Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ашық сабақ «Русская литература начала 20 века».
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: «Русская литература начала 20 века».
Цели:
а) повторить материал, изученный по разделу «Русская литература начала 20 века», почему прогрессивные писатели начала 20 века вели активную борьбу с декадентством.
б) Развивать умение учащихся работать в команде, формировать умений и навыков обобщать и делать выводы.
в) Воспитывать интерес к литературе как учебному предмету, ответственность.
Оборудование: презентация по теме, предметы из изученных произведений ( монета), таблички «1 команда» и «2 команда».
Орёл, решка, монета, «Мы выбираем категорию …»
Форма: нетрадиционная
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: групповая работа
ХОД УРОКА:
1. Орг.момент.
2. Опрос дом. задания.Показ слайда
Фронтальный опрос по пройденным темам «Мозговой штурм»:
Игра «Угадай»
Объяснение правил игры
- Перед вами несколько категорий.
- Прочитайте их.
«Предмет», «Писатель», «Литературный герой», «Отрывок», «Картинка(Бэла)».
- Можно выбирать любую категорию.
- Вы будете выбирать категорию, выполнять задания.
- Играть будете по очереди.
- А вот кто начнёт игру первым, решит наша волшебная монета (монета, орёл, решка).
Подбрасываем и смотрим, кто начинает.
(микроитог)
Слайд №1.
Категория «Предмет»
Задание: назвать из какого произведения и что на руках.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Категория «Писатель»
Задание: определить писателя по фото.
За правильно названную фамилию команда получает 1 балл, фамилию и имя – 2 балла, фамилию, имя и отчество – 3 балла.
Категория «Литературный герой»
Задание: по описанию назвать имя литературного героя.
За правильный ответ 1 балл, если называют литературное произведение +1 балл.
Категория «Из какого стихотворения отрывок?»
3. Обьяснение нового материала.
Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.
В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.
Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.
СИМВОЛИЗМ
-
От гр. symbolon - знак, символ.
-
Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
-
Связь с мировой культурой.
-
Интерес к отечественной классике.
-
Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию
идеала. Ощущение хаоса.
-
Особая роль творчества.
АКМЕИЗМ
-
От гр. akme - высшая степень чего-либо.
-
Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.
-
Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.
-
Человек должен найти лад с собой и с миром.
-
Связь с мировой культурой и русской классикой.
Акмеизм - «acme» - вершина
-
«Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность
-
Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции
-
Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека.
-
Ясность слова
-
Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту
ФУТУРИЗМ
-
От лат. futurum - будущее.
-
Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира.
-
Творчество как продолжение природы.
-
Отказ от традиций.
-
Разрушение существующей системы жанров.
-
Разрабатывается тонический стих.
ИМАЖИНИЗМ
-
От англ. и фр. image - образ.
-
Имажинизм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.
4. Закрепление. (Видеоролик)
Подведение итогов урока:
Рефлексия
Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?
Ожидаемые ответы от учеников:
Россия пережила 3 революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.);
Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.
Первую мировую войну 1914 – 1918 гг.
Гражданскую войну.
Оценки командам.
Домашнее задание: Подготовить доклад по одному из литературных направлений начала 20века (модернизм, акмеизм, футуризм, имажинизм) .
-
Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята.
- Я рада вас видеть.
- Садитесь.
- Сегодня у нас открытый урок. Я пригласила гостей. Поздоровайтесь с ними.
- Не забывайте, что на уроке надо говорить хорошо, соблюдать ударение.
- Какой у нас дежурный звук? (ч-ш)
- За произношением каких звуков должен следить каждый из вас?
- Какая тема урока?
- Урок у нас пройдёт необычно. Мы будем играть в игру «Угадай!»
- Нам нужно разделиться на 2 команды.
(микроитог)
-
Объяснение правил игры
- Перед вами несколько категорий.
- Прочитайте их.
«Предмет», «Писатель», «Литературный герой», «Отрывок», «Картинка».
- Можно выбирать любую категорию.
- Вы будете выбирать категорию, выполнять задания и получать вот такие жетоны. Нужно набрать их как можно больше.
- Играть будете по очереди.
- А вот кто начнёт игру первым, решит наша волшебная монета (монета, орёл, решка).
Подбрасываем и смотрим, кто начинает.
(микроитог)
-
Игра «Угадай»
-
Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал…Его главное оружие-делать человека смешным. (Харлампий Диогенович из рассказа «13 подвиг Геракла»)
-
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…до меня доходил запах духов от неё…к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка. (Лидия Михайловна из рассказа «Уроки французского»)
-
Она была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. (Настя из рассказа «Кладовая солнца»)
-
Девочка росла без подруг…Играя, дети гнали её, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили…Одна за другой наивные попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения. (Ассоль из феерии «Алые паруса»)
Категория «Отрывок»
Задание: определить, из какого произведения отрывок.
За правильный ответ 1 балл.
-
Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, на берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая, и ты будешь стоять там. …Ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки. («Алые паруса»)
-
- Отчего ты такой?
- Не знаю.
- А отчего ты на других непохожий?
- Оттого, что мне трудно.
- А как тебя зовут?
- Меня никто не зовёт, я один живу. («Неизвестный цветок»)
3) Кислая и полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом. («Кладовая солнца»)
4) Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые туески, а у одного был ковшик без ручки. («Конь с розовой гривой»)
5) Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её - аккуратными плотными рядами в ней лежали макароны. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока. («Уроки французского»)
6) Деревня Новая небольшая, и, когда Константин Иванович подкатил на такси, сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын с семьёй, средний, Костя, учёный. («Срезал»)
7) - Расскажите, как вы решили задачу.
- …
- Мы вас слушаем.
- Артиллерийский снаряд…
- Дальше.
- Артиллерийский снаряд…артиллерийский снаряд.
- Вы что проглотили артиллерийский снаряд?
- Да.
- Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал. («13 подвиг Геркала»)
Категория «Картинка»
Задание: определить, из какого произведения картинка.
За правильный ответ 1 балл.
-
Итог урока
- Вот и заканчивается время нашего урока.
- Давайте подведём итог.
- Посчитайте свои жетоны.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
-
Инструктаж домашнего задания
- Как вы думаете, какое будет домашнее задание?
(Задания, которые не успели выполнить на уроке из категорий «Литературный герой» и «Отрывок» - выполняют дома, сами выбирают себе категорию)
11 класс.
|