Материалдар / Ашық сабақ Мамин-Сибиряк "Приемыш"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ашық сабақ Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель: добиться осмысленного восприятия идейно–художественного содержания рассказа; развивать творческое мышление, умение излагать свои мысли, обобщать, выделять главное, воспитывать любовь к природе, милосердие, чувство сострадания «к братьям нашим меньшим» Тип урока: комбинированный Методы: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо» (кластеры, пятистишие, диаграмма Венна, письмо учителю)
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Маусым 2018
354
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Цель: добиться осмысленного восприятия идейно–художественного содержания рассказа; развивать творческое мышление, умение излагать свои мысли, обобщать, выделять главное, воспитывать любовь к природе, милосердие, чувство сострадания «к братьям нашим меньшим»

Тип урока: комбинированный

Методы: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо» (кластеры, пятистишие, диаграмма Венна, письмо учителю)

Приемы: беседа, анализ текста, чтение, устные выступления учащихся.

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, парная.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка, иллюстрации к рассказу, музыка.

Подготовка к уроку: подготовить биографию Д.Н. Мамина- Сибиряка.

Структура урока:

1.Ориентировочно – мотивационный этап.

Организационный этап

- Сегодня у нас гости! Мы спокойны, мы уверены в себе. Урок пройдет удачно, успехов нам! Присаживайтесь,

Класс разделен на две группы.

ІІ. Проверка домашнего задания.

- Что вы знаете о Мамине – Сибиряке?


О Д.Н. Мамине-Сибиряке


Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". Эту книгу вы видите на слайде. Она очень нравится всем детям.

Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".

ІІІ. Актуализация знаний.

1.- А какие его произведения вы знаете?

- Серая шейка, Аленушкины сказки, Приваловские миллионы, Волки, Вертел.

2.- Какие ассоциации возникают у вас к слову лебедь? (символ красоты, гордая птица, царь – птица, поэтический образ, символ верности)

- Прекрасно. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Лебедь .

Мозговая атака.

- Как называют человека у которого нет родителей? Сирота.

- А сироту, которого усыновили? Приемыш. ? Значит, тема нашего урока – рассказ

Д. Мамина – Сибиряка «Приемыш». В словаре русского языка Ожегова говорится так; Приёмыш- приёмный сын или приёмная дочь.А сегодня мы с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

3.- Какую цель поставим сегодня перед собой?

а) познакомиться с рассказом Д. Мамина – Сибиряка «Приемыш»;

б) понять идейное содержание рассказа;

в) проанализировать рассказ.

- Эпиграфом к уроку станут слова Роберта Рождественского:

«Не навреди, человек,

ни березе, ни морю,

влажной тропинке и птице,

летящей во тьму»

ІV. Формирование новых знаний

Словарная работа

При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.

Жил бобылём- жил один

Пестрая собачонка – түрлі түсті ит

Приемыш – асыранды құс

Сытый –тоқ

Кусок отнимет- кусок возьмёт и съест

Залилась отчаянным лаем-стала очень громко лаять

Дряхлый – әлсіз (слабый)

Выбьется из сил-шаршады

Выросли на полной воле- бостандықта өсті

Грезилось – елестеді

Знакомство с рассказом «Приемыш»

Работа с текстом.

Чтение текста по частям и работа над его содержанием.

Анализ художественного произведения. Рефлексия.

У вас на столах лежат вопросы, каждая группа читает свою часть и отвечает на вопросы (режим работы в парах, групповой)

Задание І группе: 1.Назовите главных действующих лиц в рассказе? В рассказе главные действующие лица: Соболько, Лебедь, Тарас, автор.

2. С каким чувством Тарас произносит слово «гуляка»?Тарас произносил слово «гуляка» с нежностью, с любовью.

3. Откуда Тарас достал лебедя? Охотники застрелили лебедя с лебедушкой, он остался один. Тарас подумал, что он пропадет и поймал его.

4. Подружился ли лебедь с Соболькой? Да, сначала он боялся, а потом привык.

5. Почему автор сравнивает Тараса с ребенком? Потому что только дети могут искренне смеяться от души.

6. Каким предстает Тарас в этой части рассказа? Тарас в первой части рассказа предстает добрым, заботливым, любящим животных.

7. За что автор любил Тараса? Тарас очень хорошо рассказывал, много знал, он был хороший и умный старик.

8. Озаглавьте І часть.

«Соболько, лебедь и Тарас»

«Близкий человек»

«Жить втроем»

«Хороший человек»

«Дружба»


Задание 2 группе: 1.Вкакое время года автор вновь попал на Светлое озеро? Автор снова попал на Светлое озеро поздней осенью, когда выпал первый снег.

2.Каким мы видим Тараса во ІІ части? Он имел утомленный, дряхлый, жалкий вид.

3. О чем рассказал Тарас автору? О своем горе. Как прилетела стая лебедей, Приемыш привязался к ним и улетел с ними вместе.

4. Как автор описывает тоску Приемыша? Потом вижу, мой Приемыш затосковал.... Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места.

