Материалдар / Бағдарлауды үйренеміз
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Бағдарлауды үйренеміз

Материал туралы қысқаша түсінік
Бағдарлауды үйренеміз
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Маусым 2019
358
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Сборник заданий
формативного оценивания
Русский язык и литература
(с нерусским языком обучения)
8 класс

ПРОЕКТ

Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.

2

ПРОЕКТ

Содержание
1 четверть .................................................................................................................... 4
Раздел «Семья и подросток» ................................................................................... 4
Раздел «Спорт и отдых»......................................................................................... 12
2 четверть .................................................................................................................. 18
Раздел «Мир труда»................................................................................................ 18
Раздел «Через тернии к звездам» .......................................................................... 24
3 четверть .................................................................................................................. 31
Раздел «Мир живой природы» .............................................................................. 31
Раздел «Вода – источник жизни».......................................................................... 35
Раздел «Культура питания» ................................................................................... 42
4 четверть .................................................................................................................. 48
Раздел «Сила искусства» ....................................................................................... 48
Раздел «Научные открытия и технологии» ......................................................... 53

3

ПРОЕКТ

1 четверть
Раздел «Семья и подросток»
Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Семья и подросток
Притча «Волшебная копейка»
8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
• Понимает основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4-6 минут
• Определяет причинно-следственные связи и делает
выводы
Понимание
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/1165-volshebnaya-kopeika
Прослушайте притчу «Волшебная копейка». Ответьте на следующие вопросы:
Почему менялось количество денег в кошельке? Чему учит притча? Выскажите свое
мнение.
Дескриптор

− отвечает на вопросы, определяя причинно-следственные связи;
− делает вывод.

Транскрипт
Шел по дороге паренек. Смотрит – копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка –
деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы
нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует –
кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там – тысяча рублей. «Странное дело! –
подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если
бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а
у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто
тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих
стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье
взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не
понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А
подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошельто стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь – а там всего одна копейка лежит,
одна-одинешенька.

4

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

Семья и подросток
Туве Янссон. «Дитя-невидимка»

Цель обучения

8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или описательными
оборотами (перифразами)
• Владеет словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или
описательными оборотами (перифразами)
Применение
Навыки высокого порядка

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Задание

http://vseskazki.su/janson-tuve/ditya-nevidimka.html
Прочитайте эпизод из сказки Т. Янссон «Дитя-невидимка» и выполните задание.
Прервав свое занятие, все ждали объяснений.
- Вы же знаете, как это просто - стать невидимым, если тебя очень часто пугают, сказала Туу-тикки и съела гриб, похожий на маленький аккуратненький снежок. - Ну так
вот. Нинни испугала ее няня, которая вообще не любит детей.
Я встречалась с этой ужасной няней. Видите ли, она не то чтобы злая, это еще можно
понять. Но она бессердечная и ироничная.
- Что такое «ироничная?» - спросил Муми-тролль.
- Ну, представь себе, что ты оступился и плюхнулся в уже почищенные грибы, - сказала
Туу-тикки. - Само собой, твоя мама рассердится. А вот она - нет. Просто скажет с
уничтожающим спокойствием: «Я понимаю, это у тебя такой танец, но я была бы тебе
весьма признательна, если бы ты плясал не на продуктах». Или что-нибудь в таком же духе.
- Фи, какая противная, - сказал Муми-тролль.
- Конечно, противная, - согласилась Туу-тикки. - Уж такая она, эта няня.
Она иронизировала с утра до вечера, и в конце концов малышка стала растворяться в
воздухе. В пятницу ее уже совсем не стало видно. Няня отдала ее мне и сказала, что
категорически отказывается смотреть за детьми, которых она даже не видит.
- А что ты сделала с няней?- удивленно раскрыв глаза, спросила Мю. - Ты, конечно, ее
поколотила?
- С теми, кто иронизирует, это бесполезно, - ответила Туу-тикки. - Я взяла Нинни к себе
домой. А теперь привела малышку сюда, чтобы вы снова сделали ее видимой.
О чем текст? Определите основную мысль текста.
Объясните выделенные выражения. Перескажите текст, раскрывая идею текста, но заменив
выделенные словосочетания общеязыковыми, понятными эквивалентами.
Дескриптор

− пересказывает текст, сохраняя его идею;
− заменяет слова и словосочетания равнозначными выражениями.

