Тема доклада: «Развитие личности школьника на
уроках
самопознания»
Нравственно-духовное образование, позволяющее
личности достичь гармонии в физическом, духовном, социальном и
творческом развитии, реализуется в реальной практике различными
путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Предметная область самопознания предполагает
организацию целенаправленного образовательного процесса,
направленного на раскрытие каждым учеником своих природных
способностей и творческого потенциала
посредством создания своего внутреннего мира,
осмысления своей неповторимой индивидуальности.
Основное назначение учебного процесса по
самопознанию заключается в том, чтобы:
- раскрыть способности человека и развить его как
индивида, как личность,
как субъекта деятельности и как индивидуальность
с учётом его темперамента, характера, и способностей;
-формировать основы нравственного поведения
учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение
человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;
- формировать систему ценностей личности,
практические навыки творческого приложения знаний в решении
проблем, направленные на
служению обществу.
Воспитание высоконравственного духовного человека
весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества
происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если
возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно
школе ещё удаётся, несмотря на все трудности и проблемы, удерживать
нравственные высоты.
Благодаря заботе и вниманию первой леди страны
Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в
школах республики
проводятся уроки самопознания, которые помогают в
формировании нравственной личности, помогают удержаться от
духовного падения.
Являясь автором программы «Самопознание», Сара
Алпысовна считает, что каждый ребёнок уже с рождения личность, и
задача взрослых и родителей, и педагогов заключается в том, чтобы
научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему
погаснуть, дарить его. Быть во взаимодействии с другими людьми и
природой.
Уроки курса «Самопознание» бережно направляют
каждого ребёнка, приводят к состоянию, сочетающему в себе любовь и
мудрость.
Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое
отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к
природе, толерантное общение с другими людьми.
Особенностью курса «Самопознание» является
включённость обсуждаемых нравственно-духовных проблем в
социокультурный контекст, а также контекст повседневного мира
учеников. Личность школьника формируется в сложной системе
отношений, которые складываются у него с окружающими его
людьми.
Занятия предполагают развитие высокодуховной
личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и
общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока
вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях
говорится о честности, порядочности,
ответственности, нравственности, справедливости в
отношениях людей.
У школьника формируются моральные принципы,
взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется
потребность в самовыражении.
Ученик пытается проявить себя, свои способности
лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические
переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки,
моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение.
Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют
отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению
других.
Различные приёмы и упражнения, применяемые на
уроках самопознания, помогают ученику развивать не только
гражданскую, социальную активность и ответственность, но и
внутреннюю свободу. Именно ведь внутренняя свобода является
источником самоуважения. « А если ребёнок не уважает себя,- как
считал В. А Сухомлинский,- это уже грань катастрофы». И чтобы
ребёнок не оказался у этой грани, на уроках самопознания создаётся
ситуация успеха, чтобы ребёнок чувствовал поддержку окружающих и
мог самореализоваться.
Учитель на этих уроках друг, понимающий,
способный помочь каждому
ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать
самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои
возможности, ученик растёт, развивается, строит свою
личность.
На уроке самопознания каждый ученик изучает себя
сам, оценивает себя сам и сам определяет меру
ответственности.
Программа по изучению самостоятельного предмета
«Самопознание» в
рамках инвариативной нагрузки для 1-х-11-х
классов рассчитана на объём учебной нагрузки, составляющий 1 час в
неделю, всего 34 часа в учебном году в каждом классе.
На уроках по самопознанию учитывала, что развитие
личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его
жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и
свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала
возрастные особенности учащихся.
На уроках самопознания для повышения интереса
учащихся применяла интересный наглядный материал и технические
средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения
более эффективно.
С учётом специфики предмета, его целей и задач
применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления,
уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки-
конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала
ряд методических приёмов обучения, которые в наибольшей степени
содействуют целям и задачам самопознания.
Такие приёмы, как «Круг радости» и «Круг от
сердца к сердцу», «Чтение»,
«Цитата урока», «Беседа», «Размышление над
ситуацией», «Творческая деятельность» и др. На уроках достигла
своих целей с помощью методических приёмов, благотворно влияющих на
настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксии,
снижению напряжённости тела, преодолению усталости, утомляемости,
лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций. Рефлексии
(«Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споёмте друзья»
и др.)
Таким образом, данные приёмы позволяют развить
ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств,
мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных
противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.
Формируя личность на уроках самопознания, учитель
должен помнить:
зло побеждается только деятельным добром. Никакие
запреты, никакое насилие его не искоренят. Только мощная
альтернатива всему негативному принесёт победу: стать гармоничной
личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах
гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека
с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти
достойное место в жизни. Нужно только помочь
ему в этом.
« Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое
тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей
знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах», -
призывает Ш. А. Амоношвили.
Литература:
1.Журнал «Самопознание» 2010г. №4
2.Учебная программа по предмету
«Самопознание»
3.Учебники «Самопознание» 1 – 4 класс.
ГУ «Луганская СОШ Павлодарского
района»
Доклад:
«Развитие
личности школьника на уроках
самопознания»
Подготовила: Тезекбаева С.О.
Луганская СОШ
26 августа 2015 год