Конспект занятия в
классе предшкольной подготовки
Тема:
«Царица – водица во
всех временах года»
Форма занятия: нетрадиционное
занятие по исследовательской деятельности
детей
Цель: Расширить и уточнить знания детей о свойствах
воды.
Задачи:
Развивающие:
-
развивать умение обобщать результаты работы и делать
выводы
-
развивать у детей наблюдательность, изобретательность,
познавательную активность в процессе
экспериментирования;
Образовательные:
-
продолжить знакомить детей со свойствами
воды;
-
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о
свойствах, формах и видах воды.
Воспитательные:
-
воспитывать экологическую культуру
-
прививать бережное отношение к природе;
-
воспитывать аккуратность при работе
Предварительная
работа:
беседа с детьми о свойствах
воды, (прозрачность,
отсутствие вкуса, запаха); познакомить со свойствами – текучесть,
возможность растворять различные вещества, способность переходить
из одного состояния в другое. Повторить правила работы с незнакомым
веществом.
Оборудование: Кисточки, салфетки, клей, нитки (синие, белые,
голубые, ножницы, аудиозапись, «Шум
воды»
Ход НОД
Звучит запись звучания
ручейка.
Дети Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В
луже, в море, в океане.
И в
водопроводном кране,
Как
сосулька, замерзает,
В
лес туманом заползает.
На
плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без
неё нам не умыться.
Не
наесться, не напиться!
Смею вам я доложить без неё нам не
прожить.
Воспитатель
-
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о
воде.
-
Ребята, для чего нужна вода?
-
Хотите больше узнать о воде?
-
Ребята, а вы знаете что вода – Волшебница, вода
- Царица.
-
Мы сейчас с вами превратимся в волшебников и займемся опытом с
водой.
Сейчас мы с вами отправляемся в далекое
путешествие по временам
года.
Воспитатель
- Ой, что это
шумит:
Дети
– Это
я, Вулкан!
Воспитатель
- А
что ты умеешь делать Вулкан?
Вулкан
Я
пока сплю. Но подует сильный ветер, прилетит тучка и польет дождь,
я оживаю
Вот
посмотрите – это вулкан, пока он спит; а вот прилетел сильный
ветер, пошел дождь и вулкан ожил.
Опыт с вулканом
Вода помогла нам оживить
вулкан
Ох
и трудная дорога
Физ
минутка
К
речке быстрой мы спустились (шагаем на
месте)
Наклонились и
умылись (наклоны
вперед)
Раз, два, три,
четыре (хлопаем в
ладоши)
Вот
как славно освежились (встряхиваем
руками)
Вышли на берег
крутой (шагаем на
месте)
И
отправились домой
Воспитатель
1
Станция А мы с вами пришли, чтобы узнать в
какое время года мы с вами
попали.
Загадка - о Зиме.
Кто
угадай – ка, седая хозяйка
Тряхнет перинки – над миром
пушинки. (Зима)
Зима: Здравствуйте, я
Зима.
Зима проводит опыт №1 со
снегом.
Предложить взять снег в руки и рассказать какой
он на ощупь?
Вывод: Снег холодный.
Положить снег на белый лист и сравнить их по
цвету.
Положить снег на черный лист и спросить видна ли
бумага?
Вывод: Снег белого цвета и не
прозрачный.
Взять снег и подуть на него он
рассыпается.
Вывод: снег рыхлый.
Воспитатель: Спасибо зима, а нам надо идти
дальше.
Зима проводит опыт №2 со
снегом.
Какую пользу снег приносит
людям?
После того как выпал снег, дышать легче. Снег –
как метла, он собирает всю пыль из воздуха и микробы. И воздух
становится чище, дышать проще и в организм попадает меньше
пыли.
Вывод: Снег чистит
воздух.
Зима проводит опыт №3 со
снегом.
Занести снег и лед в теплое
помещение.
Общее: Это вода в твердом состоянии. Кладем снег и лед
на черный лист бумаги.
Различие: Снег белый, лед
прозрачный.
Снег сдувается с ладони, а лед
ломается.
Различие: Снег рыхлый, а лед
хрупкий.
