Материалдар / Дигибридное скрещивание. Закон расщепления. 9 класс

Дигибридное скрещивание. Закон расщепления. 9 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Дигибридное скрещивание. Закон расщепления. 9 класс
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Қырқүйек 2024
71
0 рет жүктелген
405 ₸ 450 ₸
Бүгін алсаңыз 10% жеңілдік
беріледі
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Краткосрочный (поурочный) план

Тема урока: Дигибридное скрещивание. Закон расщепления.

Раздел

9.3D Закономерности наследственности и изменчивости

ФИО педагога


Школа


Дата


Класс:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих: 0

Тема урока

Дигибридное скрещивание. Закон расщепления.

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

9.2.4.3 - обосновывать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание

Smart цели уроков, том числе, и для учащихся с особыми образовательными потребностями ( учащийся с диагнозом миопия средней степени, дефект зрения -3)

- обосновать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание
























Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


(11 мин)



2 мин









5 мин







3 мин

















1 мин




1.Орг момент. 1. «Поздороваемся глазами»

Цель: Эмоционально разрядить учащихся. Снять напряжение и усталость, восстановить энергию.

Технология проведения: Учитель обращается к ученикам: «Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваемся не словами, а молча - глазами. И вы тоже при этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Пожелайте глазами друг другу удачи. Улыбнитесь друг другу! Помашите друг другу!» (эти же действия выполняет и сам учитель).



2. Актуализация знаний (ИР) Проверка знаний теоретического материала по генетическим закономерностям Г. Менделя на платформе learningАpps. Возьмите смартфоны и перейдите на платформу для работы по ссылке.





Целеполагание (КР) – учитель пишет на доске условие , посредством генетических знаков и ссс.

Задача 1. Скрещиваются два сорта гороха: материнский сорт характеризуется желтыми гладкими семенами, отцовский – зелеными морщинистыми.

Все горошины, полученные в результате скрещивания (гибриды первого поколения) оказались желтыми гладкими.

При скрещивании растений, выращенных из гибридных семян, были получены горошины (гибриды второго поколения), различающиеся по окраске и форме семян.

Учитель задаёт наводящие вопросы :

- Какую закономерность вы пронаблюдали при решении задачи?

Назовите тему и цели нашего урока



Ребята запишите домашнее задание: * 42, выучить 3 закона Менделя, решите задачи уровня А, В и С на стр 69.

Дополнительный ресурс для учащихся с ооп.
Черную грубошерстную морскую свинку скрестили с грубошерстным альбиносом. В потомстве оказалось:
13 черных грубошерстных,
16 альбиносов грубошерстных,
6 черных гладкошерстных,
5 гладкошерстных альбиносов.
Каковы генотипы родителей?

Приветствуют учителя, эмоционально снимают усталость и позитивно настраиваются на урок.









Учащиеся отвечают на вопросы викторины в программе learningАpps.

За каждые 5 правильных ответов, ученик получает жетон























Учащиеся формулируют тему урока и сами задают цели на урок.

Учащиеся записывают домашнее задание



















1 жетон-

5 баллов







1 жетон-

2 балла






1 жетон-

2 балла





фо -похвала

Органы зрения











Викторина learningАpps

https://learningapps.org/1914540









мел, доска, губка.



















Дневники, ручки



А4 шрифт 16


Середина урока

(25мин)


8 мин





















2 мин

















10 мин





























































5 мин


Ребята, откройте тетради, запишите тему урока.

Тема урока: Дигибридное скрещивание.

Цель урока: обосновывать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание



При помощи смартфона и кюаркода ознакомьтесь с теорией. (ПР). Выделите главное и постарайтесь сформулировать закон расщепления -3 закон Менделя.

(приложение 1)

(приложение 2)

Для дальнейшей работы учитель предлагает поделиться на 2 группы расчётом на бананы и апельсины - по типу как на 1 и 2.



Приём «Билет»

Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.

Технология проведения: учитель вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части учащиеся пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Учитель отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все ученики прикрепляют свои ожидания на постер своей группы. После выполненной работы, учитель подводит итоги. Задание 1.

Дифференцированный подход –разноуровневые задания (ДП)

Каждая группа получает задачу на моногибридное скрещивание – для учащихся с ооп




Учитель предлагает распределить роли в группе .(ГР)


Задача для 1 группы:

У человека леворукость – рецессивный признак. Лучшее владение правой рукой – доминантный признак. Каким будет потомство у праворукой гомозиготной женщины и мужчины левши? Опишите генотипы и фенотипы потомства.

Задача для 2 группы:

У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью. Каковы генотипы и фенотипы потомства?

Дескриптор:

Критерий оценивания

Дескриптор

балл

обосновывает цитологические основы дигибридного скрещивания и решает задачи на дигибридное скрещивание

верно оформляют задачу



1


верно используют генетическую символику


1

верно решают задачу, обосновывая цитологические основы дигибридного скрещивания

1



Задание 2.

Каждая группа получает задачу на дигибридное скрещивание.

Задача для 1 группы:

У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

Задача для 2 группы:

У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз – над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого дигетерозиготного мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением?