5

ПРОЕКТ

Тема

Семья и подросток

Цель обучения

8.4.6.1 Правильно выбирать слитное или раздельное
написание не с разными словами
• Правильно выбирает слитное или раздельное
• Написание не с разными частями речи
Знание и понимание
Применение

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Рассмотрите таблицу «не с разными частями речи»

Не с разными частями речи
Часть речи
существительное
прилагательное
наречие на -о, -е

глагол
деепричастие
причастие

Раздельно
Если есть:- противопоставление союзом а.
Не глубокий, а мелкий пруд.
- слова, усиливающие отрицание: совсем
не, вовсе не, отнюдь не, далеко не и т.д.
Совсем не интересно слушать.
Примечание: наречия, которые не
заканчиваются на - о и -е, всегда пишутся
с не раздельно.
Не очень, не только.
Всегда
Не хотел, не спрашивая
- если есть противопоставление с союзом а.
Не отправленное, а забытое письмо.
- если есть слова, усиливающие отрицание:
совсем не, вовсе ничуть не, отнюдь не,
далеко не и т.д.
Совсем не сделанная работа
-с кратким причастием
Задача не решена.
- в причастном обороте
Не решенная вовремя задача

Слитно
Если слово без не не
употребляется: ненастье,
небрежный.

Если слово без не не
употребляется: негодовать,
неистовствуя.
Если слово без не не
употребляется.
Негодующий человек.

Запишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание не с разными частями
речи.
Мудрые советы подросткам
1. (Не)бойся делать то, что (не)умеешь и чему тебя (не)учили. (Дилетант строил Ноев
ковчег, а «Титаник» строили высококвалифицированные профессионалы!)
2. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то
(не)скромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его
жизни.
3. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от
(не)обходимости трудиться.
4. Новые шансы даются под видом (не)приятностей. (Не)упусти их!
5. Пока ты (не)доволен жизнью, она проходит мимо. Цени то, что имеешь!
Дескриптор

− правильно пишет не в разных частях речи;
− аргументирует выбор орфограммы.
6

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

Семья и подросток

Цель обучения

8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков



Создает текст публицистического стиля (статья)

Применение
Навыки высокого порядка

Задание
Напишите статью в школьную газету «Образ жизни современного подростка». Объем 120140 слов.
Дескриптор

создает текст публицистического стиля;
раскрывает тему;
соблюдает целевую аудиторию;
демонстрирует грамотное письмо.

7

ПРОЕКТ

Семья и подросток
8.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и детальную
информацию сплошных и несплошных текстов
8.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов
публицистического стиля (статья, интервью, очерк,
послание), официально-делового стиля (характеристика,
автобиография, резюме); определять принадлежность
текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков
• Понимает главную, второстепенную, известную и
неизвестную информацию сплошных текстов
• Определяет стилистические особенности текстов
публицистического стиля (статья)
Применение
Навыки высокого порядка

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитайте текст.
Определите стиль текста. Приведите аргументы.

Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со
временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, они сами собой
разрешаются. Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто
не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии. Низкая
самооценка возникает из-за того, что подростки в этот период оценивают себя по мнению
окружающих его людей. Между тем подростки могут быть очень жестокими и
безжалостными. Они не считаются с чувствами других, даже если это их друзья. Плохое
отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником. И это
день за днем подтверждается в общении с группой. Неосознанно подросток начинает искать
убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных
стрессов, избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило. Страх оказаться не таким «как
все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании.
Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести
отвержение друзей. Главные проблемы подростков: непонимание, раздражительность,
одиночество, любовь, ссоры с друзьями…
Заполните таблицу.
Главная
информация

Дескриптор

Второстепенная
информация






Известная
информация

Неизвестная
информация

определяет стиль текста;
приводит 2 аргумента;
понимает главную, второстепенную информацию;
Понимает известную и неизвестную информацию.

8

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

Семья и подросток

Цель обучения

8.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и детальную
информацию сплошных и несплошных текстов
8.3.3.1 Формулировать проблемные вопросы по тексту,
позволяющие
выдвигать
идеи,
интерпретации,
предположения, и отвечать на разные типы вопросов
• Понимает главную, второстепенную и детальную
информацию несплошных текстов
• Формулирует проблемные вопросы по тексту
Понимание
Навыки высокого порядка

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Рассмотрите представленные изображения.
1. Определите тему и основную мысль.
2. Опираясь на изображения, сформулируйте проблемные вопросы (не менее двух)

Дескриптор






понимает информацию несплошного текста;
определяет тему;
определяет основную мысль текста;
формулирует два проблемных вопроса.

