Методика «Барашек в
бутылке»
Методику проводим с детьми, но также возможно
проведение со взрослыми.
Цель: понять уровень психологического комфорта
ребенка в семье.
Возраст: 6+
Продолжительность: 20-30 мин.
Инструменты: лист А4, цветные
карандаши.
Ход
работы:
1.
Перед началом работы стоит уточнить, что барашек — это животное, а
не барашки на морских волнах, и напомнить, что есть баран, а есть —
барашек. На рисунке должен быть именно барашек.
2.
Ребенок располагает лист бумаги горизонтально или вертикально —
так, как ему красиво, и рисует барашка в бутылке. Время работы — 5
минут.
3.
После того, как рисунок создан, психолог просит ребенка ответить на
шесть вопросов:
-
О чем мечтает барашек? Важно посмотреть на
барашка и почувствовать о чем он мечтает?
-
О чем мечтает бутылка? х Как чувствует себя
барашек? х Как чувствует себя бутылка?
-
Что
может тревожить барашка? х Что может тревожить
бутылку?
Выводы: исходя из интерпретации рисунка и
полученных ответов на вопросы, психолог может получить информацию о
том, в каком окружении живет ребенок, насколько ему комфортно в
семье. Ребенок, который растет в семье, в которой нет
психологического комфорта, не может быть психологически здоровым. У
него нет базовых чувств безопасности.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА
1. Кто есть кто
Если рисунок рисует ребенок, то барашек всегда —
ребенок, а бутылка — всегда его родительская семья. Если рисунок
рисует взрослый, могут быть варианты: барашек — это он сам, а
бутылка — это его родители или барашек — это его ребенок, а бутылка
— это он и его супруг/супруга. Если у взрослого еще нет детей, то
барашек — точно он, а бутылка — его родители. Если у взрослого есть
свои дети, предложите ему посмотреть на рисунок и честно спросить у
самого себя: этот барашек собирательный образ детей или кто-то из
них конкретно. Или все-таки это сам взрослый?
2. Особенности барашка
Первая особенность, которая касается барашка,—
это его кучерявость и упитанность. Если барашек тощий и хилый,
значит ребенок чувствует себя в семье истощенно. Его эмоциональное
состояние истощено. Если барашек полненький и кучерявенький, значит
ребенок себя чувствует в родительской семье безопасно,
комфортно.
Вторая особенность — акцентирование на признаках
вербальной, интеллектуальной, физической агрессии. Если у барашка
есть очень четко прорисованный рот, можно предполагать склонность
этого ребенка к вербальной агрессии, он может огрызаться. Могут
быть акцентированы рога. Четко прорисованные рога означают, что
этот ребенок может бодаться в контексте убеждений: «Я так не
думаю», «У меня другое мнение», «Нет, а я считаю вот так». То есть
это — интеллектуальная агрессия. Доказывание своей точки зрения.
Если барашек улыбается, то все хорошо. Еще один элемент — это
копытца. Если вы наблюдаете очень ярко прорисованные копытца, то мы
можем предположить возможность или склонность ребенка к физической
агрессии. Он может ударить, «дать в ухо».
Третья особенность — возраст барашка. Его
возраст, зрелость говорит о восприятии барашка автором рисунка.
Иногда родители рисуют своих 20-25-летних детей барашечками, такими
деточками, а иногда родители рисуют своих 7-летних детей взрослыми
баранами. Это говорит о том, как автор рисунка воспринимает
взрослость или детскость своего ребенка.
Четвертая особенность — базовые признаки.
Опущенный хвост часто говорит о присутствующих пессимистических
настроениях. Его настроение часто связано с настроением других
людей. Если нет каких-то базовых элементов (рта, носа, глаз),
обязательно нужно спросить: «Почему для тебя было важно не
нарисовать рот?». Ребенок может ответить:
«А
я просто забыл его нарисовать». Такие вопросы можно задавать автору
рисунка, когда в рисунке есть любые непонятные элементы, которые не
объясняет инструкция к технике, но вы чувствуете, что это важно и
об этом нужно спросить. Например: «Почему для вас важно было
нарисовать хвост?», «Почему для вас важно было нарисовать вот здесь
бубенчик?», «Почему для вас было важно дорисовать облака и
солнышко?». Если человека ничего не тревожит при задавании таких
вопросов, то это не имеет для него значения. Цвет имеет значение,
его можно трактовать относительно персональной цветовой карты
клиента.
Пятая особенность — положение барашка
относительно выхода. Барашек повернут «спиной» к выходу — это
говорит о том, что барашек сам не хочет сепарироваться. Если
барашек повернут головой к выходу, то он готов к сепарации, к
отделению.
