Цели: Закрепить и обобщить, полученные знания. Совершенствовать технику чтения, работать над выразительным осознанным чтением, формировать умение анализировать содержание прочитанного; развивать речь учащихся, память, творческие способности; воспитывать любовь, бережное отношение к природе. Оборудование: плакат с названием темы, карточки с отрывками из произведений, вырезки с изображением природы, карточки с названиями произведений и их авторами. Ход урока. 1.Круг – приветствие. Дети с учителем стоят в кругу. Учитель говорит высказывания, дети хором повторяют: «Земля – наш общий дом», «Человек – часть природы», «Человек и природа едины», «Мир без природы беден», «Любить природу – значит любить Родину».Презентация № 1 «Живая природа»2.Сообщение темы и целей урока. На доске на карточках даны названия произведений и их авторов. Задание: правильно соедини название произведения и автора: «Не рви цветов» Б.С. Житков «Кто, если не ты» С. Бегалин «Жук на ниточке» В. И. Орлов «Беспризорная кошка» В.В. Бианки «Тема и Жучка» Л.А. Чарская «Сова» М. Алимбаев «Жеребенок Э.Ю. Шим «Навсегда» Н.Г. Гарин – Михайловский3.Беседа с детьми. -Как должен обращаться с природой человек, чтобы Земля осталась «для всех и навсегда»? -Как вы понимаете слова: «Я мечтаю о таком доверье, Чтоб от нас не ожидали лиха Ни цветы, ни травы, ни деревья, Ни олень, ни тихая лосиха.» -Назовите произведения, в которых говорится о том, что человек и природа взаимосвязаны, человек – часть природы. -Назовите произведения, которые вам понравились. Почему? Прочитайте отрывок. «Навсегда » ОрловаПрезентация № 2 по творчеству Б.Житкова, М. Пришвина4. Физминутка «Вышли уточки на луг»5. Работа с карточками. У каждого учащегося карточки с отрывками из произведений: «Тема и Жучка», «Верблюд и мальчик»: - Не надо бояться, - говорит он дрожащим от ужаса голосом. – Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное – тот боится, а я дурного не делаю… Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки ни страшно. Вот отдохну и полезу дальше… …и, не оглядываясь, не теряя ни минуты, побежал к дому. Он не помнил, сколько раз падал, но не лежал, набираясь сил, а полз, потому что трясина ждать не будет. У него хватило сил открыть дверь кибитки… - Что общего в этих рассказах? Чем они похожи? Вывод: человек несет ответственность за все, что его окружает. 5. Выборочное чтение. (Работа в парах) У каждого учащегося карточка с текстом. Дети читают и подчеркивают слова, которые раскрывают понятие «ЛЕС». Как один художник рисовал лес. - Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны, дубы, тополя. Да так похожи они получились, что вот – вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал Старичка – Лесовичка. Повесил картину… - Это не лес! – послышался голос Старичка – Лесовичка из угла картины. – Без кустов, без ягод, без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, кусты, ягоды и грибы… - А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. - Нужны птицы, звери, - не унимался Старичок – Лесовичок. Долго спорили, и художник согласился, и еще дорисовал много разных птиц и зверей. - Вот это лес! – сказал довольный старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. -Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес. Проверить какие слова подчеркнули дети. 6. Индивидуальная работа. Творческая работа: составление коллажа на тему: «Человек и природа едины».Ребята составляют коллаж из картинок, заранее вырезанных из журналов. 7. Обобщение. «Человек не может жить без природы, без цветов, птиц».Он в ответе за все живое на планете.8. Итог урока. |