9

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

Семья и подросток
А. Кунанбаев. «Слова назидания»: Двадцать пятое слово

Цель обучения

8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.1.2.1 Понимать значение слов историко-культурной
тематики
• Понимает основную и детальную информацию
сообщения
продолжительностью
4-6
минут,
определяя причинно-следственные связи и делая
выводы
• Понимает значение слов историко-культурной
тематики
Понимание
Навыки высокого порядка

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прослушайте текст.
http://www.abay.nabrk.kz/index.php?page=content&id=106

1. Объясните значение слов несметные тайны, пороки, никчемными просьбами,
сокровищницы, распри.
Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие
несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять
их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские стали такими,
какие они есть, узнавая иные языки, приобщаясь к мировой культуре. Русский язык откроет
нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным
среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии.
Тот, кто живет, раболепствуя, готов продать мать с отцом, родных и близких, веру и совесть
ради милостивого похлопывания по плечу.
Русская наука, культура — ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим
ключом
все
другое
достанется
без
особых
усилий.
Казахи, обучающие детей в русских школах, пытаются использовать их грамотность
как знак превосходства в распрях с сородичами. Избегай этих намерений. Стремись научить
детей честным и разумным трудом добывать свой хлеб, пусть другие последуют доброму
примеру. Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными
среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа.
2. Определите основную мысль текста.
3. Заполните «Рыбью кость», записав на верхних косточках причины, на нижних - следствия
изучения русского языка.

10

ПРОЕКТ

Дескриптор






понимает значение слов историко-культурной тематики;
понимает основную информацию сообщения;
определяет причинно-следственные связи;
делает выводы.

11

ПРОЕКТ

Раздел «Спорт и отдых»
Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Спорт и отдых
Л. Кассиль. «Ход белой королевы»
8.3.5.1 Составлять цитатный план
8.4.7.1 Применять знаки препинания в предложениях с
обособленными членами предложения
• Составляет цитатный план эпизода, применяя знаки
препинания в предложениях с обособленными
членами предложения
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка

Задания
1. Прочитайте эпизод из рассказа Л. Кассиля «Ход белой королевы», озаглавьте и составьте
цитатный план.
http://www.rulit.me/books/hod-beloj-korolevy-read-39335-6.html
Тем временем на снежной равнине, залитой зимним солнцем, показалась быстро
движущаяся фигурка лыжницы. Через бинокль я разглядел, что она идет под номером «15».
Гонщица стремительно приближалась. Шаг у нее был размашистый, упругий. Чудинов, уже
не глядя на лыжню, подпрыгнул, опираясь на палки, сделал полный разворот и уже
приготовился съехать с холма.
- Все, - сказал он, - я свое выполнил. И знай, ты меня видел на лыжне последний раз.
- Делай как знаешь, только имей в виду - поступаешь глупо. Ты смотри, какая красота! Хоть
в последний раз оглянись!
Чудинов нехотя поглядел в ту сторону, куда я ему показал. По лыжне ходко шла гонщица,
которую я только что заметил перед тем. Она была видна сейчас сбоку, но, обходя петлю
трассы, разворачивалась лицом к нам. Большеглазая, с лицом упрямой девочки-переростка,
с лучистой эмблемой «Маяка» на рукаве, с мягкой волнистой прядкой, выбившейся из-под
вязаной шапочки и заиндевевшей от мороза, с нежно-матовым румянцем на круто
выведенных щеках, она словно бы и не шла, а, скорее, летела по-над белым настом. Вот она
словно не зная устали и головокружения легко с поворота взяла крутой подъем и энергично
отталкиваясь палками помчалась по крутогору в жемчужном снежном вихре ею же
рожденном. Я следил за нею через сильный двенадцатикратный бинокль, и, честное слово,
мне показалось, что там, вдали, возникло в эту минуту живое олицетворение розовощекой,
устойчивой русской зимы.
Я узнал лыжницу. Она мне запомнилась еще по прошлогодним состязаниям на Урале, куда
я ездил от газеты. Да, я узнал ее снискавшую кличку «Хозяйки снежной горы» о которой
уже ходила слава по Зауралью. Вот, значит, она теперь приехала в Москву, чтобы впервые
помериться силами с нашими лучшими гонщицами. На секунду у меня снова всплыла
последняя и робкая надежда.
Видал? - спросил я Чудинова, протягивая ему бинокль. - Не на одной твоей Алисе свет
клином сошелся. Ты только погляди, как идет!
Чудинов отвел рукой протянутый ему бинокль, но сам не сводил глаз с лыжни.
- Что же, хорошо идет, ходко... Ух ты, смотри, какой подъем берет! На седьмой километр
пошла, а свеженькая, словно сейчас со старта. А в общем, мне до этого уже дела нет,внезапно остывая, отрезал он.
Резко оттолкнувшись палками, Чудинов покатил вниз с холма. Я последовал за ним. Мы
подъехали к группе зрителей, стоящих возле трассы.
2. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложении с обособленным членом в
подчеркнутом предложении. Аргументируйте постановку запятых.
Дескриптор
− составляет цитатный план;
12

