Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бағдарлауды үйренеміз
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Сборник заданий
формативного оценивания
Русский язык и литература
(с нерусским языком обучения)
8 класс
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
Содержание
1 четверть .................................................................................................................... 4
Раздел «Семья и подросток» ................................................................................... 4
Раздел «Спорт и отдых» ......................................................................................... 12
2 четверть .................................................................................................................. 18
Раздел «Мир труда» ................................................................................................ 18
Раздел «Через тернии к звездам» .......................................................................... 24
3 четверть .................................................................................................................. 31
Раздел «Мир живой природы» .............................................................................. 31
Раздел «Вода – источник жизни».......................................................................... 35
Раздел «Культура питания» ................................................................................... 42
4 четверть .................................................................................................................. 48
Раздел «Сила искусства» ....................................................................................... 48
Раздел «Научные открытия и технологии» ......................................................... 53
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел «Семья и подросток»
Раздел/Тема Семья и подросток
Притча «Волшебная копейка»
Цель обучения 8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
Критерий оценивания • Понимает основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут
• Определяет причинно-следственные связи и делает
выводы
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка
Задание
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/1165-volshebnaya-kopeika
Прослушайте притчу «Волшебная копейка». Ответьте на следующие вопросы:
Почему менялось количество денег в кошельке? Чему учит притча? Выскажите свое
мнение.
Дескриптор − отвечает на вопросы, определяя причинно-следственные связи;
− делает вывод.
Транскрипт
Шел по дороге паренек. Смотрит – копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка –
деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы
нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует –
кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там – тысяча рублей. «Странное дело! –
подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если
бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а
у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто
тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих
стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье
взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не
понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А
подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-
то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь – а там всего одна копейка лежит,
одна-одинешенька.
4
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Семья и подросток
Туве Янссон. «Дитя-невидимка»
Цель обучения 8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или описательными
оборотами (перифразами)
Критерий оценивания • Владеет словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или
описательными оборотами (перифразами)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
http://vseskazki.su/janson- tuve/ditya-nevidimka.html
Прочитайте эпизод из сказки Т. Янссон «Дитя-невидимка» и выполните задание.
Прервав свое занятие, все ждали объяснений.
- Вы же знаете, как это просто - стать невидимым, если тебя очень часто пугают, -
сказала Туу-тикки и съела гриб, похожий на маленький аккуратненький снежок. - Ну так
вот. Нинни испугала ее няня, которая вообще не любит детей.
Я встречалась с этой ужасной няней. Видите ли, она не то чтобы злая, это еще можно
понять. Но она бессердечная и ироничная.
- Что такое «ироничная?» - спросил Муми-тролль.
- Ну, представь себе, что ты оступился и плюхнулся в уже почищенные грибы, - сказала
Туу-тикки. - Само собой, твоя мама рассердится. А вот она - нет. Просто скажет с
уничтожающим спокойствием: «Я понимаю, это у тебя такой танец, но я была бы тебе
весьма признательна, если бы ты плясал не на продуктах» . Или что- нибудь в таком же духе.
- Фи, какая противная, - сказал Муми-тролль.
- Конечно, противная, - согласилась Туу-тикки. - Уж такая она, эта няня.
Она иронизировала с утра до вечера, и в конце концов малышка стала растворяться в
воздухе. В пятницу ее уже совсем не стал о видно. Няня отдала ее мне и сказала, что
категорически отказывается смотреть за детьми, которых она даже не видит.
- А что ты сделала с няней?- удивленно раскрыв глаза, спросила Мю. - Ты, конечно, ее
поколотила?
- С теми, кто иронизирует, это бесполезно, - ответила Туу-тикки. - Я взяла Нинни к себе
домой. А теперь привела малышку сюда, чтобы вы снова сделали ее видимой.
О чем текст? Определите основную мысль текста.
Объясните выделенные выражения. Перескажите текст, раскрывая идею текста, но заменив
выделенные словосочетания общеязыковыми, понятными эквивалентами.
Дескриптор − пересказывает текст, сохраняя его идею;
− заменяет слова и словосочетания равнозначными выражениями.
5
ПРОЕКТ
Тема Семья и подросток
Цель обучения 8.4.6.1 Правильно выбирать слитное или раздельное
написание не с разными словами
Критерий оценивания • Правильно выбирает слитное или раздельное
• Написание не с разными частями речи
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Рассмотрите таблицу «не с разными частями речи»
Не с разными частями речи
Часть речи Раздельно Слитно
существительное
прилагательное
наречие на -о, -е
Если есть:- противопоставление союзом а.
