Турсумбаева Асем Габдулловна
учитель русского языка и литературы
Развивающие игры на уроках русского языка
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время – не только закономерное, но и
необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только
сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственнной
личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология
массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности,
способной жить и работать в непрерывно меняющемся мир, способной смело
разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор
и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и
самореализующейся.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают
активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и
индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти
задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет
большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого
деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на
самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии,
ума, выдержки, самостоятельности. Организатором игр на уроке, конечно же ,
является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на
уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка
обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на
уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области
словообразовании , грамматики, орфографии.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно
наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых,
есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального
опыта, одна из сложных способностей человека.
Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Н.К.Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для
нравственного воспитания детей. «..Самодеятельная подражательная игра, которая
помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо
большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает значение Максим Горький;
« Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны
изменить.
На уроках русского языка я применяю различные ролевые игры:диалог, ответить на
вопросы,задать вопросы и другие.