Материалдар / доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание. 4 класс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание. 4 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Бұл баяндамада есту қабілеті нашар оқушыларды рухани адамгершілік тұрғыда тәрбиелеу туралы айтылады. Бұл баяндама мүмкіншілігі шектеулі оқушылармен тәрбие жұмысын жүргізуге көмектеседі,
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Қараша 2021
353
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ВНЕКЛАССНОМ ЧТЕНИИ.

Сарсыкина Ф.М. воспитатель КГУ «Специальная (коррекционная школа-интернат 1 для детей с нарушениями слуха (неслышащих детей). г. Алматы

Духовно-нравственное воспитание всегда интересовало человечество. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность, даже самые глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют размышлять о будущем подрастающего поколения. В настоящее время теряются нравственные ориентиры, молодёжь больше интересует материальные ценности. Обучая и воспитывая детей с нарушениями слуха, учитель задумывается о том, каким выходит в жизнь его ученик. Сможет ли он отстаивать свои убеждения, будет ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких, испытать прекрасные чувства любви? Эти и другие вопросы духовно-нравственного воспитания школьников всегда остаются актуальными и в нашей профессиональной деятельности с детьми с нарушениями слуха.

Целенаправленная работа проводится в школе для неслышащих детей по развитию слухового восприятия, развитию разных форм речи. Одним из средств достижения этих задач является чтение литературы. Именно на уроках литературы, на внеклассном чтении мы должны обращаться к проблеме духовности и нравственности. Я уверена, что главным в образовании является воспитание, что литература не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где главное не сам процесс чтения, а постоянная потребность обращения к книге, как учебнику жизни. Даже великие люди в поисках истины черпали знания в книгах. «Друзья, которые никогда не предадут», - так писал А.С. Пушкин о книгах, Абай же называет книгу «Величайшим достижением человеческой цивилизации, неизменным спутником и другом, дарующим радость постижения нового».

Чтение открывает удивительный мир мыслей и чувств, имеет особое значение для развития неслышащего ребенка. Именно чтение книг расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющие представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения о истории своей Родины, знания о жизни природы и общества, нравственные понятия, нормы поведения и общения – все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника с нарушением слуха. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения неслышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены. Помочь такому ученику эстетически воспринять читаемое – первостепенная гуманистическая задача учителя, воспитателя.

Воспитание духовно-нравственных качеств при чтении произведений Абая и А.С. Пушкина является одной из главных ценностей в вопросах нравственного воспитания учащихся.

Они имеют огромное образовательное, воспитательное, культурно-эстетическое воздействие на учащихся. Абай и А.С. Пушкин воспевали общечеловеческие нравственные ценности, которые актуальны и востребованы сегодня.

Изучение и популяризация духовно-нравственных ориентиров творчества исторической личности Абая является непреходящей ценностью, в котором наше общество остро нуждается сегодня. Абай писал: “Настанет же день, когда среди казахов исчезнут воровство, сплетни, клевета, вражда, и мы будем добывать добро и знание верным путем». К, сожалению, эти пороки в обществе не перевелись до сих пор, а некоторые даже расцвели пышным цветом.

Очень почитаемое у казахов прозаическое произведение Абая «Слова-назидания», получившее широкое распространение, оно состоит из философских рассуждений и наставлений об образовании, знании и воспитании. Образование и культура – взаимозависимые и взаимосвязанные составляющие развития общества, когда духовно-нравственные устои и частота помыслов становятся сутью сохранения любого народа. Именно об этих непреходящих ценностях писал великий поэт-мыслитель Абай. Глубокое и вдумчивое изучение поэтического слова поэта-мыслителя, его мудрость, думы о судьбе народа должны стать духовной опорой современного общества. (Из статьи «Я время выправить хотел» (Абай). Дина Мухамедхан).

Без науки“ нет блага ни на том ни на этом свете”. Воспитание в детях положительных человеческих качеств также связывается Абаем с образованием и наукой. «Тому человеку, кто познал Абая, и каждый свой шаг сверяет по нему, гораздо легче будет преодолевать жизненные невзгоды. И ему не надо никаких других моральных кодексов. Только побольше бы таких людей», - писал ученый-гражданин Каюм Мухамедханов. Он говорил, что ценность творчества Абая – в призыве к сохранению человека, народа, а это, прежде всего – сохранение человеческой морали и человеческого достоинства – тех качеств, которые отличают человека от остального материального мира. Все созданное Абаем удивительно созвучно нашему времени. (Из статьи «Я время выправить хотел» (Абай). Дина Мухамедхан).

Великий Абай первым перевел на казахский язык произведения Пушкина и других европейских представителей культуры и искусства.

При чтении произведений А.С. Пушкина у детей формируются умение выразительно читать, развивается мелодико-интонационная сторона речи, монологическая речь. Любовь и интерес к сказкам Пушкина формируются как на уроках литературы, так и на внеклассном чтении.

Воспитательный заряд творчества Абая и Пушкина непреходящий, а задача педагогов донести его доступным языком для понимания детям с нарушениями слуха. И педагоги надеются, что прививают не только любовь к чтению и к произведениям Пушкина и Абая, а формируют нравственные качества личности современного школьника.


Список литературы:


1. «Сурдопедагогика» под редакцией профессора Е.Г. Речицской. Москва, «Владос», 2004


2. «Сурдопсихология» Т. Г.Богданова

3. «Пушкин Абай», составитель Сауле Мансурова. М: ИПЦ «Русский раритет», 2006.

4. Статья «Я время выправить хотел» (Абай). Дина Мухамедхан, профессор, PhD, директор Общественного фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова» электронный адрес:  center-kayum@rambler.ru  dmukhamedkhan@mail.ru



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!