Не глубокий, а мелкий пруд.
- слова, усиливающие отрицание: совсем
не, вовсе не, отнюдь не, далеко не и т.д.
Совсем не интересно слушать.
Примечание: наречия, которые не
заканчиваются на - о и -е, всегда пишутся
с не раздельно.
Не очень, не только.
Если слово без не не
употребляется: ненастье,
небрежный.
глагол
деепричастие
Всегда
Не хотел, не спрашивая
Если слово без не не
употребляется: негодовать,
неистовствуя.
причастие - если есть противопоставление с союзом а.
Не отправленное, а забытое письмо.
- если есть слова, усиливающие отрицание:
совсем не, вовсе ничуть не, отнюдь не,
далеко не и т.д.
Совсем не сделанная работа
-с кратким причастием
Задача не решена.
- в причастном обороте
Не решенная вовремя задача
Если слово без не не
употребляется.
Негодующий человек.
Запишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание
не с разными частями
речи.
Мудрые советы подросткам
1. (Не)бойся делать то, что (не)умеешь и чему тебя (не)учили. (Дилетант строил Ноев
ковчег, а «Титаник» строили высококв алифицированные профессионалы!)
2. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то
(не)скромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его
жизни.
3. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от
(не)обходимости трудиться.
4. Новые шансы даются под видом (не)приятностей. (Не)упусти их!
5. Пока ты (не)доволен жизнью, она проходит мимо. Цени то, что имеешь!
Дескриптор − правильно пишет не в разных частях речи;
− аргументирует выбор орфограммы.
6
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Семья и подросток
Цель обучения 8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально- делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
Критерий оценивания • Создает текст публицистического стиля (статья)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Напишите статью в школьную газету «Образ жизни современного подростка». Объем 120-
140 слов.
Дескриптор создает текст публицистического стиля;
раскрывает тему;
соблюдает целевую аудиторию;
демонстрирует грамотное письмо.
7
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Семья и подросток
Цель обучения 8.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и детальную
информацию сплошных и несплошных текстов
8.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов
публицистического стиля (статья, интервью, очерк,
послание), официально-делового стиля (характеристика,
автобиография, резюме); определять принадлежность
текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков
Критерий оценивания • Понимает главную, второстепенную, известную и
неизвестную информацию сплошных текстов
• Определяет стилистические особенности текстов
публицистического стиля (статья)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст.
Определите стиль текста. Приведите аргументы.
Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со
временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, они сами собой
разрешаются. Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто
не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии. Низкая
самооценка возникает из-за того, что подростки в этот период оценивают себя по мнению
окружающих его людей. Между тем подростки могут быть очень жестокими и
безжалостными. Они не считаются с чувствами других, даже если это их друзья. Плохое
отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником. И это
день за днем подтверждается в общении с группой. Неосознанно подросток начинает искать
убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных
стрессов, избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило. Страх оказаться не таким «как
все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании.
Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести
отвержение друзей. Главные проблемы подростков: непонимание, раздражительность,
одиночество, любовь, ссоры с друзьями…
Заполните таблицу.
Главная
информация
Второстепенная
информация
Известная
информация
Неизвестная
информация
Дескриптор − определяет стиль текста;
− приводит 2 аргумента;
− понимает главную, второстепенную информацию;
− Понимает известную и неизвестную информацию.
8
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Семья и подросток
Цель обучения 8.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и детальную
информацию сплошных и несплошных текстов
8.3.3.1 Формулировать проблемные вопросы по тексту,
позволяющие выдвигать идеи, интерпретации,
предположения, и отвечать на разные типы вопросов
Критерий оценивания • Понимает главную, второстепенную и детальную
информацию несплошных текстов
• Формулирует проблемные вопросы по тексту
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Рассмотрите представленные изображения.
1. Определите тему и основную мысль.
2. Опираясь на изображения, сформулируйте проблемные вопросы (не менее двух)
Дескриптор − понимает информацию несплошного текста;
− определяет тему;
− определяет основную мысль текста;
− формулирует два проблемных вопроса.
