Жоғары қазақ гуманитарлық-техникалық
колледж
Высший казахский гуманитарно-технический
колледж
План учебного занятия №
30
(теориялық
немесе өндірістік оқыту/теоретического или производственного
обучения)
Тема 11. А.С.Пушкина «Евгений
Онегин».
(сабақтын
тақырыбы/тема занятия)
Модуль/пән атауы/Наименование модуля
/дисциплины Русский язык и
литература
Дайындаған
оқытушы/Подготовил педагог
Жусупова
М.К._
(Ф.И.О. при
наличии)
« » 2022
года
1. Жалпы мәліметтері/Общие
сведения
Курс,
тобы/Курс, группы,
курс
Сабақтың түрі/Тип
занятия:
теоретический
2. Сабақтың мақсаттары,
міндеттері /Цели, задачи :
10.1.1 понимать детально информацию сообщения,
подтекст, определяя социальные и эмоционально
экспрессивные особенности речи
говорящего;
10.2.4 создавать высказывание (побуждение,
убеждение, информационную речь), используя приемы
привлечения внимания и учитывая целевую
аудиторию;
10.4. 2 излагать сжато информацию
прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального
текста, сохраняя основную мысль и выражая личную
оценку;
3. Оқу сабағында білім алушылар меңгеретін кәсіби
дағдылардың тізбесі және күтілетін нәтижелер/Перечень ожидаемых
результатов и профессиональных умений, которыми овладеют
обучающиеся в процессе учебного
занятия:
- понимает явный и скрытый смысл (подтекст)
романа;
-определяет отношение автора к героям и
событиям;
-составляет устное
высказывание;
-может правильно отвечать на вопросы и
приводит пример из произведения, продемонстрировав знание и
понимание текста произведения;
- соблюдает речевые нормы русского
языка;
-составляет план, оформляет
кластер.
4. Қажетті ресурстар/Необходимые
ресурсы:
4.1
Учебник «Русский язык и литература»,
авторы Ж.Х.Салханова, Ж.К.Киынова, А.Е.Бектурова 1
часть
4.2. Collegt SmartNation.kz- портал автоматизации
ТиПО
4.3. Видео
урок Александр Сергеевич Пушкин. Роман в стихах
«Евгений Онегин»
youtube.com/watch?v=fDqD2NgKWUQ
5.Сабақ
барысы/Ход
занятия
1.Организационный момент. Проверка готовности
студентов к занятию.
2. Прогнозирование темы
урока.
Слово
преподавателя.
Вы выполнили опережающее задание – прочитали
роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений
Онегин».
- Что вы можете сказать о названии
романа?
- Как думаете о чем будем говорить на
уроке?
- Как называет автор Евгения
Онегина?
(Онегин, добрый мой
приятель)
Студенты определяют тему урока, записывают в
тетрадь.
Слово
преподавателя.
- Сегодня мы поговорим об Евгение Онегине,
которого считают образцом «лишнего
человека».
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать
цели обучения.
Демонстрация преподавателем
видео урока
«Александр Сергеевич Пушкин. Роман в стихах
«Евгений Онегин»»
3.Актуализация знаний. Cтратегия «Только
минута».
В течение одной минуты, в паре студент
рассказывает одногруппнику о литературных направлениях и их
особенностях. Через минуту другой студент делится
информацией.
Студенты могут опираться на
вопросы:
- Какие литературные направления вам
известны?
- Что можете сказать об особенностях этих
направлений?
(Обучающиеся могут перечислить
следующее:
- объединяют писателей определенной исторической
эпохой;
- представляют особый тип
героя;
- выражают определенное
мировоззрение;
- выбирают характерные темы и
сюжеты;
- используют характерные художественные
приемы;
- работают в определенных
жанрах;
- выделяются стилем художественной
речи;
- выдвигают определенные жизненные и эстетические
идеалы.)
- К какому литературному направлению относится
роман "Евгений Онегин"?
- Почему автор избрал это
направление?
Ответ студента: По праву считается, что роман «Евгений
Онегин» был первым русским произведением, написанным в направлении
реализма. Пушкин, увлеченный историей России, стал задумываться над
социально-политической ситуацией в империи, что и привело к
переходу его творчества от романтизма к
реализму.
4. Прием “Верные и неверные
высказывания”.
Студентам предлагается список утверждений,
созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать.
Преподаватель просит установить, верны ли данные утверждения,
обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией,
возвращаемся к данным утверждениям, и студенты оценивают их
достоверность, используя на уроке полученную
информацию.
Преподаватель просит установить, верны ли данные
утверждения, обосновывая свой ответ.
1. Правда ли, что «Евгений Онегин» - роман
в стихах?
2. Верно, что Евгений Онегин, главный герой
романа, жил в Москве?
3. Верно ли, что Онегин хорошо говорил на
английском языке?
4. Правда ли, что Онегин направляется в
деревню в гости к дальней родственнице?
