Формирование навыков
слушания и говорения на уроках русского
языка
Слушание и говорение – это
процессы, из которых состоит наше вербальное общение. Мы
соглашаемся с тем, что общение – это разговор, и человека, который
много молчит, считаем необщительным. Но на самом деле отличным
собеседником считается тот человек, который умеет слушать. Это
совершенно различное: слушаем мы нашего собеседника или слышим.
Вникать в то, что говорят, воспринимать сообщение, вдумываться в
слова собеседника, уметь анализировать его состояние и причины,
которые толкнули его на это высказывание, — это и есть эффективное
слушание.
Результаты исследования
психологов показывают, что большинство людей не обладают навыками
эффективного слушания и если воспринимают речь собеседника, то
делают это поверхностно. Людей, которые обладают умением слушать,
психологи выделяют лишь 10 %.
Одной из причин, почему мы
не слушаем, является то, что нас этому не научили. Следовательно,
значение процесса слушания, а также говорения, в учебной
деятельности школьников огромно. От того, как ученик понимает
воспринятую информацию, зависит усвоение материала не только по
русскому языку, но и по другим предметам. В современной методике
преподавания русского языка основной акцент делается на
целенаправленное и систематическое обучение слушанию и говорению
как видам речевой и учебной деятельности. Особое внимание в новой
программе уделяется речевой культуре ученика. Ранее программы
информировали учащихся о языке, классификации языковых уровней и,
конечно же, грамматике языка. При этом функциональное назначение
языка учитывалось слабо. Обновлённая же программа позволяет
развивать дискурсивную компетенцию школьника. Так как воспитание
граждан, способных эффективно сотрудничать в различных обществах,
является одной из целей новой программы предмета русский язык,
необходимо развивать навыки общения, создавать среду, где учащиеся
смогут смело, уверенно, доказательно выразить свое мнение. Поэтому
в связи с этим огромное значение в работе учителя предметов
гуманитарного направления отведено развитию навыков слушания и
говорения.
Слушание (аудирование) –
это мыслительная деятельность, которая связана с восприятием,
пониманием и переработкой информации, содержащейся в устном
сообщении.
Главная особенность
слушания – это степень адекватности понимания
услышанного.
Этапы работы с
аудиотекстом.
Для этого нужна
последовательная работа с аудиотекстом. Для работы с ним выделяют
три этапа. Первый этап- это предтекстовый, который направлен на
преодоление лингвистических трудностей, понимание проблемы текста,
развитию навыков прогнозирования. Выделяют следующие виды
предтекстовой работы:
— работа с новыми словами и с наиболее сложными
грамматическими структурами;
— графическое, словесное отображение
ассоциаций;
— группировка слов по теме и составление
предложений по теме;
-отработка техники чтения,
произношение, ударение;
— визуальные представления (иллюстрация, фото,
видео);
— акустические импульсы (голоса, звуки,
музыка);
— последовательное расположение предложений,
абзацев;
— выборочное аудирование фрагментов текста с
выполнением задания.
Второй этап – текстовый,
который включает прослушивание всего текста. На этом этапе
используются следующие виды работ:
— заполнение таблицы;
— заполнение пропусков в
тексте;
— визуальный диктант;
— установление правильной
последовательности;
— тест;
— озаглавливание абзацев;
— перефразирование.
Третий этап –
послетекстовый, который необходим для проверки полноты и точности
содержания. На этом этапе можно использовать следующие
задания:
— нахождение соответствий между иллюстрациями,
картинками, заголовками;
— придумывание продолжения
рассказа;
— составление плана;
— придумывание рассказа по
аналогии;
— проведение ролевой игры;
— составление диалога по теме
текста.
Очень важно правильно
отобрать материал для слушания. Два из главных требования – это
текст должен быть доступным, интересным, соответствующим возрасту
детей, также развивать функциональную грамотность учащихся; в
тексте должна содержаться полезная информация, которую они смогут
применить в жизни. Немаловажным фактом является то, что тексты
должны представлять разные формы речи (диалогическую,
монологическую и диалого-монологическую.
Бесспорно, что восприятие и
понимание речи на слух является и целью и средством обучения. В
жизни нам приходится много слушать и то, как мы воспринимаем
информацию, можно определить наши действия. Таким образом, одна из
важнейших целей обучения – это научить ребенка понимать звучащую
речь. Работая с аудиотекстами, учитель отрабатывает различные
языковые навыки; лексические, орфоэпические, грамматические.
Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что способствует
развитию навыков говорения.
Говорение – вид речевой
деятельности, который совместно с аудированием осуществляет
устно-речевое общение.
Говорение – это форма
устного общения, способствующая обмену информацией, осуществляемому
средствами языка, устанавливающая контакт и взаимопонимание,
оказывающая воздействие на собеседника.
Выделяют два направления
формирования умений говорения; 1) «сверху вниз» — с опорй на текст:
2) «снизу вверх»- без опоры на текст. Первое направление
предполагает развитие монологических навыков. Этот путь имеет
несколько преимуществ. Во-первых, в тексте указывается речевая
ситуация, и учителю не нужно создавать ее дополнительно. После
прочтения текста можно использовать следующие задания, составляющие
содержания урока:
— ответы на вопросы, которые диагностируют
понимание школьниками содержания и смысла прослушанного
текста;
— согласие с утверждениями или опровержения
их;
— работа с морфологическими, лексическими и
изобразительными средствами, с помощью которых автор выражает свое
отношение к тому, о ком или о чем он
говорит;
— определение основной идеи
текста;
— краткое изложение содержания текста, составление
аннотаций к тексту, написание рецензии на
текст;
— рассказ текста от другого
лица;
— придумывание другой концовки для
рассказа.
Во-вторых, грамотно
отобранные тексты содержат в себе нужную информацию и поэтому
предопределяют содержательную ценность речевых высказываний
учащихся. В-третьих, тексты различных жанров являются образцом для
подражания и основой для составления собственных
высказываний.
Второй путь предлагает
развитие навыков без опоры на текст. Это направление можно
применять в следующих случаях:
— на
среднем и старших этапах обучения, так как на этих этапах
предполагается достаточно высокий языковой уровень знаний по
обсуждаемой теме. Монологическая речь может строится на основе
многих текстов. Следовательно, в данном случае целесообразно
использовать межпредметные связи;
— для
того чтобы монологическая речь достигла желаемого уровня, учитель
должен быть уверен, что у учащихся есть достаточный информационный
запас слов по данной теме, уровень языка достаточен для обсуждения
данной темы, в речевом запасе учащихся имеется достаточно средств
для реализации речевых функций, учащиеся в полной мере владеют
речевыми умениями.
Современная образовательная
программа дает возможность учащимся всесторонне развивать устную
речь. Во-первых, пополнять словарный запас, во-вторых,
пересказывать и анализировать прослушанный текст, в-третьих,
выступать с монологическим высказыванием, в-четвертых, принимать
участие в диалоге, в-пятых, оценивать устное высказывание. Огромным
плюсом программы является то, что учащиеся на уроках русского языка
получают знания из разных областей науки и искусства, учатся
поддерживать беседу на различные темы, высказывать свое мнение и,
несомненно, формировать свой собственный стиль речи. Успех в данном
случае будет зависеть от усилий и желаний самого ученика, а задача
учителя – поддерживать его в стремлении, ясно формулировать мысль,
правильно строить предложения, внятно и выразительно произносить
слова.