ч.)
Глаголы в форме настоящего времени не имеют рода.
Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем и отвечают на вопросы: что будем делать? что сделаем? что будешь делать? что сделаете? и др.
Пример: Летом я (что сделаю?) поеду в Крым.
Я (что буду делать?) буду петь в хоре.
(завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).
Образование форм будущего времени
|
Простая |
Сложная |
|
образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний: (что сделаю?) посмотрю; (что сделаешь?) посмотришь... |
образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (что буду делать?) буду смотреть; (что будешь делать?) будешь смотреть... |
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.
Пример :прочитаю (в 1-ом л., ед.ч.) — прочитают (в 3-м л., мн.ч.); будешь читать (во 2-ом л., ед.ч) — будем читать (в 1-ом л., мн.ч.)
У глаголов в будущем времени нельзя определить род.
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что сделали? что делала? и др.
Большинство глаголов в форме прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффикса -Л-:
Пример:
рассказыва(ть) + Л = рассказываЛ (а, о, и); смотре(ть) + Л = смотреЛ (а, о, и)
От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времен.
Как определить время глагола? Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам и родам. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями спряжения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его спрягаемой форме.
ІV. Закрепление темы:
|
Настоящее время |
Будущее время |
||
|
Ед. число |
Мн. число |
Ед. число |
Мн. число |
|
смотрю, мою |
смотрим, моем |
буду смотреть, нарисую |
будем смотреть, нарисуем |
|
смотришь, |
смотрите, моете |
будешь смотреть, нарисуешь |
будете смотреть, нарисуете |
|
смотрит, |
смотрят, моют |
будет смотреть, нарисует |
будут смотреть, нарисуют |
Задание. Поставьте глаголы в прошедшее, настоящее и будущее время единственного числа, мужского рода.
|
Инфинитив |
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
|
Идти |
|
|
|
|
Говорить |
|
|
|
|
Стоять |
|
|
|
|
Учить |
|
|
|
|
Смеяться |
|
|
|
|
Танцевать |
|
|
|
|
Смотреть |
|
|
|
|
Мыть |
|
|
|
|
Петь |
|
|
|
|
Копать |
|
|
|
|
Рисовать |
|
|
|
V. Подведение итогов урока и выставление оценок учащимся.
VІ. Домашнее задание: составить по 5 предложений с глаголами настоящего, будущего и прошедшего времени.
Усипбекова Л.М.
Преподаватель русского языка
колледжа №4 г.Шымкент
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Ашық сабақ " Времена глагола".
Ашық сабақ " Времена глагола".
План урока № 35
Тема урока: Времена глагола.
Цели урока:
- обучающая: углубить и расширить знания учащихся об особенностях изменения глаголов в настоящем и будущем времени, научить правильно употреблять глаголы; закрепить навыки написания форм глаголов 2-го лица единственного числа.
-развивающая: развить активное и творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
-воспитывающая: воспитание любви к родине, нравственности, умения ценить прекрасное.
Вид урок: урок взаимообучения.
Методы урока: слово учителя, диалог, практические работы.
Мат.-тех. оборудование: учебники, опорные таблицы.
Межпредметная связь: казахский язык.
Самостоятельные работы учащихся: выполнение упражнений.
Ход урока:
І. Организационный момент: приветствие, отметка присутствующих учащихся, собщение темы и целей урока.
ІІ. Опрос домашнего задания.
-
Что такое глагол? На какие вопросы он отвечает?
-
Как изменяются глаголы?
-
Какие глаголы называются переходными и непереходными?
-
Какие глаголы называются возвратными?
-
Виды наклонения глаголов? Приведите примеры.
ІІІ. Объяснение новой темы:
Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошлого (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду
читать) и настоящего времени (верю, стоите), и служит для определения времени, в
которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.
Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи и отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делаем? (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
Пример:
Я (что делаю?) иду по лесной тропинке.
Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
Они образуются с помощью личных окончаний глаголов.
Пример:пою, поём, поёшь, поёте поёт, поют
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Значения лица и числа выражают окончания глаголов.
Пример:смотришь (во 2-ом л., ед.ч.) спим (в 1-ом л., мн.ч.), летят (в 3-м л., мн.ч.)
Глаголы в форме настоящего времени не имеют рода.
Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем и отвечают на вопросы: что будем делать? что сделаем? что будешь делать? что сделаете? и др.
Пример: Летом я (что сделаю?) поеду в Крым.
Я (что буду делать?) буду петь в хоре.
(завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).
Образование форм будущего времени
|
Простая |
Сложная |
|
образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний: (что сделаю?) посмотрю; (что сделаешь?) посмотришь... |
образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (что буду делать?) буду смотреть; (что будешь делать?) будешь смотреть... |
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.
Пример :прочитаю (в 1-ом л., ед.ч.) — прочитают (в 3-м л., мн.ч.); будешь читать (во 2-ом л., ед.ч) — будем читать (в 1-ом л., мн.ч.)
У глаголов в будущем времени нельзя определить род.
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что сделали? что делала? и др.
Большинство глаголов в форме прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффикса -Л-:
Пример:
рассказыва(ть) + Л = рассказываЛ (а, о, и); смотре(ть) + Л = смотреЛ (а, о, и)
От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времен.
Как определить время глагола? Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам и родам. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями спряжения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его спрягаемой форме.
ІV. Закрепление темы:
|
Настоящее время |
Будущее время |
||
|
Ед. число |
Мн. число |
Ед. число |
Мн. число |
|
смотрю, мою |
смотрим, моем |
буду смотреть, нарисую |
будем смотреть, нарисуем |
|
смотришь, |
смотрите, моете |
будешь смотреть, нарисуешь |
будете смотреть, нарисуете |
|
смотрит, |
смотрят, моют |
будет смотреть, нарисует |
будут смотреть, нарисуют |
Задание. Поставьте глаголы в прошедшее, настоящее и будущее время единственного числа, мужского рода.
|
Инфинитив |
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
|
Идти |
|
|
|
|
Говорить |
|
|
|
|
Стоять |
|
|
|
|
Учить |
|
|
|
|
Смеяться |
|
|
|
|
Танцевать |
|
|
|
|
Смотреть |
|
|
|
|
Мыть |
|
|
|
|
Петь |
|
|
|
|
Копать |
|
|
|
|
Рисовать |
|
|
|
V. Подведение итогов урока и выставление оценок учащимся.
VІ. Домашнее задание: составить по 5 предложений с глаголами настоящего, будущего и прошедшего времени.
Усипбекова Л.М.
Преподаватель русского языка
колледжа №4 г.Шымкент
шағым қалдыра аласыз













