Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Ашық сабақ "Дорога жизни", 9 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГУ «Школа-интернат «Ақ ниет» Управления образования ВКО
Открытое коррекционное мероприятие на тему:
«Дорога жизни»
Педагог-психолог
Меньшикова Е.В.
г. Усть-Каменогорск, 2020
Открытое коррекционное занятие педагога-психолога Тема: «Жизненный путь или Дорога жизни».
Педагог-психолог - Меньшикова Е.В.
Цель: формирование адаптивного отношения к жизни, осознание ценности жизни, профилактика суицида несовершеннолетних.
Задачи
Образовательные:
-
освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения;
-
формировать осмысленность жизненного пути;
-
помочь сформировать активную жизненную позицию.
Развивающие:
-
развитие навыков взаимодействия, коммуникабельности, сплочение коллектива;
-
развитие умения находить внутренние и внешние ресурсы для разрешения трудных ситуаций;
-
развитие саморефлексии.
Воспитательные:
-
развитие толерантного отношения друг к другу;
-
воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.
Тип тренинга-урока: целевое применение практических навыков в жизни.
Вид тренинга-урока: тренинговое занятие.
Методы работы: наглядный, демонстрационный, словесный, практический, интерактивный, диагностический, беседа, игра, сказкотерапия.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Категория участников: 9-11 классы и студенты.
Оборудование и материалы: аудитория с местом для работы над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, компьютер, видеоролик «Сказка о барашке», карточки с буквами для звуковой гимнастики, образцы стрел к тесту «Стрела жизни», мяч, белые листы бумаги А4, маркеры, таблицы на каждого учащегося, картинка чемодана.
Хронометраж: 45минут-1ч.
Структура тренинга-урока:
Вводная часть представляет собой ритуал приветствия, цель которого – создание положительного эмоционального фона, психологический настрой на работу, актуализация темы.
Основная часть включает в себя игры и упражнения, способствующие достижению целей тренинга-урока.
Заключительная часть – рефлексия состояния, ритуал завершения занятия.
Прогнозируемый результат:
-
анализ собственных источников негативных переживаний;
-
поиск и активизация позитивных ресурсов;
-
освоение способам эмоционального самовосстановления;
-
осознание своего предназначения в жизни.
План тренинга-урока
I Приветствие.
Упражнение «Цвет моего настроения».
II Психологический настрой на тренинг-урок.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
III Актуализация темы тренинга-урока.
-
Диагностическое упражнение «Стрела жизни».
-
Психологическая притча «Кругосветное путешествие».
IV Основная часть тренинга-урока.
1.Разминка «Капкан или замкнутый круг».
2.Упражнение «Мои ресурсы».
3.Игра «Обрыв».
4.Игра «Мяч».
5.«Сказка о милостивой судьбе» Д. Соколов.
Релаксационное упражнение «Горная вершина».
(Выполняется под музыкальное сопровождение)
6.Упражнение «Жалуется – хвастается».
7.Упражнение «Диалог двух карандашей».
8.Упражнение «Таблица».
V Заключительная часть тренинга-урока.
1.Видеоролик «Сказка о барашке».
2.Упражнение «Чемодан».
VI Рефлексия.
Упражнение «Заключительное слово».
VII Прощание.
Ход тренинга-урока
I Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
Возьмитесь за руки и встаньте в общий круг. Посмотрите друг другу в глаза. А теперь по кругу назовите цвет своего настроения.
II Психологический настрой на тренинг-урок.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
- Прежде чем приступить к нашему занятию, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
Я – воздействует на работу всего организма;
ХА – помогает повысить настроение.
III Актуализация темы тренинга-урока.
- Благороден и прекрасен жизненный путь человека. Но как непросто складывается судьба каждого из нас. «В 15 реку жизни не войдешь дважды»,— говорили древние греки. «Каждому — свое»,— утверждали в Риме. «Каждый неповторим и уникален»,— говорим мы сейчас. Каждому человеку предстоит определить свой собственный путь, найти свою судьбу, создать себя для жизни, борьбы, труда, творчества и любви.
Наше сегодняшнее занятие о том:
как ум мешает нам жить и как сделать так, чтобы ум помогал жить;
что основополагающее влияние на наши чувства оказывают не события жизни, а наша система убеждений и каждый может разобраться в том, как появились эти убеждения, и изменить их;
каким образом мы сами себе создаем проблемы, и что нужно сделать для того, чтобы прямо сейчас жить эффективно;
как наши ожидания и наше отношение к миру влияют на то, что происходит с нами завтра.