9
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Семья и подросток
А. Кунанбаев. «Слова назидания»: Двадцать пятое слово
Цель обучения 8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.1.2.1 Понимать значение слов историко-культурной
тематики
Критерий оценивания • Понимает основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут,
определяя причинно- следственные связи и делая
выводы
• Понимает значение слов историко-культурной
тематики
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Прослушайте текст.
http://www.abay.nabrk.kz/index.php?page=content&id=106
1. Объясните значение слов несметные тайны, пороки, никчемными просьбами,
сокровищницы, распри.
Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие
несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять
их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские стали такими,
какие они есть, узнавая иные языки, приобщаясь к мировой культуре. Русский язык откроет
нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным
среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии.
Тот, кто живет, раболепствуя, готов продать мать с отцом, родных и близких, веру и совесть
ради милостивого похлопывания по плечу.
Русская наука, культура — ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим
ключом все другое достанется без особых уси лий.
Казахи, обучающие детей в русских школах, пытаются использовать их грамотность
как знак превосходства в распрях с сородичами. Избегай этих намерений. Стремись научить
детей честным и разумным трудом добывать свой хлеб, пусть другие последуют доброму
примеру. Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными
среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа.
2. Определите основную мысль текста.
3. Заполните «Рыбью кость», записав на верхних косточках причины, на нижних - следствия
изучения русского языка.
10
ПРОЕКТ
Дескриптор − понимает значение слов историко-культурной тематики;
− понимает основную информацию сообщения;
− определяет причинно-следственные связи;
− делает выводы.
11
ПРОЕКТ
Раздел «Спорт и отдых»
Раздел/Тема Спорт и отдых
Л. Кассиль. «Ход белой королевы»
Цель обучения 8.3.5.1 Составлять цитатный план
8.4.7.1 Применять знаки препинания в предложениях с
обособленными членами предложения
Критерий оценивания • Составляет цитатный план эпизода, применяя знаки
препинания в предложениях с обособленными
членами предложения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте эпизод из рассказа Л. Кассиля «Ход белой королевы», озаглавьте и составьте
цитатный план.
http://www.rulit.me/books/hod-beloj-korolevy- read-39335- 6.html
Тем временем на снежной равнине, залитой зимним солнцем, показалась быстро
движущаяся фигурка лыжницы. Через бинокль я разглядел, что она идет под номером «15».
Гонщица стремительно приближалась. Шаг у нее был размашистый, упругий. Чудинов, уже
не глядя на лыжню, подпрыгнул, опираясь на палки, сделал полный разворот и уже приготовился съехать с холма.
- Все, - сказал он, - я свое выполнил. И знай, ты меня видел на лыжне последний раз.
- Делай как знаешь, только имей в виду - поступаешь глупо. Ты смотри, какая красота! Хоть
в последний раз оглянись!
Чудинов нехотя поглядел в ту сторону, куда я ему показал. По лыжне ходко шла гонщица,
которую я только что заметил перед тем. Она была видна сейчас сбоку, но, обходя петлю трассы, разворачивалась лицом к нам. Большеглазая, с лицом упрямой девочки-переростка,
с лучистой эмблемой «Маяка» на рукаве, с мягкой волнистой прядкой, выбившейся из-под
вязаной шапочки и заиндевевшей от мороза, с нежно-матовым румянцем на круто
выведенных щеках, она словно бы и не шла, а, скорее, летела по- над белым настом.
Вот она
словно не зная устали и головокружения легко с поворота взяла крутой подъем и энергично
отталкиваясь палками помчалась по крутогору в жемчужном снежном вихре ею же
рожденном. Я следил за нею через сильный двенадцатикратный бинокль, и, честное слово,
мне показалось, что там, вдали, возникло в эту минуту живое олицетворение розовощекой, устойчивой русской зимы.
Я узнал лыжницу. Она мне запомнилась еще по прошлогодним состязаниям на Урале, куда
я ездил от газеты. Да, я узнал ее снискавшую кл ичку «Хозяйки снежной горы» о которой
уже ходила слава по Зауралью. Вот, значит, она теперь приехала в Москву, чтобы впервые
помериться силами с нашими лучшими гонщицами. На секунду у меня снова всплыла
последняя и робкая надежда.
Видал? - спросил я Чудинова, протягивая ему бинокль. - Не на одной твоей Алисе свет
клином сошелся. Ты только погляди, как идет!
Чудинов отвел рукой протянутый ему бинокль, но сам не сводил глаз с лыжни. - Что же, хорошо идет, ходко... Ух ты, смотри, какой подъем берет! На седьмой километр
пошла, а свеженькая, словно сейчас со старта. А в общем, мне до этого уже дела нет,-
внезапно остывая, отрезал он.
