Материалдар / Ашық сабақ.Орыс тілінде дайындалған.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ашық сабақ.Орыс тілінде дайындалған.

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі пәнінен дайындалған ашық сабақ жоспары.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Сәуір 2024
177
0 рет жүктелген
700 ₸
Бүгін алсаңыз
+35 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +35 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ШЫМКЕНТСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. М.ТЫНЫШПАЕВА

2023-2024 учебный год

План урока № 44



Модуль /наименование предмета

Русский язык и литература

Тема урока

Ч.Айтматов. «И дольше века длится день». Тема исторической памяти.

Педагог

Назанова Перизат Сугралиевна

Курс

1

Группа


Сроки проведения урока


Виду рока

Комбинированный

Цель урока и результаты обучения

  1. Учить определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов.

  2. Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

  3. Формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения.

  4. Воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа.


Критерии оценивания

  1. Определяет сюжетно-композиционные особенности произведения, выявляет своеобразие художественных образов.

  2. Совершенствует навыки анализа художественного текста.

  3. Формирует собственное отношение к событиям и героям произведения.


Ресурсы

Учебник Русский язык и литература за 11 класс, презентация, раздаточные материалы, формат А3


Ход урока


1.Организационный момент: (5 минут)

А) Приветствие студентов

Б) Проверка чистоты кабинета, соответствие санитарно-гигиеническим нормам, проверка подготовки к уроку, чистота доски, отметка отсутствующих

В) Привлечь внимание студентов к уроку


Здравствуйте ребята.

Давайте проверим группу. Отметим отсутствующих.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Мы должны максимально показать свои знания по пройденным темам и по новой теме.

Имя человека связывает его с историей его семьи, народа, Родины. Издревле люди составляли родословные древа. Семья, в которой знают историю своих предков, их жизнь, - нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших. Не случайно у казахов есть пословица «Жеті атаңды біл» знать потомков до седьмого поколения. Если вы знаете историю своего имени, расскажите о нем.


2. Проверка домашнего задания ( 20 минут)

А) Проверка пройденной темы при помощи наводящих вопросов


Давайте проверим наши знания по пройденной теме. Ответьте на следующие вопросы.


Расскажите о жизни и творчестве Ю.Домбровского.

О чем говорится в произведении «Хранитель древностей»?

Охарактеризируйте внешний и внутрений портрет Зыбина?

Кто по профессии Зыбин?

С кем любит общаться Зыбин?

Почему он получил прозвище Хранитель древностей?

Где происходит события?

3. Подготовка к объяснению новой темы, практической работы

(5 минут)

А) Обратить внимание студентов к новой теме.

Б) Объявить тему, план и цели урока.




4. Объяснение новой темы (практической работы 30 минут)


Эпиграфом к нашему уроку будут служить следующие слова.


«Мы есть то, что мы помним и ждем...» Ч.Айтматов



Откройте тетради, запишите число и тему урока.


Как вы думаете можно прожить, не зная своего имени? Но как? Проблема жизни без имени волнует многих. Об этом свой первый роман написал киргизский писатель Чингиз Торекулович Айтматов «И дольше века длится день» ,позже издавался под названием «Буранный полустанок»

Лексическая (словарная) работа, запись в тетради. (Слова отображены на интерактивной доске).

Найманы – название одного из казахских родов.

Жуаньжуаны – кочевое племя, враждебное казахам.

Шири – плотная выйная часть верблюжьей шкуры, надеваемая на выбритую голову, орудие пытки.

Манкурт – раб, лишенный памяти и рассудка.

«Анна-Бейит» - «Материнский упокой» (название кладбища)

Сарыозеки – желтые просторы.



Чингиз Торекулович Айтматов – киргизский писатель, 1928 года рождения. Он писатель, государственный деятель, культуролог. Биография Чингиза Айтматова, наверное, во многом может считаться типичной для людей его поколения, поколения , которое принято называть «Дети войны». Родился в ауле в Таласской долине, в предгорьях Ала-Тоо. Благодаря матери, актрисы местного театра, Чингиз с детства хорошо знал русский язык. Его отца, видного государственного деятеля Киргизской ССР в 1937 арестовали, а через год расстреляли.