ПРОЕКТ

− план соответствует содержанию;
− ставит знаки препинания в подчеркнутом предложении;
− объясняет условия выбора знаков препинания.

13

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

Спорт и отдых

Цель обучения

8.1.4.1 Определять основную мысль текста, выявляя
авторскую позицию
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
Определяет основную мысль текста, выявляя авторскую
позицию
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Задание

Прослушайте текст.
1.Определите тему текста.
2. Найдите строки, в которых выражена основная мысль стихотворения.
3. Ответьте на вопросы: как автор относился к футболу? Почему изменилось его отношение
к этой игре? Что привлекает его в этом виде спорта?
4. Составьте в паре диалог на тему «Спорт служит делу мира».
Транскрипт

ФУТБОЛ
Раньше в матч я, признаться, бывало,
Здесь сопернику крепко руку
Выключала приемник, ворча:
Побежденный с улыбкой жмет«Жаль, что страсти такого накала
В том товарищества наука
Разгорелись вокруг... мяча!»
И достоинства высший взлет!
Но, попав в Лужники случайно,
«Заболела» я в тот же день,
С уваженьем постигнув тайну,
Украшающую людей:

...Всплески флагов. Свисток арбитра,
И трибун штормовой прибой.
Это лучшая в мире битва
И гуманнейший в мире бой.

В сердце взрослого человека
Скрыт ребячий волшебный мир,
А футбол — это детство века,
Это рыцарский наш турнир.

О, как были бы мы спокойны
Как прекрасна была бы жизнь,
Если б все на планете войны
На футбольных полях велись!

Здесь прекрасны законы чести,
Здесь красив благородный бой,
Каждый рад быть в опасном месте,
Каждый жертвовать рад собой.

Юлия Друнина

Дескриптор








определяет основную мысль текста;
отвечает на вопросы;
выявляет авторскую позицию;
ведет логично и связно беседу;
использует хорошую аргументацию;
словарный запас соответствует поставленной задаче.

14

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Спорт и отдых
8.4.3.1 Представлять информацию в виде презентации, в том
числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график
8.5.1.1
Использовать
сложные
существительные,
прилагательные, наречия в соответствующих формах
• Представляет информацию в виде
• Презентации, в том числе содержащей таблицу,
схему, диаграмму, график
• Использует
сложные
существительные,
прилагательные, наречия в соответствующих формах
Применение
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитайте текст. Создайте на основе текста презентацию «История Олимпийских наград
Независимого Казахстана»
Вставьте в слайды информацию, представив ее в виде схем, таблиц или диаграмм.
Используйте сложные существительные, прилагательные в соответствующих формах.
Итоги выступления олимпийской сборной в Рио-де-Жанейро