Резко оттолкнувшись палками, Чудинов покатил вниз с холма. Я последовал за ним. Мы
подъехали к группе зрителей, стоящих возле трассы.
2. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложении с обособленным членом в
подчеркнутом предложении. Аргументируйте постановку запятых.
Дескриптор − составляет цитатный план;
12
ПРОЕКТ
− план соответствует содержанию;
− ставит знаки препинания в подчеркнутом предложении;
− объясняет условия выбора знаков препинания.
13
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Спорт и отдых
Цель обучения 8.1.4.1 Определять основную мысль текста, выявляя
авторскую позицию
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно- значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
Критерий оценивания Определяет основную мысль текста, выявляя авторскую
позицию
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Прослушайте текст.
1.Определите тему текста.
2. Найдите строки, в которых выражена основная мысль стихотворения.
3. Ответьте на вопросы: как автор относился к футболу? Почему изменилось его отношение
к этой игре? Что привлекает его в этом виде спорта?
4. Составьте в паре диалог на тему «Спорт служит делу мира».
Транскрипт
ФУТБОЛ
Раньше в матч я, признаться, бывало,
Выключала приемник, ворча:
«Жаль, что страсти такого накала
Разгорелись вокруг... мяча!»
Но, попав в Лужники случайно, «Заболела» я в тот же день,
С уваженьем постигнув тайну,
Украшающую людей:
В сердце взрослого человека
Скрыт ребячий волшебный мир,
А футбол — это детство века,
Это рыцарский наш турнир.
Здесь прекрасны законы чести,
Здесь красив благородный бой,
Каждый рад быть в опасном месте,
Каждый жертвовать рад собой.
Здесь сопернику крепко руку
Побежденный с улыбкой жмет-
В том товарищества наука
И достоинства высший взлет!
...Всплески флагов. Свисток арбитра, И трибун штормовой прибой.
Это лучшая в мире битва
И гуманнейший в мире бой.
О, как были бы мы спокойны
Как прекрасна была бы жизнь,
Если б все на планете войны
На футбольных полях велись!
Юлия Друнина
Дескриптор − определяет основную мысль текста;
− отвечает на вопросы;
− выявляет авторскую позицию;
− ведет логично и связно беседу;
− использует хорошую аргументацию;
− словарный запас соответствует поставленной задаче.
14
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Спорт и отдых
Цель обучения 8.4.3.1 Представлять информацию в виде презентации, в том
числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график
8.5.1.1 Использовать сложные существительные,
прилагательные, наречия в соответствующих формах
Критерий оценивания • Представляет информацию в виде
• Презентации, в том числе содержащей таблицу,
схему, диаграмму, график
• Использует сложные существительные,
прилагательные, наречия в соответствующих формах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст. Создайте на основе текста презентацию «История Олимпийских наград
Независимого Казахстана»
Вставьте в слайды информацию, представив ее в виде схем, таблиц или диаграмм.
Используйте сложные существительные, прилагательные в соответствующих формах.
Итоги выступления олимпийской сборной в Рио-де-Жанейро
Прошедшая Олимпиада по количеству наград стала рекордной для сборной Казахстана
Сборная Казахстана на завершившихся в Рио-де-Жанейро Играх заняла двадцать второе
общекомандное место, – передает телекорреспондент центра деловой информации
Kapital.kz.
Семнадцать медалей в копилке нашей сборной – это лучший результат казахстанских
атлетов на летних, да и на зимних Играх в период независимости.
До этого дважды подряд наши спортсмены суммарно приносили стране по тринадцать
медалей, что являлось наивысшим показателем. Произошло это по итогам Игр 2008 года в
Пекине и 2012 года в Лондоне.
При этом на лондонской Олимпиаде казахстанские атлеты 7 раз поднимались на высшую
ступень пьедестала. Однажды выиграли серебро, и пять раз завоевывали бронзовые
награды.
В Пекине наши атлеты всего лишь два раза становились победителями Игр. Там же под
флагом Казахстана было завоевано 4 серебряные и семь бронзовых медалей.
Стоит отметить, что по количеству золотых наград Игры в столице Китая стали успешнее
лишь Олимпиады в Афинах, где на счету сборной Казахстана значилась лишь одна награда
наивысшего достоинства. В Пекине таковых было две.