После окончания восьми классов, поступил учиться в Донамбульский зооветтехникум, продолжил образование в Киргизском сельскохозяйственном институте. И стал бы хорошим хозяйственником, но больше насущных проблем Чингиза Троекуловича увлекла душа человека, судьба человечества…

Приобщение к литературе Айтматов начал сразу с перевода русских книг на киргизский. После двухлетней учебы на Высших литературных курсах Чингиз Айтматов редактировал журнал «Литературный Киргизстан», а затем пять лет работал собственным корреспондентом «Правды» в Киргизии. Литературная судьба Айтматова складывалась удачно. Уже первые очерки и рассказы

обратили на себя внимание.

С1990 года Чингиз Торекулович окунулся в политику- был послом СССР и России в странах Бенилюкса, был послом Киргизии во Франции. Чингиз Айтматов был депутатом, он инициатор интеллектуального движения «Иссык- Кульский форум» ещё в 1986 году.

«Легенда о манкурте» Ч. Айматов краткое содержание:


Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием легенды о манкурте по роману Ч Айтматова «И дольше века длится день». Узнаем, о каком историческом времени повествуется в легенде, познакомимся с новыми для вас понятиями из прошлого казахского народа, поразмышляем над проблемой связи человека с настоящим через его прошлое и прошлое его народа, о роли памяти в нашей жизни.

Легенда о манкурте рассказывает про стрелочника по имени Едигей, который несет свой трудовой долг на степном железнодорожном разъезде. Он трудится там после войны и вдруг получает известие про гибель друга детства.

После этого он принимает решение похоронить своего друга на далёком кладбище и вспоминает в связи с этим историю о манкуртах. Так называют полученных особым образом рабов, которые представляют собой нечто наподобие зомби.

Для того чтобы получить манкурта, нужно полностью обездвижить человека и положить ему на голову свежевыделанную кожу. После этого такого человека оставляют под палящим солнцем в пустыне.

В итоге кожа понемногу сжимается и сдавливает голову потенциальному рабу. Если тот выживает, то забывает о своём прошлом, становится подчинённым одного хозяина, для которого выполняет любую работу беспрекословно. После этого такое создание чаще всего используется для того чтобы делать различные варианты самых трудных и грязных работ.

Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого. После надевания шири каждого обреченного заковывали деревянной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток.

Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали под сарозекским солнцем. В живых оставались один или два манкурта из пяти-шести. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей кожей. Неумолимо сокращаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Последние испытания сопровождались полным помутнением рассудка.

Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги. Это и был раб-манкурт, насильно лишенный памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти здоровых невольников. Манкурт не знал, кто он, откуда родом племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Манкурту в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

По легенде, на это кладбище пришла мать одного из манкуртов и хозяин этого раба вручил ему лук со стрелами, для того чтобы он убил женщину. Манкурт исполнил приказание и пронзил её, но перед этим с женщины слетел белый платок, превратившийся в летящую птицу. Поэтому кладбище в дальнейшем стали именовать Материнским у покоем.



Сейчас мы посмотрим видеоролик.


Кто такой Манкурт?

Какие чувства пробудила у вас легенда о манкурте?

О чем заставила задуматься легенда?

Почему Манкурт был таким ценным рабом?


Ответьте на вопросы:


Кто главный герой романа «Буранный полустанок»?

Где происходит история,описанная в романе?

Какое племя напало на сарозекские степи?

С какой целью Найман-Ана выехала в степь?

Какие права человека нарушили жуаньжуаны?

Ответ:(Жуаньжуаны нарушили права человека на личность и свободу)

Как   Найман-Ана пыталась вернуть сына?

Ответ:(Найман-Ана напевала ему колыбельную,звала его по имени)

Что сделал родной сын Найман-Аны?             

Ответ:Манкурт убивает свою мать.

 


Чтение текста.

Задание.

1.Озаглавьте текст

2.Найдите ключевые слова

3.Составьте тонкие и толстые вопросы по тексту









5. Закрепление новой темы

(Итоги практической работы (20 минут)

По данным вашим темам одна команда составить синквейн, а другая заполняет схему Фишбоун. Вспомним грамматику, морфологию и синтаксис.



Следующая наша работа творческая. По данным темам:

вы составите постер и проведете презентацию.

1.Манкурт в легенде.

2. Манкурт в современном мире.

6. Время объявления домашней работы

(5 минут)

Написать эссе на тему: Манкурты в современном мире.

7. Рефлексия

Ребята, сегодня вы показали свои знания по пройденной и по новой теме. Я думаю, что вы все усвоили, все активно работали.

Ребята отзывы, пожелания об уроке через стикера и оставьте на плакате.



Педагог:





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!