Прошедшая Олимпиада по количеству наград стала рекордной для сборной Казахстана
Сборная Казахстана на завершившихся в Рио-де-Жанейро Играх заняла двадцать второе
общекомандное место, – передает телекорреспондент центра деловой информации
Kapital.kz.
Семнадцать медалей в копилке нашей сборной – это лучший результат казахстанских
атлетов на летних, да и на зимних Играх в период независимости.
До этого дважды подряд наши спортсмены суммарно приносили стране по тринадцать
медалей, что являлось наивысшим показателем. Произошло это по итогам Игр 2008 года в
Пекине и 2012 года в Лондоне.
При этом на лондонской Олимпиаде казахстанские атлеты 7 раз поднимались на высшую
ступень пьедестала. Однажды выиграли серебро, и пять раз завоевывали бронзовые
награды.
В Пекине наши атлеты всего лишь два раза становились победителями Игр. Там же под
флагом Казахстана было завоевано 4 серебряные и семь бронзовых медалей.
Стоит отметить, что по количеству золотых наград Игры в столице Китая стали успешнее
лишь Олимпиады в Афинах, где на счету сборной Казахстана значилась лишь одна награда
наивысшего
достоинства.
В
Пекине
таковых
было
две.
При этом нынешние Игры стали самыми урожайными по числу серебряных и бронзовых
наград. Пять и девять соответственно.
На завершившихся в Рио Играх по одной медали наивысшего достоинства принесли
представителя бокса, плавания и тяжелой атлетики. И если победы в боксе и тяжелой
атлетике были вполне ожидаемыми, то золотая медаль Дмитрия Баландина большинством
обывателей воспринималась как сенсация. Хотя специалисты вполне прочили ему награду.
Но чтобы сразу 21-летний спортсмен замахнулся на своих первых Играх на самую
наивысшую ступень пьедестала – это из разряда фантастики.
К сожалению, допинговый скандал, приключившийся с нашими тяжелоатлетами перед
Играми в Рио, обозначил медальный план нашей сборной менее амбициозным.
Тем не менее, даже в обескровленном составе и с восемью лицензиями вместо десяти
казахстанские тяжелоатлеты обеспечили нашей сборной в Рио пять из семнадцати медалей
– одну золотую, одну серебряную и три бронзовых.
Елеусинов, к слову, стал седьмым в истории независимого Казахстана боксером олимпийским чемпионом. Традиция завоевания Казахстаном золотых медалей по боксу на
15

ПРОЕКТ

Олимпиадах не прерывается с 1996 года. Кроме того, боксер принес Казахстану третье
олимпийское золото подряд в весе до 69 килограммов.
- в Интернете или иных формах использования в электронном виде, пользователь в каждом
случае использования обязан размещать гиперссылку на главную страницу веб-сайта
BNews.kz «www.bnews.kz»
Дескриптор

− создает на основе текста презентацию;
− включает информацию, представив ее в виде таблицы, схемы
или диаграммы;
− использует сложные существительные, прилагательные в
соответствующих формах.

16

ПРОЕКТ

Спорт и отдых
8.2.4.1
Создавать
аргументированное
высказывание
(рассуждение с элементами описания и/или повествования)
на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков
8.5.2.1 Использовать причастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями
• Создает
аргументированное
высказывание
(рассуждение с элементами описания на основе
таблиц, схем, диаграмм)
• Использует причастные обороты и заменяет их
синонимичными конструкциями
Применение
Навыки высокого порядка

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
1. Замените причастные обороты синонимичными конструкциями:
Занимающийся спортом человек - …, укрепляющий здоровье -…, вид спорта, не
требующий физических усилий - …, обеспокоенный своим здоровьем человек -…, жизнь,
не мыслимая без движения -…., дисциплинирующая роль -…., повышающая самооценку …
2. Рассмотрите предложенные диаграммы. На основе извлеченной информации создайте
аргументированное высказывание о роли спорта в жизни человека.
3. Используйте в монологе причастные обороты и синонимичные конструкции.

Дескриптор






заменяет причастные обороты синонимичными конструкциями;
извлекает информацию и создает высказывание;
приводит убедительные аргументы;
использует причастные обороты или синонимичные
конструкции.

17

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

2 четверть
Раздел «Мир труда»
Мир труда
Николай Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!»
8.1.3.1 Понимать содержание прозаических, драматических
и поэтических произведений/ фрагментов, определяя
ключевые моменты развития сюжета или конфликта
8.4.5.1 Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной
проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией
автора, соблюдая особенности текста рассуждения,
рассуждения с элементами повествования
• понимает содержание;
• поэтических произведений, определяя ключевые
моменты развития сюжета или конфликта;
• пишет эссе по предложенной проблеме, выражая свое
согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая
особенности текста рассуждения.
Знание и понимание
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
https://www.youtube.com/watch?v=iiGhyB4XN_w
1. Прослушайте стихотворение Н. Заболоцкого и ответьте на вопросы:
Какова основная мысль стихотворения?
Зачем душа должна трудиться? Как, по мнению автора, можно заставить ее трудиться?
2. Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Постарайтесь
объяснить, почему такое обилие глаголов.
3. Придумайте заголовок для стихотворения, отражающий идею текста.
4. Напишите эссе (объем 120-140 слов) (по выбору):
Просто ли следовать советам автора?
Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться?
Дескриптор
− отвечает на вопросы, выражая понимание текста;
− определяет основную мысль текста;
− придумывает свой заголовок;
− пишет эссе-рассуждение;
− соблюдает грамматические нормы.
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Транскрипт
Освобождая от работ,
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Она последнюю рубашку
Чтоб в ступе воду не толочь,
С тебя без жалости сорвет.
Душа обязана трудиться
А ты хватай ее за плечи,
И день и ночь, и день и ночь!
Учи и мучай дотемна,
Гони ее от дома к дому,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Тащи с этапа на этап,
Училась заново она.
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Не разрешай ей спать в постели
Она обязана трудиться
При свете утренней звезды,
И день и ночь, и день и ночь!
Держи лентяйку в черном теле
Николай Заболоцкий
И не снимай с нее узды!
18