При этом нынешние Игры стали самыми урожайными по числу серебряных и бронзовых
наград. Пять и девять соответственно.
На завершившихся в Рио Играх по одной медали наивысшего достоинства принесли
представителя бокса, плавания и тяжелой атлетики. И если победы в боксе и тяжелой
атлетике были вполне ожидаемыми, то золотая медаль Дмитрия Баландина большинством
обывателей воспринималась как сенсация. Хотя специалисты вполне прочили ему награду.
Но чтобы сразу 21-летний спортсмен замахнулся на своих первых Играх на самую
наивысшую ступень пьедестала – это из разряда фантастики.
К сожалению, допинговый скандал, приключившийся с нашими тяжелоатлетами перед
Играми в Рио, обозначил медальный план наше й сборной менее амбициозным.
Тем не менее, даже в обескровленном составе и с восемью лицензиями вместо десяти
казахстанские тяжелоатлеты обеспечили нашей сборной в Рио пять из семнадцати медалей
– одну золотую, одну серебряную и три бронзовых.
Елеусинов, к слову, стал седьмым
в истории независимого Казахстана боксером -
олимпийским чемпионом. Традиция завоевания Казахстаном золотых медалей по боксу на
15
ПРОЕКТ
Олимпиадах не прерывается с 1996 года. Кроме того, боксер принес Казахстану третье
олимпийское золото подряд в весе до 69 килограммов.
- в Интернете или иных формах использования в электронном виде, пользователь в каждом
случае использования обязан размещать гиперссылку на главную страницу веб-сайта
BNews.kz «www.bnews.kz»
Дескриптор − создает на основе текста презентацию;
− включает информацию, представив ее в виде таблицы, схемы
или диаграммы;
− использует сложные существительные, прилагательные в
соответствующих формах.
16
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Спорт и отдых
Цель обучения 8.2.4.1 Создавать аргументированное высказывание
(рассуждение с элементами описания и/или повествования)
на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков
8.5.2.1 Использовать причастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями
Критерий оценивания • Создает аргументированное высказывание
(рассуждение с элементами описания на основе
таблиц, схем, диаграмм)
• Использует причастные обороты и заменяет их
синонимичными конструкциями
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. Замените причастные обороты синонимичными конструкциями:
Занимающийся спортом человек - …, укрепляющий здоровье -…, вид спорта, не
требующий физических усилий - …, обеспокоенный своим здоровьем человек -…, жизнь,
не мыслимая без движения -…., дисциплинирующая роль -…., повышающая самооценку -
…
2. Рассмотрите предложенные диаграммы. На основе извлеченной информации создайте
аргументированное высказывание о роли спорта в жизни человека.
3. Используйте в монологе причастные обороты и синонимичные конструкции.
Дескриптор − заменяет причастные обороты синонимичными конструкциями;
− извлекает информацию и создает высказывание;
− приводит убедительные аргументы;
− использует причастные обороты или синонимичные
конструкции.
17
ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел «Мир труда»
Раздел/Тема Мир труда
Николай Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!»
Цель обучения 8.1.3.1 Понимать содержание прозаических, драматических
и поэтических произведений/ фрагментов, определяя
ключевые моменты развития сюжета или конфликта
8.4.5.1 Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной
проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией
автора, соблюдая особенности текста рассуждения,
рассуждения с элементами повествования
Критерий оценивания • понимает содержание;
• поэтических произведений, определяя ключевые
моменты развития сюжета или конфликта;
• пишет эссе по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая
особенности текста рассуждения.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
https://www.youtube.com/watch?v=iiGhyB4XN_w
1. Прослушайте стихотворение Н. Заболоцкого и ответьте на вопросы:
Какова основная мысль стихотворения?
Зачем душа должна трудиться? Как, по мнению автора, можно заставить ее трудиться?
2. Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Постарайтесь
объяснить, почему такое обилие глаголов.
3. Придумайте заголовок для стихотворения, отражающий идею текста.
4. Напишите эссе (объем 120- 140 слов) (по выбору):
Просто ли следовать советам автора?
Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться?
Дескриптор − отвечает на вопросы, выражая понимание текста;
− определяет основную мысль текста;
− придумывает свой заголовок;
− пишет эссе- рассуждение;
− соблюдает грамматические нормы.
Транскрипт
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по- человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий
18
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мир труда
Цель обучения 8.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и детальную
информацию сплошных и несплошных текстов
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
Критерий оценивания • Понимает главную, второстепенную и детальную
информацию несплошных текстов
• Участвует в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Рассмотрите рисунок, определите тему и основную мысль несплошного текста.
