Раздел І. Показатель развития общества: экология, биоресурсы
Урок № 1
Тема урока: Что значит беречь Землю?
Цель: на этом уроке вы будете понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию
автора; формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути
решения проблемы
Природа – дом, в котором живет человек.
Д. Лихачев
1. Просмотрите видеоролик «Факты. Экология в Казахстане», пройдя по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=iAiTHXXnxlM
2. Ответьте на вопросы:
– Что такое экология? Какие экологические проблемы есть у нас в Казахстане? Как вы
считаете мы с вами можем решить эти экологические проблемы?
Задания
Упр. 1, стр. 6. Прочитайте цитаты на стр. 6. Какая общая мысль их объединяет? Как
можно сформулировать тему этих высказываний?
Упр. 2, стр. 7. Выберите две понравившиеся вам цитаты и заполните «Трехчастный
дневник».
Цитата (слово, фраза) Комментарий Вопросы учителю
Упр. 3, стр. 7. Ознакомьтесь с фрагментом преамбулы из «Хартии Земли» (2000). Как вы
думаете, с какой целью создан этот правовой документ? В каком из приведенных
лексических значений употреблено слово мир: «вселенная», «отсутствие войны»? Каким
термином обозначается данное лексикологическое понятие: синоним, антоним или
омоним? Выпишите выделенные слова и определите способ их образования.
Формативная работа.
Упр. 4, стр. 8. Найдите в тексте преамбулы «Хартии Земли» ключевое предложение и
запишите его. Определите его вид: простое предложение, простое осложнённое или
сложное (ССП, СПП, БСП). Используйте алгоритм анализа предложения в «Вашем
помощнике» (с. 200–202).
Задание для обратной связи.
Упр. 8, стр. 11. Прочитайте стихотворение. Сформулируйте его основную мысль.
Составьте словесный картинный план стихотворения: поделите текст на отдельные
картины-эпизоды, озаглавьте их цитатами из стихотворения.
Упр. 10, стр. 12. «Ассоциативный куст». Запишите вокруг слова экология все возможные
ассоциации, обозначая стрелками смысловые связи.
Выполненное задание выслать для проверки.