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание

Мир труда
8.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и детальную
информацию сплошных и несплошных текстов
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
• Понимает главную, второстепенную и детальную
информацию несплошных текстов
• Участвует в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
Знание и понимание
Навыки высокого порядка

Рассмотрите рисунок, определите тему и основную мысль несплошного текста.
Используя данную информацию, составьте диалог на тему «На что нужно ориентироваться
при выборе профессии»
Дескриптор







понимает информацию несплошного текста;
определяет основную мысль;
используя информацию, составляет вопросы для диалога;
обменивается мнениями в диалоге, меняя позицию;
демонстрирует речевую грамотность.

19

ПРОЕКТ

Мир труда
Профессии будущего
8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.4.2.1 Излагать выборочно содержание текста на основе
прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального
материала
Понимает основную информацию сообщения, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
Излагает выборочно содержание текста на основе
прослушанного или аудиовизуального материала
Знание и понимание
Навыки высокого порядка

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
https://www.youtube.com/watch?v=Bgh0QPWaulo&t=3s
Посмотрите видео. Определите тему и основную мысль видео.
Ответьте на вопросы: На какие три пункта надо опираться при выборе профессии? Какие
виды деятельности устарели? Какие новые сферы деятельности появятся в будущем? С
какой целью снят этот материал?
Напишите выборочное изложение прослушанного материала, ответив на вопросы: как
изменится в будущем рынок труда, какие профессии будут актуальны и почему?
Дескриптор







понимает основное содержание сообщения;
определяет причинно-следственные связи;
делает вывод;
пишет изложение;
отвечает на вопросы.

20

ПРОЕКТ

Мир труда
8.3.6.1 Анализировать содержание художественных
произведений (поэтических, прозаических, драматических),
определяя структурно-композиционные особенности
• Анализирует
содержание
художественного
произведения,
определяя
структурнокомпозиционные особенности
Знание и понимание
Навыки высокого порядка

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитайте текст А.П. Чехова и выполните задания.
Моя «она»
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.
Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы
я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и
ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая,
прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне
ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает
мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я
пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно манит меня к ложу. Вовторых, она разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой,
комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой,
пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю.
Хотите знать ее имя? …
Ложе – постель.
Разорять - лишать достатка, богатства.
Определите идею рассказа, опираясь на данные вопросы. Придумайте заключение рассказа
3 предложениями. Определите авторскую позицию.
О чем этот рассказ?
Какую проблему поднимает автор?
Как автору удалось заинтересовать читателя?
Дескриптор






определяет основную идею рассказа, опираясь на вопросы;
придумывает заключение рассказа тремя предложениями;
определяет авторскую позицию;
выражает свою точку зрения относительно поднимаемой
проблемы.

21

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Мир труда
8.2.2.1 Пересказывать содержание текста с творческими
дополнениями
• Пересказывает содержание текста с творческими
дополнениями
Знание и применение
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитайте рассказ А.П. Чехова и перескажите его от лица Лени по отношению к людям.
Моя «она»
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.
Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы
я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и
ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая,
прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне
ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает
мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я
пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно манит меня к ложу. Вовторых, она разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой,
комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой,
пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю.
Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
Ее зовут — Лень.
А.П. Чехов
Дескриптор

− передает содержание текста от лица Лени;
− сохраняет идею при пересказе;
− демонстрирует грамотную речь.

22

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Мир труда
Резюме
8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
• Создает текст официально-делового стиля
(характеристи
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!