Используя данную информацию, составьте диалог на тему «На что нужно ориентироваться
при выборе профессии»
Дескриптор
− понимает информацию несплошного текста;
− определяет основную мысль ;
− используя информацию, составляет вопросы для диалога;
− обменивается мнениями в диалоге, меняя позицию;
− демонстрирует речевую грамотность.
19
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мир труда
Профессии будущего
Цель обучения 8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4- 6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.4.2.1 Излагать выборочно содержание текста на основе
прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального
материала
Критерий оценивания Понимает основную информацию сообщения, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
Излагает выборочно содержание текста на основе
прослушанного или аудиовизуального материала
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
https://www.youtube.com/watch?v=Bgh0QPWaulo&t=3s
Посмотрите видео. Определите тему и основную мысль видео. Ответьте на вопросы: На какие три пункта надо опираться при выборе профессии? Какие виды деятельности устарели? Какие новые сферы деятельности появятся в будущем? С какой целью снят этот материал?
Напишите выборочное изложение прослушанного материала, ответив на вопросы: как
изменится в будущем рынок труда, какие профессии будут актуальны и почему?
Дескриптор − понимает основное содержание сообщения;
− определяет причинно- следственные связи;
− делает вывод;
− пишет изложение;
− отвечает на вопросы.
20
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мир труда
Цель обучения 8.3.6.1 Анализировать содержание художественных
произведений (поэтических, прозаических, драматических),
определяя структурно-композиционные особенности
Критерий оценивания • Анализирует содержание художественного
произведения, определяя структурно-
композиционные особенности
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст А.П. Чехова и выполните задания.
Моя «она»
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.
Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы
я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и
ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая,
прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне
ничего, кроме несчастий. Во- первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает
мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я
пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно манит меня к ложу. Во-
вторых, она разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой,
комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой,
пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю.
Хотите знать ее имя? …
Ложе – постель.
Разорять - лишать достатка, богатства.
Определите идею рассказа, опираясь на данные вопросы. Придумайте заключение рассказа
3 предложениями. Определите авторскую позицию.
О чем этот рассказ?
Какую проблему поднимает автор?
Как автору удалось заинтересовать читателя?
Дескриптор − определяет основную идею рассказа, опираясь на вопросы;
− придумывает заключение рассказа тремя предложениями;
− определяет авторскую позицию;
− выражает свою точку зрения относительно поднимаемой
проблемы.
21
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мир труда
Цель обучения 8.2.2.1 Пересказывать содержание текста с творческими
дополнениями
Критерий оценивания • Пересказывает содержание текста с творческими
дополнениями
Уровень мыслительных
навыков
Знание и применение
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте рассказ А.П. Чехова и перескажите его от лица Лени по отношению к людям.
Моя «она»
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.
Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы
я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и
ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая,
прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне
ничего, кроме несчастий. Во- первых, моя «она», не отст
упая от меня день и ночь, не дает
мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я
пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно манит меня к ложу. Во-
вторых, она разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой,
комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой,
пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю.
Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
Ее зовут — Лень.
А.П. Чехов
Дескриптор − передает содержание текста от лица Лени;
− сохраняет идею при пересказе;
− демонстрирует грамотную речь.
22
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мир труда
Резюме
Цель обучения 8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально- делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
Критерий оценивания • Создает текст официально-делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте резюме, опираясь на структуру.
Личные данные
Адрес:
Телефон:
E-mail:
Дата рождения:
Возраст:
Место рождения:
Семейное положение, наличие детей
Образование ___________________________________________
(название учебного заведения, (факультет), полученная специальность)
Опыт работы
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Достижения на предыдущих местах работы:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Знание языков
_______________________________________________________________
Перечислите те языки, которыми Вы владеете, включая родной язык.
Дополнительная информация.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Перечислите программы, средства разработки, операционные системы, и
информацию об оборудовании и технике, с которой Вы можете хорошо
работать.
Увлечения и интересы ________________________________________
Укажите только те увлечения и интересы, которыми Вы регулярно
занимаетесь.
Дескриптор − составляет текст резюме;
− придерживается официально-делового стиля.