3. Особенности бутылки
Первая особенность — положение бутылки. Бутылка
может быть стоячая или лежачая. Главная задача барашка в том, что
он должен выйти из бутылки потому что смысл детско-родительских
отношений — это сепарация. Родители должны отпустить ребенка,
ребенок должен отцепиться от родителей и обрести свое взрослое
пространство. Когда бутылка лежит, это говорит о том, что родители
способствуют сепарации. Если бутылка стоит, можно предположить, что
родители предпринимают какие-то действия, которые сдерживают
самостоятельность ребенка. Если бутылка нарисована наискосок — это
говорит о наличии некоторой неустойчивости. Эта неустойчивость
определяет тревогу во внутреннем пространстве автора
рисунка.
Вторая особенность — наличие пробки. Пробка —
явный признак гиперопеки, когда родители готовы все делать за
ребенка, лишь бы он оставался под их опекой. Также признаками
гиперопеки является наличие в бутылке дополнительного комфорта —
трава, солнышко, лестница, домик, игрушка, корм. Это все признаки
гиперопеки со стороны родителей, которые не хотят видеть взросление
в ребенке.
Третья особенность — размер горлышка. Может так
оказаться, что горлышко очень узкое и очень длинное. Чтобы пролезть
через это горло, барашку нужно сильно сжать все свои амбиции.
Некоторые дети, живя в семьях с такой гиперопекой, просто не хотят
отделяться, потому что думают, что не выживут, если они в это
горлышко полезут. Длинное горлышко — это тоже признак гиперопеки со
стороны семьи. Если размер горлышка достаточно широк, то барашек
легко проходит через горлышко, оно не является для него
препятствием.
Тут
можно говорить о том, что семья открыта для сепарации. Обычно люди
рисуют бутылку как молочный кувшин. В такой бутылке чаще всего
горлышко широкое. Если большое горлышко и бутылка стоит как банка,
то в целом семья поддерживает, но в некоторых вопросах, наоборот,
говорит: «Подожди, без нас пока туда не ходи». Мы говорим о
ситуативной позиции.
Четвертая особенность — чья бутылка. Бутылка
может быть «мамская», если она округлая и, как бы, мягкая. Бутылка,
которая выглядит как молочный кувшин — это «мамская» бутылка.
Бутылка, которая больше похожа на штоф, квадратная или
прямоугольная — это бутылка «папская». О чем это? Это о том, что на
данный момент для автора рисунка тот или иной взрослый наиболее
значимый.
4. Критические моменты
Если в бутылке есть воздух, барашек может дышать.
Бывают работы, в которых бутылка заполнена жидкостью и барашек в
ней задыхается. Это говорит о том, что эмоции так переполняют
автора рисунка, что он сейчас утонет.
Есть один критический момент — надбитая или
треснутая бутылка. Это всегда признак какого-то насилия —
духовного, эмоционального, физического, телесного, которое автор
рисунка претерпевал или в данный момент претерпевает в своем
физическом пространстве. Чаще всего это насилие эмоциональное.
Родители ребенка настолько спрессовали, что он сильно заболел, не
смог грамотно сепарироваться. Многие взрослые люди, которые рисуют
надбитую бутылку, привыкли жить с этой травмой, но если ее
проработать, жить им станет легче. Как правило, дети не рисуют
надбитые бутылки, но в работе с детьми из детдомов или
беспризорными такое может быть.
5. Взаимодействие барашка и
бутылки
По
сути, это ответы на вопросы, которые были приведены выше. Вот
ответы, которые соответствуют норме, вы можете сопоставить их с
ответами ваших клиентов:
-
Барашек мечтает выбраться и иногда приходить в
гости.
-
Бутылка мечтает, чтобы барашек всегда оставался
там, и она могла бы о нем заботиться.
-
Барашек чувствует потребность
вырваться.
-
Бутылка чувствует сожаление, что барашек уходит,
такое родительское сожаление.
-
Барашка беспокоит, что он останется в бутылке
навсегда или что вне бутылки съедят всю траву, или что он не найдет
себе друга.
-
Бутылку тревожит, что она разобьется, что она
останется одна и станет никому не нужна.
Если ребенок говорит, что его бутылка мечтает
выпустить барашка, речь идет об очень взрослых, хороших отношениях
между родителями и детьми.
Если барашек боится, что бутылка разобьется — это
бережное отношение. Иногда дети боятся, что если они уйдут от
родителей, то они будут страдать. В этом случае нужно помочь
ребенку осознать способы экологичной сепарации, чтобы не сделать
маме больно. Потому что, когда люди думают, что их отделение делает
родителям больно, то и живут с ними до 50 лет.
Если и бутылку, и барашка беспокоит одиночество,
то с автором рисунка стоит поработать на тему коммуникации, поиска
друзей и если это взрослый, то поиска партнера.
Если у барашка нет желания остаться, он
тревожится только скоростью выхода и бутылка тоже хочет ему помочь,
тогда можно помочь ребенку осознать, какими способами он может
начать повышать свою взрослость, чтобы рано или поздно начать
продвижение от родителей.
Если в процессе проработки техники вы получаете
простые ответы на свои вопросы, типа: «Хорошо», то нужно помогать
еще вопросами: «Что именно хорошо?», расширять
вопрос.