1.Диагностическое упражнение «Стрела жизни».
- Ребята, сложите маленькие листочки пополам. Выберите одну из стрел, которая больше всего подходит к вашей жизни, и нарисуйте ее на листочке.
Интерпретация: много ухабов – кризисы, прямая – спокойная жизнь, круглая – жизнь замыкается в цикл. Верхняя часть листа – позитив, нижняя – негатив.
2. Психологическая притча «Кругосветное путешествие».
«Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:
- Почему Вы никогда не обедали у нас?
- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.
- Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... - сказал ему капитан».
Обсуждение:
- О чем эта притча? (Ответы учащихся).
Вывод: Каждый из вас увидел в ней свой смысл, но один из них таков: в «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо. Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца — это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления.
IV Основная часть тренинга-урока.
1. Разминка «Капкан или замкнутый круг».
- Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?
Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.
Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.
Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия).
Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга.
Обсуждение:
- Что чувствовали себя пойманные люди?
- О чем думал капкан?
- Как пришли к верному решению?
Вывод: Так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами.
2.Упражнение «Мои ресурсы».
- Многие люди, сталкиваясь с проблемами, чувствуют себя «загнанными» в тупик и неспособными изменить ситуацию. Это происходит потому, что их видение ситуации становится «туннельным», то есть они видят только тупик и не способны посмотреть на ситуацию со стороны. «Туннельное» зрение действительно похоже на то, что человек видит, находясь в настоящем туннеле. Он способен различить только светлое пятно. Для человека в ситуации беспомощности это светлое пятно – проблемная ситуация. Что же делать, как увидеть выход?
Ребятам предлагается самим попытаться найти ответ на этот вопрос. После того как будут озвучены разные точки зрения, ведущий продолжает.
Вывод: Самое главное, нужно успокоиться и оглянуться вокруг в поиске ресурсов. Ресурс – это запас, который есть у каждого. Ресурсы – это помощь друзей, значимых взрослых, обращение к людям, имеющим опыт разрешения подобных ситуаций. Ресурс – это собственные возможности, которых мы часто сами не осознаем.
3. Игра «Обрыв».
-
На полу изображена черта, за чертой – «обрыв». Все становятся в
одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников
должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку
группы. Обратите внимание как использовать
поддержку группы.
Обсуждение:
-
Легко ли было идти?
- Какие способы использовали?
- Хотели ли бы вы реально оказаться в такой ситуации?
- Как вы себя повели?
- А если бы от этого зависела ваша жизнь или жизнь другого человека?
- Какое качество для этого понадобиться? (Мужество).
Вывод: Жизнь требует мужества.
4. Зрительная гимнастика.
5. Игра «Мяч».
- Сейчас я брошу мяч одному из вас и задам ситуацию, если вы отвечаете позитивно, группа соглашается, а если нет, то вам снова
отвечать, и так пока не найдете позитивного способа. Ответив позитивно, мяч возвращаете мне.
Ситуации:
Получил двойку… Поскользнулся и упал
в людном месте…
Хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой)…
Хотел подарить подарок,
а денег нет…Конфликт с учителем…
Стал жертвой зависти,
строят козни, наговаривают…
Дали кличку…Провоцируют на драку…
Потерял большую сумму
денег или дорогую вещь… Ссора
с другом…
Вывод: Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потруднее. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя.
6. «Сказка о милостивой судьбе» Д. Соколов.
Росло два деревца: молодых и красивых.
Вечерами они шептались о судьбе.
- Я
вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках
поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я
первой буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет
время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие
и замечательные...
- Нет, говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом
сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми
листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник
выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной
подушке...
И
что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево.
Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную
шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в
себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку,
замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и
выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж -
спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из
них - то, что было когда-то первым деревцем, - расскажет, что
вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой
шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой
судьбе.
Обсуждение:
-
Можно ли изменить судьбу?
- Какова судьба дерева? (Рост, всасывание, цветение).
-
Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода,
смерть).
- Как хотело изменить судьбу второе
дерево?
- Достигли ли они своих целей?
- Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?
- Что определяет: смысл жизни судьбу или судьба смысл жизни?
- Для чего живет человек, зачем он пришел в этот мир?
- Для чего живете вы?
Вывод: Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Релаксационное упражнение «Горная вершина» (выполняется под музыкальное сопровождение).
- Сядьте удобно. Глубоко вздохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? Удобна посадка? Опущены ли плечи? Насколько удобно положение рук и ног? Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
- Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха, и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки…Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины.
Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор.… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами? Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрас