Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные
звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго
удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные
переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет
научиться артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной
гимнастики -
выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения
звуков.
Причины,
по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному
началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по
развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и
правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями
звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты,
когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже
подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна
также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых
говорят, что у них "каша во рту. Надо помнить, что чёткое
произношение звуков является основой при обучении письму на
начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой
позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно,
чётко и красиво.
АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ
следует выполнять ежедневно по 5-10 минут (3-4 упражнения, можно в
несколько приемов).
Помните о том, что для ребенка
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - это трудная работа: давайте язычку
отдохнуть и не забывайте хвалить малыша
Подготовила: учитель-логопед
Татимбекова А.К.
2018 год
КГУ «Кабинет
психолого-педагогической коррекции Мендыкаринского района»
Управления образования акимата Костанайской
области
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
ЯЗЫКА
"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит
на нижней губе.
"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края
широкого языка подняты, но не касаются
зубов.
"ИГОЛОЧКА". Рот
открыт. Узкий напряженный язык выдвинут
вперед.
"КИСКА». Губы в улыбке, рот открыт кончик языка
упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка
в нижние
«МАЛЯР». Губы в
улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ( "покрасить»)
небо.
ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком.
Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть
не двигается.
"ГАРМОШКА".Рот
раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно
оттягивать вниз нижнюю челюсть
ДИНАМИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ
ЯЗЫКА
«ЧАСИКИ».
Открыть рот, кончик языка
переводить из одного уголка
рта в другой.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ГУБ
«
УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не
видны.
«ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы
растянуты в улыбке.
"ХОБОТОК". Вытягивание сомкнутых губ
вперед.
"БУБЛИК",
"РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть
вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы
видны.
«КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком
тянуться к верхним и нижним резцам.
«
ПОЧИСТИТЬ
ЗУБЫ" Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние
резцы, многократно и отчетливо произнося "д-д
« БАРАБАНЩИКИ".
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком
языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося
"д-д
"ГРИБОК". Рот открыт. Язык присосать к
небу.
«ОКОШКО». Широко открыть рот
"жарко", закрыть рот — "холодно"