Учитель:
Койшигулова Алия
Жумашовна
Краткосрочный план по русской литературе в 8
классе
Тема урока:
Чингиз Айтматов «Плаха»
Цель урока:
привлечь внимание учеников к проблемам, поднятым автором в романе:
отношение человека и природы, ответственности человека за свои
поступки, проблема состояния души человека; формировать духовно -
нравственного мировоззрения учащихся; доказать на конкретных
примерах, что разрушение мира природного оборачивается опасной
деформацией человека, личности,
общества.
Задачи:
развивать навыки самостоятельной работы, творческих способностей
учащихся, развивать лидерские качества; умение оценивать себя и
друга, диалоговую речь
Результаты:
Формирование эмоциального восприятия текста; умение передавать свои
чувства, формирование умение свободно рассуждать свои суждения.
научаться критический мыслить, вести диалог, интрепретировать
изученный материал.
Ресурсы:
учебник «Русская литература» 8 класс, презентация к уроку, кубик
Блума
Ход
урока
І. Стадия
Вызова. Психологический настрой на урок. 2
минуты
Опрос домашнего
задания 3минут
Мозговой штурм.
Вопрос высокого и низкого
порядка.,
1. Чингиз
Айтматов............?
2. Какой он
человек?
3. Какой курс
он окончил в Москве в 60 - е
годы?
4. Какие
произведения вы читали Ч.
Айтматова?
5. Какие
вопросы поднимает и раскрывает в своих
произведениях?
6. Почему, поэт
поднимает экологические, нравственные, социальные
проблемы?
7. Как связь
между человеком и природой?
8. Может ли
человек навредить природе?
Как?
Кубик Блума. На гранях кубика следующие
слова: «Почему», « Назови», « Объясни» и т. д. Ученик бросает и
отвечает 10 минут
Почему Ч.
Айтматов призывает к объединению всех сил? ( людей, борющихся с
несправедливости, ведь каждый может воспитать в себе нетерпимость
ко злу, способность открыто выражать свою точку зрения, умение
найти единомышленников.
Назови героев,
чьи судьбы тесно переплетаются (пара волков Акбара и Ташчайнар,
чабан Базарбай, Бостон, Гулюмкан, и сын
Кенджеш.
Объясни, что
символизирует «конь без узды»? ( Бостон снял с поводья уздечки с
шее коня, освободил ее на волю. Узда символизирует власть над
конями.
Почему роман
имеет такое названия «Плаха» ( Герои романа, все без исключения,
сами привели себя на плаху, к смерти, к казни: моральной, духовной
или физической.
Назови, какие
проблемы затрагивает автор в романе? ( высокие идеалы добра и
социальной справедливости, утрата веры в человека, распостранение
пьянства наркомании, судьбы «братьев наших меньших» судьба всей
природы.)
Объясни, что
означает «Плаха»? ( Плаха - возмездие, правда и истина
)
Формативное
оценивание (стекарами)
II стадии
Осмысление
Учитель: Чингиз
Торекулович Айтматов затрагивает много важных проблем, которые
находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о
том, что же делает человека
человеком.
Людям дан
великий дар - способность мыслить, и она должна помогать людям
полюбить мир, жизнь и все живое. Однако люди, которые лучше других
должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких
зверей, уничтожают жизнь.
- Ребята наша
работа сегодня будет строиться по изученному
материалу,
будем работать
следующим образом (метод
Джигсо):
В начале
задания учащиеся группы должны в течение 5 минут распределить роли:
докладчик, наблюдатель, хронометражист, секретарь. Каждая группа
будет разбирать определенное задание по вопросам. ( минут
10).
По истечении
времени вы должны по своим ролям перейти в другие группы, где
необходимо познакомить других со своими заданиями и познакомиться с
заданиями других. В маршрутные листы необходимо внести фамилии
учащихся, рассказывающие свои задания и оценить их
рассказ.
Задания первой
группе:
1. О какой паре
волков идет речь?
2. Дикие
животные способный жалеть нас, почему мы не можем понять и пожалеть
их?
3. Бостон имеет
ли в душе своего Бога?
Задания второй
группе:
1. В чем вина
Базарбая?
2. Сломило ли
убийство сына натуру
Бостана?
3. Как вы
думаете Бостон совершил ли поступок в корыстных
целях?
Задания третьей
группы:
1. Какие
проблемы затрагивает писатель в
романе?
2. О чем
повествует финальная сцена
роман
3. Каким же
путем можно перебороть зло? Лист оценивание суммативное
(критериальное)
взаимооценивание
Физминутка
III. Стадия
Рефлексии.
Разноуровневые
задания 10минут
Вопросы низкого
порядка ( задания для слабых
учеников)
Расположить
перепутанные логические цепи
пословиц.
Вопросы для
одаренных и талантливых
учеников.
1. Какие же
проблемы можно выделить в романе ( Проблема совести,
богоискательства, наркомании, экологическая
проблема)
2. Что
беспокоит писателя? Кому адресован роман? ( Больше всего автор
беспокоится за молодежь. Молодой человек не всегда может
ориентироваться на жизненном перекрестке и сбиваться на
неправильный путь. Поэтому задача взрослых воспитывать молодежь
быть человечным, милосердным, неравнодушным, справедливым, добрым
отзывчивым гражданином своей родины). А также писателю беспокоит
судьба родной природы, отношение к ней людей. Борьба за сохранение
природного мира, считает Айтматов – это прежде всего борьба за
спасение человеческого в человеке. А именно он под угрозой
саморазрушения.
Метод
«Синквейн» 2 минут составление синквейна к слову волчица
«Акбара»
Формативное
оценивание
Учитель:
Ребята, сегодня
мы узнали о том, что Ч Айтматов много раз подчеркивает, что все
проблемы, которые встают перед нами изо дня в день и которые имеют
деловое и практическое значение, перерастают в проблему нарушенных
естественных контактов человека и природы, что одинаково
катастрофично и для природы и для человека. Роман заставляет
задуматься, как мы живем, вспомнить как коротка
жизнь….
Раздаю стикеры, они пишут понравился или не
понравился сегоднящий урок.
Домашнее
задание: Написать эссе о том, что вы почувствовали после прочтения
романа
Оценочный лист
по критериям 3 мин. Обратная связь