Загадка о Весне
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это
бывает? (Весна)
Весна: Здравствуйте, я
Весна.
Весна проводит опыт №2 со
льдом.
-Ребята, закройте
глаза. (по руке каждого
ребенка проводится кусочком
льда)
-
Что вы почувствовали? (холод)
-
Как вы думаете чем я прикоснулась к вашим
рукам? (чем то мокрым,
холодным, льдом)
-
Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет
происходить. (Лед тает, превращается
в воду).
-
Так что же такое лед? (Лед – это вода в
твердом состоянии)
- В
каком состоянии может быть
вода? (Вода может быть в
жидком и твердом состояниях).
-
Возьмите салфетки и протрите руки.
Воспитатель: Спасибо Весна, нам надо идти
дальше.
Загадка о Лете.
Солнце печет, липа
цветет
Рожь поспевает, когда это
бывает? (Лето)
Лето проводит опыт №3 с водой
…
-
Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая
она? (Прозрачная, бесцветная,
без запаха, без вкуса).
-
Что умеет делать вода? (Вода – течет, бежит,
струится, журчит)
-
Что же такое вода? (Вода – это
жидкость.)
-
Назовите другие жидкости? (Сок,
молоко)
- А
какого цвета вода. (бесцветная,
прозрачная)
-
Хотите это проверить? (Из стакана в стакан
переливаем воду).
-
Ребята как выдумаете
Лето показывает
эксперимент: На столе стакан с водой, пищевой
краситель (одного
цвета) и перекись
водорода.
Вывод: Вода – это жидкость, она не имеет формы, её
можно наливать, переливать в посуду разной формы, она прозрачная,
без запаха и вкуса, бесцветная.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю
поиграть.
Дидактическая
игра «Вода – не
вода» (игра на
внимание)
Если названное
1)
слово обозначает то, что содержит воду
- (дети
прыгают)
2)
если предмет имеет косвенное отношение к воде
- (дети поднимают
руки)
3)
если предмет не имеет отношение к воде
– (дети хлопают в
ладоши)
Слова:
Река – прыгают
Поезд – хлопки
Щука – руки поднять
Корабль – руки поднять
Облако – прыгать
Солнце – хлопки
Лужа – прыгать
Лодка – руки поднять
Стул – хлопки
Пароход – руки поднять
Поезд – хлопки
Снег – поднять руки
Ветер – хлопают в ладоши
Озеро – прыгают
Дельфин – поднять руки
Загадки о Осени.
Пришла без красок и без
кисти,
Да
перекрасила все листья.
Воспитатель: Это я, Осень.
Воспитатель:
Обратите внимание у нас изображено дерево – у
него есть листочки. А посмотрите на небе летает тучка и она
грустная, а почему?
Дети: У нее нет
капелек.
Воспитатель: А давайте сделаем капельки из
ниточек?
Дети: Давайте!
1.
Складываем ниточки в пучок и мелко, мелко
нарезаем.
2.
На картоне изображен эскиз капельки – вырезаем
его.
3.
Нанести на эскиз тонким слоем клей и приклеиваем маленькими
порциями порезанные нитки, постепенно заполняя эскиз кусочками
ниток.
4.
Взять салфетку и прижать к эскизу ниточки.
5.
Не приклеенные нитки стряхнуть.
Воспитатель: Давайте повесим нашей тучке капельки.
Посмотрите на тучку, что с ней
произошло?
Дети: Тучка улыбается, она рада, что у нее появились
подружки – капельки!
Воспитатель: О чем мы с вами говорили сегодня на
нашем занятии?
Дети: О воде!
Воспитатель: А что такое
вода?
Дети: Вода – это жидкость, она бесцветная, не имеет
запаха и вкуса.
Воспитатель: А в
разных временах
года вода превращается во
что?
Дети: зимой – вода – это снег, замороженная вода;
весной – это лед, он прозрачный и он тает в руках, а летом вода к
нам приходит в виде дождя.
Воспитатель: Человек, запомни навсегда – символ жизни на
Земле – вода! Экономь ее и береги – мы ведь на планете не
одни!