5. Правда ли, что А.С. Пушкин совсем не
симпатизирует своему герою?
6. Верно ли, что Евгений Онегин в
романе постоянно ищет смысл жизни?
7. Правда ли, что Евгений Онегин – тип
молодого человека начала девятнадцатого века?
8. Верно ли, что Онегин не нашёл счастья,
хотя оно было так близко от него?
5. Словарная работа
Реализм (от лат. realis – вещественный)
– литературное направление, появившееся в
Европе и России в 30-х годах 19 века. Под реализмом понимается
правдивое отношение к действительности в
художественном произведении того или иного периода. Основные черты
реализма:
-
объективизм в изображении жизни (авторское видение
действительности);
-
нравственный идеал автора.
РЕАЛИЗМ в литературе - это
направление, основной особенностью которого
является правдивое изображение действительности и
ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений;
человеческий характер показан в зависимости от социальных
обстоятельств: от среды, в которой человек родился и
воспитывался.
Основные признаки:
-
художественное изображение действительности в знакомых для
обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной
жизни;
-
реальность рассматривается в качестве средства познания человеком
окружающего мира и самого себя;
-
образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким
образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника,
коллегу либо знакомого.
Реалистический/ ая,
ое. realiste m. 1. Отн. к реализму, свойственный реализму
(правдивому изображению действительности). Реалисический
роман.
Исторический словарь галлицизмов русского
языка
Хандра,
-ы, ж. Мрачное, тоскливое настроение, томительная скука. Впасть в
хандру. Х. напала (накатила) на кого-н. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь
русского языка
«Лишний человек».
Термин принадлежит И.С. Тургеневу, который в 1849
году написал «Дневник лишнего человека». «Лишним человеком» мы
называем литературный тип, для которого характерно конфликт с
обществом и невозможность реализовать себя в условиях этого
общества.
4. Деление на группы. Прием
«Мозаика».
1 группа
2группа
3 группа
4
группа

Задание: обсудить вопросы по содержанию
1
главы, привести пример из романа. Создать план. Оформить
кластер.
Дифференциация
1 группа:
- Составить сложный
план.
- Каков жанр
произведения?
- С чего начинает свой роман
Пушкин?
- Как автор представляет нам своего
героя?
- Зачем автор дал социальную биографию героя и
показал среду?
-Каково влияние воспитания, образования,
времяпровождения Онегина на формирование личности
героя?
-
Из чего складывается один день Евгения
Онегина
2 группа:
- Составить цитатный
план.
- Какова композиция
произведения?
- Является ли I глава экспозицией (вступлением)
романа? Почему?
- Первая глава должна была называться "Хандра".
Правомерно ли это?
- Можно ли утверждать, что 1 глава – история
болезни души Онегина?
- Какова причина хандры
Онегина?
- Объясните, Онегин понял последствия своего
образа жизни, понимает ли он причины своей
«болезни».
- Кто виноват, что Онегин стал таким, каким мы
его видим?
3 группа:
- Составить тезисный
план.
- Сколько сюжетных линий в
романе?
- Охарактеризуйте образ жизни юного Онегина,
столичного денди, его пристрастия и причуды, образование и
воспитание.
- Почему Онегин охладел к
жизни?
- Какие факты романа говорят о его духовном
кризисе?
- Пытается- Почему описан только один день из
жизни Онегина?
- Счастлив ли Евгений?
Почему?
4 группа:
- Составить вопросный
план.
- В чем проявляется реализм
романа?
- Что мы узнали о герое из I
главы?
- Чем пытался занять себя
герой?
- Кто виноват, что Онегин стал таким, ничего не
умеет, ничем не занят?
- Объясните философские принципы жизненной
позиции Онегина, его отношение к окружающему миру; составляющие его
жизни.
- Что вы узнали о главном герое из 1
главы?
- Чему посвящено лирическое отступление в конце 1
главы, какова его роль?
По завершении работы студенты презентуют
подготовленные кластеры.
5. Задание группе. Ответить на вопросы теста
по содержанию 1 главы
Дополните предложения:
1.Онегин, добрый мой …
2.Онегин родился на …
3.Француз учил его …
4.Онегин одевался по …
5.Он по – французски мог … и …
6.Свет решил, что он .. и ..
7.Онегин читал …
8.Евгений рано познал науку …
9.К
Talon помчался: там уж ждёт его ..
10.Всё украшало кабинет для …, для
…
11.Мой Онегин, …, в своей одежде был
педант.
12.Рано … остыли, ему … света шум, … и
надоели.
13.Им овладела понемногу …
14.Онегин за перо взялся, но …
15.Книги тоже надоели, потому что там …, там ..
иль …
16.Онегин едет к дяде, чтобы …
Обобщение:
- Является ли Онегин воплощением типа
«лишнего человека»?
6. Рефлексия:

7. Домашнее задание:
Первые 4 строфы
романа выучить наизусть (“Мой дядя самых честных
правил...”)