23
ПРОЕКТ
Раздел «Через тернии к звездам»
Раздел/Тема Через тернии к звездам
О. Сулейменов. «Земля, поклонись человеку»
Цель обучения 8.1.2.1 Понимать значение слов историко-культурной
тематики
8.1.5.1 Прогнозировать содержание по отрывку
прослушанного текста
Критерий оценивания • Прогнозирует содержание по отрывку
прослушанного текста
• Понимает значение слов историко-культурной
тематики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Прослушайте начало отрывка из поэмы О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку».
1. Подумайте, о чем пойдет дальше речь в произведении? Запишите свои идеи.
Человек над Землей!
Выше сил знаменитого притяженья.
Понимаю тебя, дорогой,
Дорогой!
Век приходит в мгновенья
великих волнений!
2. Сопоставьте ваши идеи с текстом стихотворения. Подчеркните в тексте незнакомые
слова.
Человек над Землей!
Выше сил знаменитого притяженья.
Понимаю тебя, дорогой,
Дорогой!
Век приходит в мгновенья
великих волнений!
Первый век начинался тогда, дорогой.
Когда пращур отнял от земли
свои руки
И поднял в удивлении над головой
Свои теплые-теплые
Тяжкие-тяжкие руки.
Это было победой.
А ты оторвал от земли,
От родной.
От зеленой
Историю человека,
Осветил ее пламенем
Тайны космической мглы.
Это стало началом
Второго
Великого
Века.
...Улыбнулся.
Прощально рукою махнул,
И сигнальный огонь
24
ПРОЕКТ
поднимают
На старте.
Полной грудью
ты воздух апрельский
вдохнул.
Миг!—
И воздух остался
Синеть на карте.
На экране — Земля.
На экране — Земля,
То ли дымом повитая.
То ли туманом.
Объясните значения слов и словосочетаний, мгновенья великих волнений, пращур, ты
оторвал от земли…историю человека, осветил ее пламенем тайны космической мглы.
Дескриптор − прогнозирует по ключевым словам содержание;
− объясняет значения слов.
25
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Через тернии к звездам
Цель обучения 8.2.4.1 Создавать аргументированное высказывание
(рассуждение с элементами описания и/или повествования)
на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков
8.2.6.1 Оценивать высказывание (монолог/диалог),
составленное на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков
Критерий оценивания • Создает аргументированное высказывание на основе
диаграммы
• Оценивает высказывание, составленное на основе
диаграммы
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Навигация – определение местоположения, скорости и ориентации движущихся объектов.
Дистанционное зондирование Земли – наблюдение поверхности Земли авиационными и
космическими средствами.
R&D – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
1. Рассмотрите представленную диаграмму о функциях космических спутников и создайте
монолог о пользе аппаратов. Приведите не менее 3- х аргументов.
2. Оцените высказывание одноклассника о функциях космических спутников.
Дескриптор − создает высказывание на основе диаграммы;
− приводит 3 аргумента;
− соблюдает структуру рассуждения;
− демонстрирует грамотность речи;
− оценивает высказывание по дескрипторам.
26
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Через тернии к звездам
Цель обучения 8.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов
публицистического стиля (статья, интервью, очерк,
послание), официально-делового стиля (характеристика,
автобиография, резюме); определять принадлежность
текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков
8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально- делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
Критерий оценивания • Определяет стилистические особенности текста
публицистического стиля (интервью)
• Создает текст публицистического стиля (статья)
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст и определите стиль текста и жанр.
Используя материал текста, напишите статью в школьную газету «Профессия – космонавт».
– Олег Викторович, Ваша подготовка к полету длилась фактически шесть лет. Были
моменты, когда хотелось встать, развернуться и все бросить?
– Нет. Как можно развернуться и уйти, когда перед тобой стоит цель? Наоборот, была
боязнь, что можно не дойти до цели по не зависящим от меня причинам. Например, быть
списанным по состоянию здоровья.
– Насколько вам было страшно лететь?
– Страха не было вообще, желание слетать перебивает все. Не до страха – очень много
работы, экипаж садится в корабль за 2 часа до старта и сразу же начинает работать.
– Как себя поддерживали в форме в условиях невесомости?
– На спорт уделяется до четырех часов в день. На МКС есть велоэргометр, велосипед для
космоса. Он своеобразный: пристегиваешь ноги, туловище и вращаешь педали. Перед
выходом в открытый космос эту процедуру выполняют руками, чтобы они были сильнее.
