Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Авторская программа по русскому языку на тему "Моя речь"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию русского языка, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.
Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
1.2. Общие цели учебного предмета:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
* готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
* обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
* развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
* формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
* формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Русский язык в Казахстане имеет статус языка межнационального общения и играет важную роль в развитии культуры и образования. Хорошее знание русского языка – основа успешного обучения в школе.
В современных условиях развития общества раннее обучение русскому языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию , что способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Процесс обучения русскому языку характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет создания коллаборативной среды на каждом уроке, использования различных техник формативного оценивания (светофор, смайлики, цветовая гамма, сигналы рукой ), проведения групповой, парной работы, за счёт введения сказочных персонажей, использования дидактических и подвижных игр. Процесс обучения русскому языку представляет собой совместную деятельность учителя и детей.
Процесс обучения русскому языку будет эффективным, если он строится с учётом возрастных особенностей детей. Вывод заключается в определении важности разработки заданий интересных, занимательных и соответствующих ученикам. Важно, чтобы привлечение внимания учеников включало в себя важный элемент узнавания и возможности получения новой информации, связанной с тем, что они уже знают. У детей преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно.
Пояснительная записка
Одними из основных целей освоения программы по предмету русский язык являются развитие личности ребенка, его речевых и творческих способностей, формирование познавательных процессов деятельности (внимания, воображения и т.д.), воспитание интереса к изучению русского языка. Курс ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов. Кроме того, занятия по программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко.
Содержание курса способствует приобретению лексических навыков, навыков понимания содержания текстов разных жанров, восприятия на слух основного содержания несложных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания сочинений (заметок). При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ученик выполняет индивидуальную работу и принимает активное участие в работе группы.
Пресса, которая будет выпускаться ребятами, дает им возможность реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности. Занятия развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь » даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства. Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель программы :
1. познакомить с основными понятиями культуры речи;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане :
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов предложен курс по выбору обучающихся «Моя речь ». Курс рассчитан на 36 часов: 1 ч в неделю, 36 учебных недель.
Организация деятельности обучающихся на занятиях курса основывается на следующих принципах:
-
занимательность;
-
научность;
-
сознательность и активность;
-
наглядность;
-
доступность;
-
связь теории с практикой;
-
индивидуальный подход к учащимся;
-
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
-
принцип поощряемости творческих успехов ученика.
Методы и приемы
-
По источникам получения новых знаний:
-
словесные;
-
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, разработанные материалы).
-
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:
-
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
-
поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность).
-
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности:
-
создание ситуации успеха в обучении;
-
использование игровых форм организации деятельности.
-
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся:
-
учебные дискуссии;
-
творческие задания.
-
Методы контроля и диагностики:
-
устный контроль;
-
письменный контроль.
Творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у обучающихся наблюдательность, открывают для обучающихся прекрасный мир слова, учат любить и чувствовать марийский язык.
Планируемые результаты изучения
курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; - о нормах речевого поведения в различных сферах общения. знать:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи; - показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка; - назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Обучающиеся будут
уметь:
- составлять небольшие тексты;
- правильно планировать последовательность изложения ;
- обеспечивать развитие темы и основной мысли;
- учитывать ситуацию общения;
- умело соединять разные типы речи в тексте;
- соединять предложения, выбирая способы и средства
связи;
- самостоятельно пользоваться словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.
Учащиеся приобретут
навыки:
- написания текстов в жанре заметки и
интервью;
- редактирования написанного текста;
- создания школьной газеты.
Результат работы факультатива – выпуск школьных стенгазет и
написание заметок в газету «Дружные ребята» и журнал «Детские
странички».
Тематическое планирование занятий
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма контроля |
Деятельность учащихся |
1 |
Язык и его основные функции. Речь: виды и формы речи. 1.Язык и его основные функции. 2.Речь: виды и формы речи |
2 |
устная и письменная работа. |
Слушают сообщение, участвуют в беседе. |
2 |
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии 1.Орфография как раздел науки о языке. 2. Основные принципы русской орфографии |
2 |
устная и письменная работа. |
Участвуют в беседе, конспектируют. |
3 |
Тайна фонемы. 1. Морфема как значимая часть слова. 2. Способы словообразования. 3. Словообразовательный анализ. |
3 |
устная и письменная работа. |
Участвуют в беседе, конспектируют. |
4 |
Ударение над гласной может сделать букву ясной. |
2 |
устная и письменная работа. |
Участвуют в беседе, конспектируют |
5 |
Ударение над гласной может сделать букву ясной |
2 |
устная и письменная работа. |
Выполняют практическое задание – составляют текст. |
6 |
Коварные словарные слова |
2 |
устная и письменная работа. |
Выполняют практическое задание – составляют текст. |
7 |
Опасные согласные |
2 |
устная и письменная работа. |
Выполняют практическое задание – составляют текст. |
8 |
Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы. |
2 |
устная и письменная работа. |
Выполняют практическое задание – составляют текст. |
9 |
Фразеология.Словарь фразеологизмов. 1.Словарь фразеологизмов. 2.Анафора. |
2 |
устная и письменная работа. |
Выполняют практическое задание – составляют текст. |
10 |
Морфология. Из чего состоят слова? Морфология. 1. Имя существительное. Разряды существительных. 2. Имя прилагательное. Правописание имен прилагательных. 3. Глагол. Грамматические признаки глагола. |
3 |
устная и письменная работа. |
Выполняют практическое задание – составляют текст. |
11 |
Морфемика. Морфемный разбор. |
2 |
устная и письменная работа. |
Готовят материал, занимаются поисковой работой. |
12 |
Синтаксические нормы Лексические нормы |
2 |
устная и письменная работа. |
Выполняют практическое задание - составляют текст. |
13 |
Хорошо ли ты знаешь части речи? 1. Предлог как часть речи. 2. Союз как часть речи. 3. Частица как речи. |
3 |
устн Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз |