Материалдар / Бессоюзные сложные предложения
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Бессоюзные сложные предложения

Материал туралы қысқаша түсінік
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,знаки препинания, средства связи в БСП. Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической, пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу. Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема урока

Тема урока: Бессоюзное сложное предложение.Интонация в бессоюзном сложном предложении

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,знаки препинания, средства связи в БСП.

Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической,пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу.Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.


Цель урока

9.4.1.1 соблюдать орфографические нормы;

9.4.3.1 использовать правильно морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях

Ход урока

Этап урока/ Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

1.Организационный момент.

- Ребята, мы с вами сегодня поздороваемся друг с другом по-особенному. Поочерёдно касаясь пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, говорим: Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указа-тельными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами).Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Эпиграф сегодняшнего урока : «Совместный труд способствует открытиям и свершениям,которые редко можно достичь в одиночку»,-так говорил Ральф Эмерсон,американский поэт,философ.














2.Повторение пройденного

(Синтаксическая пятиминутка)






















3. Изучение нового. (Работа в группах).
















































4.Проверка понимания нового материала




















Физминутка


5.Закрепление темы

(Цифровой диктант)















6.Подведение итогов







7.Домашнее задание:










8. Рефлексия







9.Оценивание






Поэтому предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений – бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем самым баллы за правильные ответы. Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но проявить свои знания.А оценивать будете сами,заполняя таблицу.

- Разделите тетрадный лист на 2 колонки, одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП), другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Среди данных предложений найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и СПП.

1. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип ,которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга ,и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы,солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой, а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
6. Ей снится ,будто бы она поёт.

Дескриптор: Слайд Если выполнили безошибочно -8б,выполнил с одной ошибкой-7б,испытывал затруднения-6б.

- Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП? СПП?

- Вспомните, какие виды СПП вам известны

- По каким признакам СПП делятся на эти группы?

- Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного?







- Как вы думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от БСП?





- Так ли это? Проверим сказанное, проведя несколько исследований.



Запишем тему урока: Бессоюзные сложные предложения.Интонация в БСП.

А цели вы скажете дополнив следующие фразы:

Учиться…. находить БСП.

Узнать…. об особенностях БСП.

Тренироваться ….. в интонировании БСП. постановке знаков препинаний в БСП

Предлагаю провести исследования в группах.

Исследование №1. Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений.

1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Буран стих, зато установился сильный мороз.

3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4 Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
5. Раздался крик – он бросился бежать.

- Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2 группа?



Как ты думаешь, в чем необходимость изучения БСП.



Для чего мы употребляем в речи БСП?



- Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП?



Исследование № 2.Лингвистический эксперимент

Задание:опуская союзы,преобразуйте созные предложения в бессоюзные.Сделайтевывод о том,что при этом изменилось.

1 группа : 1 Укаждого времени своя жестокость,а доброта одна на все времена. 3.Доброта постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту.

2 группа : 2.Когда добро творить желаешь ты, не отступайся от своей мечты.

4.Я убежден, что вдохновение приходит во время труда.

Проверим ваши выводы. 1. Укаждого времени своя жестокость - доброта одна на все времена .

3.Доброта постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту./

2. Добро творить желаешь ты - не отступайся от своей мечты.

4.Я убежден: вдохновение приходит во время труда.

Исследование № 3. Самостоятельная работа.

Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире.

1.Труд человека кормит лень портит. (Пословица)

2. Лучше добрым быть злого в мире и так довольно.(Л.Н.Толстой)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.

3. Сделал доброе дело сердце радостью наполнилось.

2. Мы знаем главное предназначение человека - оставить свой добрый след на земле.

Проверим ваши выводы:1.Труд человека кормит-лень портит. (Пословица)

2. Сделал доброе дело-сердце радостью наполнилось.

1. Лучше добрым быть: злого в мире и так довольно.(Л.Н.Толстой)

2. Мы знаем: главное предназначение человека- оставить свой добрый след на земле



Мы все вместе улыбнемся,Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу. Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. Груз забот с себя стряхнули. И продолжим путь науки

Исследование № 4. Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите тетрадь на 2 столбика, назовите столбики:  тире, двоеточие. В них вы выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие знаки.

Проверяем выводы:1.Мудрый человек требует всего только от себя-ничтожный человек требует всего только от других.

2. Источник утоляет жажду-доброе слово оживляет сердце.

3. Подлинная добродетель подобно реке: чем она глубже,тем меньше шумит.

4. Желаешь себе добра –не делай другому зла.

5. Поговоришь с добрым человеком-солнечный луч озарит твою душу.

6. Добрые деяния никогда не следует откладывать:всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

7.Добрый человек оставляет добрую память-злой человек будет быстро забыт.

- С какой темой мы сегодня с вами познакомились?

- А для чего нам могут понадобиться знания о бессоюзном сложном предложении?

- Что нового вы узнали о сложных предложениях?





Выписать из учебника Русская литература 7 БСП.





Вернемся к нашему эпиграфу «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- верны ли слова великого философа в понимании и изучении темы ? То есть мы всегда подадим друг другу руку помощи.



«Все в твоих руках.» Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…







Учащиеся сами должны посчитать, сколько баллов набрали .Спикеры групп озвучьте полученные баллы.






























Делят тетрадь и находят ССП и СПП

(ССП - 3, 5, предложения; СПП- 1,2, 4,6 предложения)





(По союзам )

(По вопросу и определяемому слову)

(Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

(Запятыми)







(Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).







Сами пробуют дополнить цели









(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3, 5)

1.перечисление

3.:(Потому что) причины

5.(и сразу) -быстрая смена событий







(знание БСП, конечно, нам нужно, чтобы правильно строить свою речь, предложения.)

(чтобы связать ПП )

(Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире).







1./противопоставление/

2. ./время в 1-м предлож./

3./во 2-м предложении причина/

4./дополнение во 2-м предлож./











1.-противопоставление

2.:сравнение

3.:причина

4.пояснение

Ключ:3,4 :

1,2







( повороты влево- вправо)

(наклоны влево-вправо)

( поднимают руки вверх- вниз)





1.противопоставление

2.противопоставление

3.пояснение (а именно)





4.условие

5.сравнение(словно)

6.причина(так как)

7.противопоставление

Ключ: 3,6 :

1,2,4,5,7 -

Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются).







На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

































































































































































































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!