Есть две беговые дорожки, одна из них установлена на стене, если смотреть относительно
строительных плоскостей МКС. Получается, в горизонтальном положении бежишь по
стене, глядя вниз. На американском сегменте есть хороший силовой тренажер ARED, на
нем за счет вакуума создаются нагрузки, как будто ты жмешь штангу, пусть находишься в
невесомости. Можно делать приседания со штангой, жимы различного вида.
– Что самое тяжелое в моральном плане?
– Замкнутое пространство. Сама станция вроде большая, но когда ты проводишь в ней пять
месяцев, для тебя она сужается. Все становится настолько понятным, что ты точно знаешь,
где находятся какие вещи. Ограниченный круг лиц, который ты видишь на протяжении
долгого времени, – это тоже непросто.
– Вас, наверное, готовили к этому – космонавтов ведь на тренировках закрывают на
несколько дней по одному в комнатах, верно?
– Да, есть такое исследование – сурдокамера. Одного из космонавтов закрывают в
звуконепроницаемой комнате на несколько суток. Первые и крайние сутки нормальные:
днем работаешь, а ночью спишь. Трое суток между ними – РНД, режим непрерывной
деятельности. То есть 72 часа ты постоянно выполняешь физические упражнения,
психологические тесты, различные задания, работаешь со световой сигнализацией. И все
это время никого не видишь, ничего не слышишь и не знаешь, какое сейчас время суток.
Спать нельзя. Так оценивается возможность космонавта работать длительное время без
27
ПРОЕКТ
связи с Землей, в одиночку, в экстремальных условиях.
Дескриптор − определяет стиль текста;
− определяет жанр текста;
− пишет статью, соблюдая структуру;
− учитывает целевую аудиторию.
28
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Через тернии к звездам
Цель обучения 8.5.1.2.1 Использовать глаголы движения,
Критерий оценивания • Использует глаголы движения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1.Вставьте глаголы движения в нужной форме.
1. На прошлой неделе наша группа ... в планетарий. 2. Каждый день мой друг ... в
университет. 3. Завтра я ... на выставку ЭКСПО. 4. Вчера наш соотечественник ... в космос.
5. Космический корабль ... в заданном пункте. 6. На будущей неделе Адиль ... на
космодром. 7. Сейчас я ... в магазин. 8. Мы часто ... в бассейн. 9. Недавно Ахмед ... в музей
космоса. 10. Сегодня Нагима ... на фильм «Гравитация». 11. Ракета ... с космодрома
Байконур. 12. Скоро мы ... на выставку космического оборудования
2. Скажите, какой глагол обозначает конкретное движение, а какой – движение вообще.
Дескриптор − использует глаголы движения;
− ставит глагол в правильную форму;
− отвечает на вопрос.
29
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Через тернии к звездам
Цель обучения 8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
Критерий оценивания • Участвует в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте на основе прослушанного текста диалог между журналистом и
заместителем председателя Национального космического агентства, обсудите в парах
тему, поднятую автором.
В город е Астана состоялся брифинг. В нем принял участие заместитель председателя
Национального космического агентства РК, доктор технических наук, профессор, академик Международной академии космонавтики имени Циолковского Мейрбек Молдабеков. Он
рассказал о перспективах развития космической отрасли в Казахстане.
- В Республике Казахстан будет создана космическая система дистанционного
зондирования Земли среднего и высокого разрешения, наземный комплекс управления спутниками и наземный целевой комплекс для приема и обработки космических данных. Система решит ряд задач: топографическое и тематическое картографирование, поиск полезных ископаемых, мониторинг степных и лесных пожаров, сельскохозяйственный мониторинг, экологический мониторинг и т.д.
Спутник «KazSat-2» успешно функционирует 2 года. Его используют 11
казахстанских операторов связи. Наличие этого спутника имеет большое значение как экономическое, так и политическое. С точки зрения экономии, 2,5 млрд. тенге в год остаются в Казахстане, мы не платим зарубежным операторам и не развиваем космос других государств, мы развиваем свой космос. В ближайшее время планируется запуск спутника «KazSat-3». Это позволит Казахстану увеличить возможности по оказанию услуг
на 4 млрд. тенге. Спутник уже создан, завершается его испытание. Спутник «KazSat -3»
предназначен для удовлетворения потребностей казахстанского рынка телевизионного вещания, Интернета и передачи данных.
Дескриптор − используя информацию, составляет вопросы для диалога;
− обменивается мнениями в диалоге, меняя позицию с
«говорящего» на «слушающего»;
− демонстрирует речевую грамотность.
30