Дескриптор:

Критерий оценивания

Дескриптор

балл

обосновывает цитологические основы дигибридного скрещивания и решает задачи на дигибридное скрещивание


верно оформляют задачу


1

верно используют генетическую символику


1

верно решают задачу, обосновывая цитологические основы дигибридного скрещивания

1

(приложение крс) (прил томаты)

Дополнительные задания для более мотивированных.



Задание 3 (ФГ) Голубоглазый праворукий Алдияр Алиевич ( папа Али –левша), женился на кареглазой Айару Асылхановне ( все родственники Айару кареглазые) .Определите какими будут детки в браке Алдияра и Айару, если карие глаза и праворукость - доминантны. Определите вероятность рождения голубоглазых детей, что редко встречается в Казахстане.

Дескриптор:

Критерий оценивания

Дескриптор

балл

обосновывает цитологические основы дигибридного скрещивания и решает задачи на дигибридное скрещивание


определяют генотип Алдияра Алиевича


1

определяют генотип Айару Асылхановны

1

составляют схему скрещивания

1

верно решают задачу, обосновывая цитологические основы дигибридного скрещивания

1



Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.







Учащиеся работают в парах над содержанием текста, закодированного кюаркодом, выделяя главное. Формулируют третий закон Менделя



Взаимооценивание друг друга.





Учащиеся ведут расчёт на 2 группы -бананы и апельсины Формируют две группы.





Записывают на билетах свои опасения и ожидания









Ученицы Д и Ж выполняют задачи на А4, а затем обмениваются задачами для взаимопроверки. Защищают у доски.

Учащиеся распределяют роли



Все учащиеся выполняют задачи на постерах. Затем у доски объясняют своё решение































Выполняют задачи на постерах. Затем у доски объясняют своё решение.







1 жетон-

2 балла































1 жетон-

2 балла










1 жетон

2 балла











1 жетон-

2 балла

Тетрадь, ручка.







Листы А4

(приложение 1)

(приложение 2)







Постер, фломастеры, заданияна А4









Готовые билеты

Приложение 3









Карточки с заданиями 16 шрифт





Фломастеры, карточки с заданиями, А4













Карточки с заданиями

Конец урока

(9мин)


3 мин








4 мин
































































































2 мин

Подводим итоги урока. Учитель возвращается к приёму «Билет» и проводит обратную связь – подтвердились ли ваши ожидания? Развеялись ли ваши опасения? Поменяйте полученные жетоны на оценку,



Проверка знаний теоретического материала по генетическим закономерностям Г. Менделя на платформе learningАpps. Возьмите смартфоны и перейдите на платформу для работы по ссылке.









2. (ИР) Учащиеся выполняют задания (ФО) на выбор.

Задания ФО

1. При моногибридном скрещивании чистых линий по генотипу в первом поколении наблюдается расщепление:

а) 1:1 б) 3:1 в) единообразие г) 1:2:1



2. При скрещивании белого кролика с черной крольчихой получено 6 черных и 5 белых крольчат. Определите генотипы родителей:

а) самка АА, самец аа б) самка Аа, самец аа

в) самка Аа, самец АА г) самец аа, самка аа



3. Особи, которые не дают в потомстве расщепления и сохраняют свои признаки в «чистом» виде, называются:

а) моногибридными б) доминирующими

в) гомозиготными г) гетерозиготными



4. При скрещивании двух гомозиготных линий (АА и аа) доля гетерозигот во втором поколении составит:

а) 25% б) 50% в) 75% г) 30%



5. Организм, образующийся при скрещивании двух наследственно различающихся особей, называется:

а) полиплоидом б) анэуплоидом в) гибридом г) мутантом



6. Согласно второму закону Менделя, во втором поколении при моногибридном скрещивании проявляется следующее количество особей с доминантным признаком (%):

а) 50 б) 75 в) 60 г) 30



7. Какое количество признаков опытного растения было изучено Г. Менделем?

а) 2 б) 5 в) 7 г) 4



8. Дигибридным называется такое скрещивание, при котором родительские формы:

а) принадлежат одному виду

б) принадлежат к одному сорту растений или породе животных

в) отличаются по двум парам альтернативных признаков

г) имеют общего предка

9. В случае если доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного гена, у потомства проявляется закон:

а) расщепления б) промежуточного наследования

в) доминирования г) независимого наследования признака



10. Конъюгация хромосом - это соединение двух гомологичных хромосом в процессе:

а) митоза б) мейоза в) оплодотворения г) опыления



«Четыре Я»

Цель: Получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результаты обучения.

Технология проведения: учитель предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Я проявил себя …

  • Я смогу применить …



Учащиеся дают обратную связь – отвечают на вопрос учителя, сдают жетоны с полученными баллами.



Учащиеся закрепляют знания о цитологических основах генетических законов наследования Г. Менделя, выполняя задание в программе learningАpps.












Учащиеся работают в тетрадях













































































Заполняют стикеры и прикрепляют их в круг успеха






1 жетон-

2 балла














1балл за 1 прав ответ







learningАpps.

https://learningapps.org/17038500



листы с заданиями ФО































































































Стикеры, круг успеха, ручки


Приложение 1





Приложение 2
















Приложение 3


БShape2 Shape1 илет успеха



Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!