Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля– общение.
Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в
устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в
дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без
предварительного отбора языковых средств. Большое значение в
использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация.
Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами
и мимикой.
К
языковым особенностям разговорной речи относится варьирование
интонации, ударения, паузы...
К
разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в
других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В
толковых словарях русского языка лексика, характерная для
разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может
встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие.
Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное
столечко, вместо слова столовая– столовка.
Используются также фразеологизмы, которые придают
речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не
делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища,
большущий, малюсенький...
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей
литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи.
Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной
информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной
обстановке, а также при написании словарей, учебников,
научно-популярных книг.
Для
научного стиля характерна лексика нейтральная:
земля ,вода, жизнь;
книжная: демонстрировать,
преобладать, и
специальная(термины):атом, структура, синтаксис,
и т.д. В научном стиле также употребляются
словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены
предложения, прямой угол и
др.
Научный стиль имеет свои особенности и в
грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия,
деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются
существительные в форме единственного числа в значении
множественного: Ландыш зацветает в начале мая.
Вещественные и отвлечённые существительные могут
употребляться в форме множественного числа:
шумы в сердце, морские
глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой
логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача
деловой информации. Деловой стиль используется в официальной
обстановке и для написания различных официальных документов,
деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и
др.
Деловой стиль характеризуется точностью,
сжатостью изложения, использованием штампов:
согласноприказу, на основании вышеизложенного,
в соответствии с постановлением...
В
деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления
(диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная
лексика.
В
деловых текстах используется строгий порядок слов в
предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах,
журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях
перед общественностью в агитационных целях.
Основная функция стиля – функция воздействия
(агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только
содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к
высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой
логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический
стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со
стилем художественной литературы.
В
публицистике используется лексика разных пластов:
книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик,
шумиха;
термины: атмосфера,
деликатничать...
Часто используются иноязычные слова:
шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук,
загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства
языка.
Стиль художественной
литературы
Стиль художественной литературы (или
художественный стиль) используется в художественных произведениях:
рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля –
воздействовать на читателя, а также информировать его о
чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью,
выразительностью, эмоциональностью. Используя
изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты
знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран
не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном
стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для
создания колорита эпохи используются устаревшие
слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей, И, обходя моря и
земли, Глаголом жги сердца людей.
(А.С.Пушкин)
Для
стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей
разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного
стиля.
Прослушивание аудиозаписи
стихотворения
П. Стратегия "Газетная
статья"
1. Озаглавить
статью;
2. Написать краткое содержание
текста;
3. Выделить
подробности;
4. сделать
заключение.
Ф. Взаимооценивание. Критерий
оценивания:
С4. Анализирует прослушанную
информацию.
Дескрипторы:
- выбирает тему статьи;
- излагает краткое содержание
текста;
- описывает детали;
- пишет заключение.
3. И.Стратегия "Литературный
диктант"
1. Стили речи делятся на
_______________.
2. К книжным стилям относятся
__________.
3. Преобладание разговорной и просторечной
лексики характерно для ___________ .
4. В средствах массовой информации используется
_____________ .
5. Точная передача деловой информации - это
цель____________.
Ф. "Проверь/Исправь"Взаимооцениваниена основе
готовых ответов.
Чтение текстов разных
стилей.
1 текст для первой группы.
Воспитанный человек… Если о вас скажут такое,
считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое в человеке. Быть
воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным,
тактичным, скромным.
Ф. Обратная связь
учителя
Как вы думаете, какова задача
автора?
Сообщить информацию, воздействовать на
читателя или сформировать отношение к общественной
жизни?
К какому стилю относится
текст?,
2 текст для второй
группы.
Я люблю читать художественную литературу в
свободное время. А ты?
– Мне нравятся компьютерные игры.
– А как же книги, словари?
– Но ведь есть интернет. Заходи на нужный сайт и
читай что хочешь.
– Нет, всё-таки читать книгу лучше, чем сидеть
перед компьютером.
Ф. Обратная связь
учителя.
Как вы думаете, какова задача
автора?
А как вы считаете?
К какому стилю относится
текст?
Дифференцированное
расширенное задание:
І. Назовите одним
словом:
1.
Краткое сообщение в печати.
2.
Научное или публицистическое сочинение небольшого размера в
сборнике, журнале или газете. 3. Сообщение о местных событиях,
событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и
телевидению).
ІІ. Расскажите, что вы узнали на уроке о
публицистическом стиле по плану:
А.
Какова цель публицистического стиля?
Б.
Где он используется?
В.
Какие слова и предложения для него характерны?
3. Используя знания о публицистическом стиле и
газетной статьи, напишите заметку в газету о сегодняшнем
уроке.
Ф. Взаимооценивание по
дескрипторам
Ч2. Критерий оценивания:
Использует публицистический
стиль.
Дескрипторы:
-распознает особенности публицистического
стиля;
-
определяет жанр данного стиля;
- создает краткий текст, используя
данный стиль.
|