Г.С. Таженова ,
учитель русского языка и литературы
Есенсайской средней общеобразовательной
школы
Акжаикского района Западно-Казахстанской
области
«Творительный падеж имён
существительных»:
Цель: использование знаний и умений в определении
падежей имён существительных.
Задачи урока: развивать умения различать падежи по их
признакам, правильно употреблять в нужном падеже , развивать
мышление и творческие способности учащихся, уточнить и расширить
знания учащихся о творительном падеже, формировать умения
определять творительный падеж по его признакам и использовать в
письменной речи, умение чувствовать прекрасное в окружающей
среде.
Оборудование : иллюстрации, таблица ,карточки.
Ход урока
Орг.момент.
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.Я вам
желаю хорошего настроения и интересной работы.
Орфографический диктант.
-Сегодняшний урок ,на котором мы продолжим
углублять знания о падежах, предлагаю начать с орфографического
диктанта. Запишите слова в два столбика.
пейзаж рисунок
алмаз альбом
дорожка берёза
едкий окраина
жемчуг тянулись
явление
госпожа
аромат
-Что объединяет слова 1 столбика? Какое слово в
нём лишнее? Какое слово лишнее во втором столбике?
Почему?
-Выделите карандашом в столбиках первые буквы
слов. Какие слова у вас получились?(падеж-
работяга).
Постановка проблемных
вопросов.
-Какие вопросы у вас возникли? Какой падеж взял
себе такой псевдоним? Почему его так назвали?
Поиск решения проблемы.
-Чтобы найти ответы на эти вопросы, я предлагаю
записать ассоциативный ряд к слову «работяга».
Падеж-работяга?- труд, работа,
творить.
-По
какому слову вы догадались,что так называют творительный
падеж?
Итак, почему же творительный падеж оказался самым
трудолюбивым среди всех падежей.
Формулирование темы и цели
урока.
-Сформулируйте тему урока.Какие задачи мы
поставили перед собой на этом уроке ?
Изучение нового
материала.
Беседа. «Что мы узнаем о творительном
падеже?».
Составление кластера.
Творительный падеж
Вопросы вспомогательное предлог
окончания
слово «творить»
Роль в предложении
Р абота в
группах.- Ребята у вас карточки с заданиями. Что вы знаете
о зимних месяцах?
1
2 3
Презентация от каждой
группы.
Задания:
1 .Данные существительные поставьте в творительном
падеже. Обозначьте окончания, укажите род.
Заниматься
Увлекаться
|
спорт, хоккей,
природа
|
Интересоваться
Любоваться
|
картина, музыка,
история
|
2.Поставьте существительные в творительном
падеже. Используйте предлоги над, под, с, за, перед.
Образец: гараж – перед гаражом.
Кирпич, мяч, матч, птиц, границ, луч, ключ, этаж,
столица, палец.
3.Спишите . Вставьте пропущенные буквы. Составьте
2-3 предложения.
Находиться за дворц…м, разговаривать с
учительниц…й, жить за границ…й, вытираться полотенц…м, ярким
солнц…м, тёплым месяц…м,
хорошей пословиц…й.
-Что нового узнали о творительном
падеже?
-Сегодня на уроке мы познакомились самым
трудолюбивым падежом , который любит творить так же , как и
вы.
Задание на дом: составить текст – описание катка или снежной
горы.