Ахметова Шолпан
Кумашевна
Учитель русского языка и
литературы,
КГУ «Средняя школа №9
города Зыряновска»
Город Зыряновск,
Восточно-Казахстанская область
Русский язык 9
класс
Тема. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными.
Цели:
Образовательная: создать
условия для усвоения знаний о способах и последовательности
присоединения придаточных предложений к
главному.
Развивающая: создать
условия для развития умения определять способы
подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными,
расставлять знаки препинания, уметь видеть и исправлять свои
ошибки.
Воспитательная: создать
условия для воспитания уважения к мнению другого
при работе в группах.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для
индивидуальной работы,
презентация
Ход
урока.
I.Организационный момент.
Слайд 1. «По следам ошибок» (Устно
объяснить знаки препинания в данных предложениях, опираясь на
теоретический материал в справочниках)
II. Работа над эпиграфом к уроку. Слайд
2.
«Можно с уверенностью
сказать,
что человек, говорящий на одном языке,
беднее мыслит, чем человек, который владеет двумя и более
языками»
Л.Н.Толстой
-объяснить постановку знаков препинания, назвать
тип предложения
- определить тему
урока
- какие цели перед нами стоят?
(определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими
придаточными, расставлять знаки препинания, уметь видеть и
исправлять свои ошибки)
III. Актуализация
знаний.
Слайд 3,4. 5
-рассказать о типах сложных предложений (ССП,
СПП, БСП)
-рассказать о видах придаточных
предложений
-привести примеры СПП с придаточными
обстоятельственными, изъяснительными,
определительными
IV. Формирование пунктуационных навыков,
умения конструировать предложения, составлять схемы. Слайд
6
«На практике проверить можно точно, кто
смог теорию усвоить прочно!»
1. Слайд
7. Составьте и запишите сложноподчинённые
предложения, подобрав к главной части подходящую по смыслу
придаточную часть.
2. Слайд
8. Найдите сходство и различие (Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными, изъяснительными,
обстоятельственными)
Слайд 9
Самопроверка.
3. Слайд
10. Вставьте нужные по
смыслу союзы, определите тип придаточного
предложения.
4. Слайд
11. Подберите к данным схемам
предложения.
1.[ ], ( ). 2.
( ), [
]. 3. [ , ( ),
].
А. Деревня, где
скучал Евгений, была прелестный
уголок.
Б. Когда дверь
была закрыты на ключ, Арина Петровна приступила к
делу.
В. Стоит он тяжко
и вздыхает, пока не озариться
восток.
Ответы: 1 В, 2 Б, 3
А.
Слайд
12. Сделать вывод о видах подчинения (однородное, неоднородное,
последовательное, комбинированное)
Слайд
13. «Реши проблему!» Составить диаграмму Венна (различие, сходство,
различие)
V. Слайд 14. «Лови ошибку!» Расставить знаки
препинания, составить схемы
предложений
Виктор попросился в забойщики потому что он
слышал что это самая почётная профессия на
шахте.
Книга –мой
друг что не приносит горя что всегда дарует нам
покой.
Когда наступили сумерки мы остановились в лесу
который стоял плотной стеной.
VI. Слайд 15. Сопоставительная
работа.
Перевести
предложения, определить вид, составить схемы
предложений:
Егер оқығанын әбден біліп
алмаса, ол олға жылжи
алмайды.
Басы жерге тигінше, ел ойын
ойлайды.
VII. Рефлексия. Слайд
16
-Я знаю… -Я могу…. –Я
умею….
VIII. Слайд 17. Чтобы упрочить ваши знания,
даю домашнее задание.
стр.214-218,
Упр.286, 292, 301(выбрать СПП с разными видами подчинения из любого
одного)