Материалдар / Доклад "Формирование навыков слушания и говорения на уроках русского языка"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Доклад "Формирование навыков слушания и говорения на уроках русского языка"

Материал туралы қысқаша түсінік
Огромным плюсом программы является то, что учащиеся на уроках русского языка получают знания из разных областей науки и искусства, учатся поддерживать беседу на различные темы, высказывать свое мнение и, несомненно, формировать свой собственный стиль речи.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Қаңтар 2019
665
2 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Формирование навыков слушания и говорения на уроках русского языка

Слушание и говорение – это процессы, из которых состоит наше вербальное общение. Мы соглашаемся с тем, что общение – это разговор, и человека, который много молчит, считаем необщительным. Но на самом деле отличным собеседником считается тот человек, который умеет слушать. Это совершенно различное: слушаем мы нашего собеседника или слышим. Вникать в то, что говорят, воспринимать сообщение, вдумываться в слова собеседника, уметь анализировать его состояние и причины, которые толкнули его на это высказывание, — это и есть эффективное слушание.

Результаты исследования психологов показывают, что большинство людей не обладают навыками эффективного слушания и если воспринимают речь собеседника, то делают это поверхностно. Людей, которые обладают умением слушать, психологи выделяют лишь 10 %.

Одной из причин, почему мы не слушаем, является то, что нас этому не научили. Следовательно, значение процесса слушания, а также говорения, в учебной деятельности школьников огромно. От того, как ученик понимает воспринятую информацию, зависит усвоение материала не только по русскому языку, но и по другим предметам. В современной методике преподавания русского языка основной акцент делается на целенаправленное и систематическое обучение слушанию и говорению как видам речевой и учебной деятельности. Особое внимание в новой программе уделяется речевой культуре ученика. Ранее программы информировали учащихся о языке, классификации языковых уровней и, конечно же, грамматике языка. При этом функциональное назначение языка учитывалось слабо. Обновлённая же программа позволяет развивать дискурсивную компетенцию школьника. Так как воспитание граждан, способных эффективно сотрудничать в различных обществах, является одной из целей новой программы предмета русский язык, необходимо развивать навыки общения, создавать среду, где учащиеся смогут смело, уверенно, доказательно выразить свое мнение. Поэтому в связи с этим огромное значение в работе учителя предметов гуманитарного направления отведено развитию навыков слушания и говорения.

Слушание (аудирование) – это мыслительная деятельность, которая связана с восприятием, пониманием и переработкой информации, содержащейся в устном сообщении.

Главная особенность слушания – это степень адекватности понимания услышанного.

Этапы работы с аудиотекстом.

Для этого нужна последовательная работа с аудиотекстом. Для работы с ним выделяют три этапа. Первый этап- это предтекстовый, который направлен на преодоление лингвистических трудностей, понимание проблемы текста, развитию навыков прогнозирования. Выделяют следующие виды предтекстовой работы:

работа с новыми словами и с наиболее сложными грамматическими структурами;

графическое, словесное отображение ассоциаций;

группировка слов по теме и составление предложений по теме;

-отработка техники чтения, произношение, ударение;

визуальные представления (иллюстрация, фото, видео);

акустические импульсы (голоса, звуки, музыка);

последовательное расположение предложений, абзацев;

выборочное аудирование фрагментов текста с выполнением задания.

Второй этап – текстовый, который включает прослушивание всего текста. На этом этапе используются следующие виды работ:

заполнение таблицы;

заполнение пропусков в тексте;

визуальный диктант;

установление правильной последовательности;

тест;

озаглавливание абзацев;

перефразирование.

Третий этап – послетекстовый, который необходим для проверки полноты и точности содержания. На этом этапе можно использовать следующие задания:

нахождение соответствий между иллюстрациями, картинками, заголовками;

придумывание продолжения рассказа;

составление плана;

придумывание рассказа по аналогии;

проведение ролевой игры;

составление диалога по теме текста.

Очень важно правильно отобрать материал для слушания. Два из главных требования – это текст должен быть доступным, интересным, соответствующим возрасту детей, также развивать функциональную грамотность учащихся; в тексте должна содержаться полезная информация, которую они смогут применить в жизни. Немаловажным фактом является то, что тексты должны представлять разные формы речи (диалогическую, монологическую и диалого-монологическую.

Бесспорно, что восприятие и понимание речи на слух является и целью и средством обучения. В жизни нам приходится много слушать и то, как мы воспринимаем информацию, можно определить наши действия. Таким образом, одна из важнейших целей обучения – это научить ребенка понимать звучащую речь. Работая с аудиотекстами, учитель отрабатывает различные языковые навыки; лексические, орфоэпические, грамматические. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что способствует развитию навыков говорения.

Говорение – вид речевой деятельности, который совместно с аудированием осуществляет устно-речевое общение.

Говорение – это форма устного общения, способствующая обмену информацией, осуществляемому средствами языка, устанавливающая контакт и взаимопонимание, оказывающая воздействие на собеседника.

Выделяют два направления формирования умений говорения; 1) «сверху вниз» — с опорй на текст: 2) «снизу вверх»- без опоры на текст. Первое направление предполагает развитие монологических навыков. Этот путь имеет несколько преимуществ. Во-первых, в тексте указывается речевая ситуация, и учителю не нужно создавать ее дополнительно. После прочтения текста можно использовать следующие задания, составляющие содержания урока:

ответы на вопросы, которые диагностируют понимание школьниками содержания и смысла прослушанного текста;

согласие с утверждениями или опровержения их;

работа с морфологическими, лексическими и изобразительными средствами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о ком или о чем он говорит;

определение основной идеи текста;

краткое изложение содержания текста, составление аннотаций к тексту, написание рецензии на текст;

рассказ текста от другого лица;

придумывание другой концовки для рассказа.

Во-вторых, грамотно отобранные тексты содержат в себе нужную информацию и поэтому предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся. В-третьих, тексты различных жанров являются образцом для подражания и основой для составления собственных высказываний.

Второй путь предлагает развитие навыков без опоры на текст. Это направление можно применять в следующих случаях:

на среднем и старших этапах обучения, так как на этих этапах предполагается достаточно высокий языковой уровень знаний по обсуждаемой теме. Монологическая речь может строится на основе многих текстов. Следовательно, в данном случае целесообразно использовать межпредметные связи;

для того чтобы монологическая речь достигла желаемого уровня, учитель должен быть уверен, что у учащихся есть достаточный информационный запас слов по данной теме, уровень языка достаточен для обсуждения данной темы, в речевом запасе учащихся имеется достаточно средств для реализации речевых функций, учащиеся в полной мере владеют речевыми умениями.

Современная образовательная программа дает возможность учащимся всесторонне развивать устную речь. Во-первых, пополнять словарный запас, во-вторых, пересказывать и анализировать прослушанный текст, в-третьих, выступать с монологическим высказыванием, в-четвертых, принимать участие в диалоге, в-пятых, оценивать устное высказывание. Огромным плюсом программы является то, что учащиеся на уроках русского языка получают знания из разных областей науки и искусства, учатся поддерживать беседу на различные темы, высказывать свое мнение и, несомненно, формировать свой собственный стиль речи. Успех в данном случае будет зависеть от усилий и желаний самого ученика, а задача учителя – поддерживать его в стремлении, ясно формулировать мысль, правильно строить предложения, внятно и выразительно произносить слова.




Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!