Материалдар / Ашық сабақ: "Стили речи."

Ашық сабақ: "Стили речи."

Материал туралы қысқаша түсінік
понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий, определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Қараша 2024
56
0 рет жүктелген
250 ₸
Бүгін алсаңыз
+13 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +13 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады




Раздел

ПУТЕШЕСТВИЕ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ФИО педагога


Дата


Класс

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Стили речи.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


С1. 7.1.1.1-понимать сообщение продолжительностью

3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий

С4. 7.1.4.1-определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста

Г3. 7.2.3.1-соблюдать морфологические нормы использования форм разных частей речи

Г5. 7.2.5.1-участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

Ч3. 7.3.3.1-формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни


Цель урока

Все учащиеся смогут:

Сравнивать тексты; отличить диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность;

называть слова одним словом или сочетанием; находить в предложении прилагательные и записывать их;

Большинство учащихся будут уметь:

согласовывать имена прилагательные с именами существительными ;

составлять постер на заданную тему;

Некоторые учащиеся смогут:

составлять диалог,опираясь на текст;

находить в тексте художественно-изобразительные средства.

Критерии успеха

выделять главную информацию из прослушанного текста;

различать типы текстов разных стилей;

выражать мнение по содержанию монолога/диалога

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

1. Приветствие. Деление на группы.

3. Прогнозирование темы, используя сюжетные картинки.

Вопросы учителя:

- Как вы думаете, какой стиль использует писатель для написания книги?

- Какой стиль используется для оформления заявления или объявления?

- Какой стиль мы используем для беседы с друзьями, родителями?

4. Сообщение темы, целей и критериев оценивания урока

1. Стратегия "Одиночный пузырь".

Заполните Восстановите кластер по теме "Стили речи"

Shape6 Shape5 Shape4 Shape3 Shape2 Shape1

публицистический

науч ный


художественный

разговорный



Официально-деловой

Стили

речи













Ф. Обратная связь

- Как отличается официально-деловой стиль от научного?

- публицистический стиль от художественного?

3.С каждой группы выступает один ученик – читает с места, остальные дополняют.

4. По критериям выставляют оценки на собственные листы оценивания.

5.Один ученик с группы выходит к доске, остальные уточняют или же дополняют ответ ученика, оценивают.


Интерактивное обучение


Разделение на группы прием «Мозаика»




Изучение нового материала

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения


П. Стратегия "Газетная статья"

1. Озаглавить статью;

2. Написать краткое содержание текста;

3. Выделить подробности;

4. сделать заключение.


Ф. Взаимооценивание. Критерий оценивания:

С4. Анализирует прослушанную информацию.

Дескрипторы:

- выбирает тему статьи;

- излагает краткое содержание текста;

- описывает детали;

- пишет заключение.


3. И.Стратегия "Литературный диктант"

1. Стили речи делятся на _______________.

2. К книжным стилям относятся __________.

3. Преобладание разговорной и просторечной лексики характерно для ___________ .

4. В средствах массовой информации используется _____________ .

5. Точная передача деловой информации - это цель____________.

Ф. "Проверь/Исправь"Взаимооцениваниена основе готовых ответов.

Чтение текстов разных стилей.

1 текст для первой группы.

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Ф. Обратная связь учителя

Как вы думаете, какова задача автора?

Сообщить информацию, воздействовать на читателя или сформировать отношение к общественной жизни?

К какому стилю относится текст?,

2 текст для второй группы.

Я люблю читать художественную литературу в свободное время. А ты?

Мне нравятся компьютерные игры.

А как же книги, словари?

Но ведь есть интернет. Заходи на нужный сайт и читай что хочешь.

Нет, всё-таки читать книгу лучше, чем сидеть перед компьютером.

Ф. Обратная связь учителя.

Как вы думаете, какова задача автора?

А как вы считаете?

К какому стилю относится текст?

Дифференцированное расширенное задание:

І. Назовите одним словом:

1. Краткое сообщение в печати.

2. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. 3. Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

ІІ. Расскажите, что вы узнали на уроке о публицистическом стиле по плану:

А. Какова цель публицистического стиля?

Б. Где он используется?

В. Какие слова и предложения для него характерны?

3. Используя знания о публицистическом стиле и газетной статьи, напишите заметку в газету о сегодняшнем уроке.


Ф. Взаимооценивание по дескрипторам

Ч2. Критерий оценивания:

Использует публицистический стиль.

Дескрипторы:

-распознает особенности публицистического стиля;

- определяет жанр данного стиля;

- создает краткий текст, используя данный стиль.

Учащиеся отвечают на вопросы, определяют тему урока.








Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.






Учащиеся составляют свой текст.










Взаимооценивание. Каждая пара оценивает другую пару (по часовой стрелке) с помощью листа оценивания.



Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер


Приложение


Рефлексия

Подведение итогов урока

Итак, наш урок подошел к концу.

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их?

- Повторили мы с вами свойства степени с натуральным показателем?

- Где нам могут пригодиться знания о степени и ее свойства?


Стратегия «Микрофон».

Рефлексия учеников в конце урока:

- что узнал, чему научился;

- что еще не ясно;

- в каком направлении необходимо работать.



Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.






Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