Победа 1945 года – наше великое наследие. Историческая память – это проявление души народа, наш золотой запас и сохранить ее наш священный долг.С этой целью в 2013 году в нашей школе началась работа по подготовке к созданию комплекса, посвящённого 70-летию дня Победы: музея «Боевой славы», а также мемориала «Никто не забыт, ничто не забыто». В КГУ «Подгорненская основная школа» военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в процессе обучения.Огромную роль в воспитании патриотизма играет школьный музей «Боевой славы», основанный в2015 году. Музей «Боевой славы» - центр патриотического воспитания школьников. По своей природе музей – научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение. В основе деятельности музея лежит выполнение трех основных функций: - научное документирование и исследование процессов развития общества; - охрана и сохранение подлинных памятников материальной и духовной культуры и истории; - образовательно-воспитательная работа с учащимися посредством музейной специфики. Изучая прошлое, люди ищут ответы на злободневные вопросы современности, хотят понять перспективы дальнейшего развития общества. В этом смысле музей является связующим звеном между прошлым и будущим. Таким образом, роль школьного музея в системе образования и воспитания становится весомой. Наш школьный музей - это центр воспитательной работы, целью которого является расширение знаний учащихся о жителях села в годы Великой Отечественной войны, с целью формирования казахстанского патриотизма и гордости за земляков. Уже для нескольких поколений война – только история, с каждым годом становится все более далекой. Но в том и заключается ценность исторической науки, что, не давая забыть о прошлом человечества, она умножает его богатство: научно-технические, культурные, нравственные, чтобы каждое поколение становилось мудрее, образованнее, развитее, человечнее, чем предыдущее. Музей в нашей школе выполняет главную функцию – воспитывает чувство патриотизма на примерах боевого прошлого Подгорненцев - победителей. Первостепенная задача музея – воспитание патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины, через деятельность школьного музея содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, создание системы патриотического воспитания. Музей помогает выработать у учащихся высокую сознательную активность, гражданскую ответственность, духовность, воспитание гражданина, обладающего важнейшими нравственными компетенциями созидательной деятельности в интересах государства. Наш музей является хранилищем памяти народной, в фондах которого собран богатейший материал о трёх Героях Советского союза родившихся в нашем селе, о каждом земляке . Мы помним и никогда не забудем мужества и подвигов наших односельчан. Музей «Боевой Славы» – это достояние не только школы, но и достояние нашего села. Так как создать его помогали все жители села. Образовательно-воспитательная функция музея выражается в работе по воспитанию учащихся, передаче им определенной информации, конкретных знаний. Особенность школьного музея заключается в том, что эта функция реализуется практически на всех этапах его создания и деятельности, т.к. основными участниками организации и работы школьного музея являются сами учащиеся; они собирают, изучают, экспонируют и пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий. К работе в музее приобщаются все классы, все желающие учащиеся. И те ребята, которые остаются в музее, всегда могут ответить: «Что такое музей?», «Зачем мы храним экспонаты?», «В чем выражается память о людях?», «Зачем нужна память о войне?». В музее много действующих экспонатов. Учащиеся нашей школы, а так же посетители могут не только посмотреть, но и взять в руки: бинокль, фляжку, портсигар, потрогать вещи героя. Музейные экскурсии и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на ребят, музей действительно воспитывает, так как каждый экспонат, документ, военная фотография вызывают интерес. Поэтому музей никогда не пустует. А главное, что «никто не забыт и ничто не забыто». Музей стал одним из активных центров по патриотическому воспитанию учащихся школы. Не одно поколение ребят знает историю подвигов героев. Что бы не менялось в нашей жизни, музей все эти годы выполняет главную функцию – воспитывает у ребят чувство патриотизма на примерах боевого прошлого героев и участников Великой Отечественной войны.. Получая личные вещи героев и участников Вов от их родственников , музей пополняется, и мы имеем возможность обновлять экспозиции. Все классные и общешкольные мероприятия ориентированы на формирование гражданственности и патриотизма. По традиции проводится конкурс стихов по военной тематике «Вместе выстояли, вместе победили, вместе будем жить.», конкурс рисунков «Война глазами детей». Возложение цветов к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто», стало святым долгом каждого ученика нашей школы. Ученица 9 класса Яроцкая Марина в 2016 году написала сочинение «Мы помним, мы гордимся», в котором раскрыла роль своей семьи в Вов, ученица Адылғазы Аяна провела исследовательскую работу по теме история одного экспоната «Красноармейская книжка», учащиеся школы приняли участие в конкурсе «Письмо Герою». В апреле 2017 года мы впервые приняли участие в конкурсе школьных музеев, где заняли 3 место. Музей способствует воспитанию учащихся на героических традициях нашего народа, помогает выработать у учащихся высокую сознательную , активность, гражданскую ответственность, духовность; воспитание гражданина, обладающего важнейшими нравственными компетенциями созидательной деятельности в интересах государства. Работая в этой школе учителем истории, я горжусь тем, что в нашей школе создан такой музей, благодаря которому ведётся работа по патриотическому воспитанию на благо воспитания наших ребят в духе беззаветной преданности нашей великой Родине. Я уверена, что при таком трепетном отношении к героическим страницам в Великой Отечественной войне и память о героическом прошлом наших односельчан будет жить вечно! Учащиеся нашей школы вырастут настоящими верными патриотами нашей великой Родины.
КГУ «Подгорненская основная школа»
Доклад«Роль школьного музея в формировании у учащихся патриотических чувств»
Подготовила: учитель истории Жетенева И.Н.