5. Почему Тарас думал, что Приемыш пропадет? Тарас думал, что Приемыш не выдержит перелета, выбьется из сил, отстанет от стада и пропадет....

6. Как писатель описывает прощанье Приемыша с Тарасом? В последний то раз отплыл от берега, остановился и как крикнет по своему! Дескать, спасибо, дедушка, за хлеб, за соль...! Первое время сильно тосковали, по ночам казалось, что Приемыш у берега крылышками хлопает.

7. Как вы назовете ІІ часть?

«Опять одни»

«Приемыш улетел»

«Тоска лебедя»

«Рассказ про свое горе»

V. Закрепление новых знаний

Составление диаграммы Венна

У.- Сравните Приёмыша и Соболько.

Чем они отличаются?

Что общего в жизни собаки и лебедя?

Дети делают вывод.

Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.

1.Составьте синквейн (пятистишие) к слову «Лебедь» (режим работы групповой)

1 группа: 1.лебедь

2.белый, чистый

3.плавает, летает, поет

4.ждет свою любимую

5. верный

2 группа: 1.лебедь

2.нежный, красивый

3.плавает, сторонится, тоскует

4.спасибо, дедушка, за хлеб, за соль….!

5. Приемыш

Лебедь - очень сильная и храбрая птица. Он смело вступает в бой не только с хищными птицами, но и с лисицами и собаками. Ударами своих огромных крыльев и клюва лебедь способен даже их убить. В начале июня у лебедей выводятся птенцы. Нескладными и некрасивыми появляются на свет лебедята. Они грязно-серого цвета, неуклюжи и беспомощны – первые дни не могут ничего есть. Не беда! Потом из них вырастут красивые, гордые птицы.

VІ. Контроль

Напишите мне письмо – эссе о сегодняшним уроке. (режим работы индивидуальный).



Выполнение теста.

Тест

В какое время года происходили события, описываемые автором?

Зимой

Весной

Осенью

Как называется озеро?

Синее

Светлое

Грязное

Как звали старика?

Иван

Семён

Тарас

Сколько лет жил Тарас на озере?

10

40

5

С кем жил старик на озере?

С собакой

С курицей

С лисой

Как звали собаку?

Тузик

Соболько

Шарик

Какую птицу приютил Тарас?

Лебедя

Утку

Индюка

Как старик назвал птицу?

Прикормыш

Выкормыш

Приёмыш

Где Тарас запер птицу?

В сундуке

В ящике

В избушке

Для чего старик запер птицу?

Чтобы не улетел

Чтобы никто его не увидал

Чтобы не играл с собакой

Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

Остался жить с Тарасом

Улетел в лес

Улетел в тёплую сторону


VІІ. Рефлексия

1.Что для себя вы взяли с этого урока?

- Нельзя обижать лебедей

-Надо помогать птицам и животным

- Если к птицам относиться хорошо, то они будут нашими друзьями

- Надо заботиться о птицах.

2. Интересен ли мне Мамин – Сибиряк, буду ли я читать его рассказы?

 Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях

Закончите предложения:

  • Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

  • Рассказ помог понять…

К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой “царской птицы” 

VIII. Оценивание

Д/з: Задание 1 группе. – Найдите материал и подготовьте сообщение о детском писателе Анатолии Алексине.

Задание 2 группе. – Подготовьте сообщение об артистах Каазахстана. Прочитайте рассказ «Актриса»

Вывод:Известно, что казахи всегда трепетно относились к лебедям, считая их неприкосновенными птицами.

Хочу прочитать цитату С. Сейфуллина, который собрал большой материал о них.

«Прекрасный лебедь, рассекающий гладкую поверхность глубокого серебряного озера, обрамленного шелестящим, как зеленый шелк, тростником, пробуждает мечты кочевников, ласкает взор. Лебедь гордо и отрешенно плывет над таинственной глубиной, волны которой обнимают его грудь. Трубя звонкую песню, плещется он в алмазных брызгах, затем белые красавцы ныряют в холодную прозрачную глубину и рвут молодые листья камыша, колыхающихся подводных растений, чтобы после снова нежно курлыкать от радости жизни. Они отдыхают за плотной, как занавеска новобрачных, зеленой стеной камыша и рогоза. Невинные и прекрасные чистые птицы с серебряным мелодичным голосом украшают озеро, делают его привлекательным. Кочевник – казах, выросший и живущий в объятиях чудесной природы, превращает лебедя в символ чистоты, благородства, безупречной красоты».

Природа беззащитна, человек остается в ответе за все его окружающее. И я думаю, что ни у кого из вас после сегодняшнего урока не поднимется рука на это прекрасное создание.













Восходская средняя общеобразовательная школа










О т к р ы т ы й у р о к



Д.Мамин – Сибиря «Приемыш»



6 класс









Учитель: Р.А. Хажиева.





2016 - 2017 учебный год







Восходская средняя общеобразовательная школа










О т к р ы т ы й у р о к



В.Г.Короленко «Слепой музыкант»



8 класс









Учитель: Р.А. Хажиева.





2017 - 2018 учебный год







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!