2.Повторение
пройденного
(Синтаксическая
пятиминутка)
3.
Изучение нового. (Работа в группах).
4.Проверка понимания нового
материала
Физминутка
5.Закрепление темы
(Цифровой диктант)
6.Подведение
итогов
7.Домашнее
задание:
8. Рефлексия
9.Оценивание
|
Поэтому предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить
в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со
сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений –
бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы
распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только
пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем
самым баллы за правильные ответы. Вы сможете не только
познакомиться с новой темой, но проявить свои знания.А оценивать
будете сами,заполняя таблицу.
- Разделите тетрадный лист на 2 колонки,
одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП),
другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Среди данных
предложений найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и
СПП.
1. Там, где ранее было устье реки, тропа
взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип ,которые уже пожелтели под свежим
дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга ,и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы,солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой, а через минуту скупой и редкий
пошёл дождь.
6. Ей снится ,будто бы она поёт.
Дескриптор: Слайд Если выполнили безошибочно -8б,выполнил с
одной ошибкой-7б,испытывал
затруднения-6б.
-
Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП?
СПП?
-
Вспомните, какие виды СПП вам известны
- По каким
признакам СПП делятся на эти группы?
- Какие
знаки препинания будут разделять простые предложения в составе
сложного?
- Как вы
думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от
БСП?
- Так ли
это? Проверим сказанное, проведя несколько
исследований.
Запишем
тему урока: Бессоюзные сложные предложения.Интонация в
БСП.
А цели вы
скажете дополнив следующие фразы:
Учиться….
находить БСП.
Узнать….
об особенностях БСП.
Тренироваться ….. в интонировании БСП. постановке
знаков препинаний в БСП
Предлагаю
провести исследования в группах.
Исследование №1.
Перед вами предложения. Найдите среди них
БСП. Назовите номера этих предложений.
1. В
глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Буран стих, зато установился сильный
мороз.
3. Птиц не
было слышно: они не поют в часы зноя.
4 Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было
свежо.
5. Раздался крик – он бросился бежать.
-
Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2
группа?
Как ты
думаешь, в чем необходимость изучения
БСП.
Для чего мы употребляем в речи
БСП?
- Что
теперь вы можете сказать о знаках препинания в
БСП?
Исследование № 2.Лингвистический
эксперимент
Задание:опуская союзы,преобразуйте созные
предложения в бессоюзные.Сделайтевывод о том,что при этом
изменилось.
1
группа : 1
Укаждого времени своя жестокость,а доброта одна на все времена.
3.Доброта постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную
доброту.
2
группа :
2.Когда добро творить желаешь ты, не отступайся от своей
мечты.
4.Я убежден, что вдохновение приходит во время
труда.
Проверим
ваши выводы. 1. Укаждого времени своя жестокость - доброта одна
на все времена .
3.Доброта
постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную
доброту./
2.
Добро творить
желаешь ты - не отступайся от своей
мечты.
4.Я убежден: вдохновение приходит во время
труда.
Исследование № 3. Самостоятельная
работа.
Воспользуйтесь распечатками на ваших
столах.
1
группа должна подумать над смыслом простых
предложений в составе БСП и определить, когда же в них
ставится тире.
1.Труд
человека кормит лень портит. (Пословица)
2. Лучше
добрым быть злого в мире и так
довольно.(Л.Н.Толстой)
2
группа должна подумать над смыслом простых
предложений в составе БСП и определить, когда же в них
ставится двоеточие.
3. Сделал
доброе дело сердце радостью наполнилось.
2. Мы
знаем главное предназначение человека - оставить свой добрый след
на земле.
Проверим
ваши выводы:1.Труд человека кормит-лень портит.
(Пословица)
2. Сделал
доброе дело-сердце радостью наполнилось.
1. Лучше
добрым быть: злого в мире и так
довольно.(Л.Н.Толстой)
2. Мы
знаем: главное предназначение человека- оставить свой добрый след
на земле
Мы все
вместе улыбнемся,Подмигнем слегка друг
другу,
Вправо,
влево повернемся
И кивнем
затем по кругу. Все идеи победили,
Вверх
взметнулись наши руки. Груз забот с себя стряхнули. И продолжим
путь науки
Исследование № 4.
Завершающее исследование поможет нам с вами
сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите
тетрадь на 2 столбика, назовите
столбики: тире,
двоеточие. В них вы
выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие
знаки.
Проверяем
выводы:1.Мудрый человек требует всего только от себя-ничтожный
человек требует всего только от других.
2.
Источник утоляет жажду-доброе слово оживляет
сердце.
3.
Подлинная добродетель подобно реке: чем она глубже,тем меньше
шумит.
4. Желаешь
себе добра –не делай другому зла.
5.
Поговоришь с добрым человеком-солнечный луч озарит твою
душу.
6. Добрые
деяния никогда не следует откладывать:всякая проволочка
неблагоразумна и часто опасна.
7.Добрый
человек оставляет добрую память-злой человек будет быстро
забыт.
- С какой темой мы сегодня с вами
познакомились?
- А для чего
нам могут понадобиться знания о бессоюзном сложном
предложении?
- Что нового вы узнали о сложных
предложениях?
Выписать из учебника Русская литература 7
БСП.
Вернемся к нашему
эпиграфу «Совместный
труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно
достичь в одиночку»,- верны ли слова великого философа в понимании и
изучении темы ? То есть мы
всегда подадим друг другу руку помощи.
«Все в твоих руках.»
Большой – для меня было важным и
интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил
конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не
понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической
атмосферы.
Мизинец – для меня было
недостаточно…
Учащиеся сами должны посчитать, сколько баллов
набрали .Спикеры групп озвучьте полученные
баллы.
|
Делят
тетрадь и находят ССП и СПП
(ССП -
3, 5, предложения; СПП- 1,2, 4,6
предложения)
(По союзам
)
(По вопросу и определяемому
слову)
(Определительные, изъяснительные,
обстоятельственные).
(Запятыми)
(Простые предложения в составе сложного будут
иметь бессоюзную связь).
Сами
пробуют дополнить цели
(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3,
5)
1.перечисление
3.:(Потому что)
причины
5.(и
сразу) -быстрая смена событий
(знание
БСП, конечно, нам нужно, чтобы правильно строить свою речь,
предложения.)
(чтобы
связать ПП )
(Простые предложения в составе БСП могут
отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием,
тире).
1./противопоставление/
2. ./время в 1-м
предлож./
3./во 2-м предложении
причина/
4./дополнение во 2-м
предлож./
1.-противопоставление
2.:сравнение
3.:причина
4.пояснение
Ключ:3,4 :
1,2 –
( повороты
влево- вправо)
(наклоны
влево-вправо)
(
поднимают руки вверх- вниз)
1.противопоставление
2.противопоставление
3.пояснение (а именно)
4.условие
5.сравнение(словно)
6.причина(так как)
7.противопоставление
Ключ:
3,6 :
1,2,4,5,7 -
Кроме
ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут
разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с
запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений,
которые между ними
устанавливаются).
На листе
бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по
которой надо высказать свое мнение.
|
|
|