Материалдар / Доклад «Сценография в детской драматизации»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад «Сценография в детской драматизации»

Материал туралы қысқаша түсінік
ДокладЗадачами театрального воспитания детей являются: - гармоническое развитие природных способностей детей средствами всех искусств - приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы - обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности - выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в специальных театральных либо культурно - просветительных учебных заведениях
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Ақпан 2022
262
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



КГУ «Шымкентская вспомогательная школа-интернат» УО ЮКО











Доклад

На тему: «Сценография в детской драматизации»











Подготовила: учитель-дефектолог

Горобец А.А









Шымкент

Сценография в детской драматизации

План

  1. Введение

  2. Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии ребенка

  3. Значение и место декораций в театрализованных постановках

  4. Заключение

  5. Использованная литература




Введение

Задачами театрального воспитания детей являются:

- гармоническое развитие природных способностей детей средствами всех искусств
- приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы
- обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности
- выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в специальных театральных либо культурно - просветительных учебных заведениях

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы.

Сложность сценического действия в том, что оно является таким же логическим и целенаправленным, как и в жизни, но протекает в условиях вымысла. Это доставляет большие трудности ребятам, которые не владеют навыками действия на сцене, мешает активно развивать свои творческие способности.

Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к
работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности ( развитие фантазии, внимания ).

Занятия строятся на использовании театральной педагогики - технологии актерского мастерства, адаптированной для детей, - в ней увеличены игровые моменты.

В занятиях выделяется три основных направления:

1. Что такое театр.

2.Искусство выразительного чтения.

3. Мастерство актера - сценическое действие.

Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, применение аудио - и видео записей, знакомство с театральной азбукой - вот неполный перечень задействованных приемов. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется.

Театр в детских дошкольных учреждениях должен быть особенным, так как дети еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом.

Основная задача - показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети,
помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Театр-это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за

кулисы театра...

Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии ребенка.


Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм театрализованные игры.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно - ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, с впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры

и фантазии - важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко,они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия сменяют одно другое. Легко драматизируются любимые детьми сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица - звери.

Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.

В представлениях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно - развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько "сквозных" героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Необходимо и наличие

диалогов.

Театрализованные игры включают в себя игры - драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в
играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Большой интерес детей к играм - драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.

Игра - драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам,

старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка - совместный выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг - пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание - ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой
сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.


Значение и место декораций в театрализованных постановках.


Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.

Изготовление декораций - труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали.

В некоторых коллективах при оформлении спектакля стремятся точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробностях. Этого ни в коем случае не следует делать. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное
впечатление достигается одной двумя характерными предметами, определяющими место действия.

Правильный отбор правдивых выразительных деталей делает оформление компактным, лаконичным и помогает создавать жизненную обстановку на сцене. Их выбор дает простор ребячьей фантазии и воображению.

Громоздкие декорации, костюмы, грим задерживают ритм композиции, тормозят, мешают непрерывному развертыванию сценического действия, вызывают неоправданные паузы, а это, в свою очередь, приводит к спаду внимания зрителей, расхолаживает их, снижает качество восприятия композиции.

В их назначении, форме, цвете и т. п. должны найти отражение особенности времени, быта, вкуса героев спектакля, а самом их отборе - отношение детей к тому, чем живут люди, которых они играют.

Лаконичное, условное, но характерное оформление, правдивость деталей в костюмах, одним словом, все, что подчеркивает положение героев, эпоху, время, - повышает качество восприятия композиции зрителями, будит их ассоциативное мышление и воображение.

Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.

Вначале находится общее цветовое решение всего спектакля, а затем детально разрабатывается каждый эскиз.

Работая над цветовым решением, нужно не забывать о том, что каждая пьеса решается по-разному. Если это комедия, то декорации в ней будут по цвету яркими, веселыми. Пьеса драматического плана по цвету может быть яркая, но
содержательная, а лирическая пьеса будет совсем другая, чем комедия или драма.

Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т. д.

В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали ( пуговки, бантики, складочки), их все равно не будет видно.

Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка,

хвост лисы, уши зайчика и т. д.

Дети редко участвуют в подготовке атрибутов, декораций для спектакля. Чаще всего им предлагают готовые костюмы, что, безусловно, радует ребят, но вместе с тем сковывает их самостоятельность и творчество.

Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Дело не только в том, что музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.

Музыка в спектакле должна возникать не часто (за исключением особых его музыкальных жанров). Ее назначение - акцентировать важнейшие моменты действия и усиливать необходимое по ходу его развития настроение. Музыка . может звучать непосредственно на сцене и предстать в качестве конкретного проявления быта героев спектакля радио, магнитофон и т. п.), а может сопровождать спектакль, находясь как бы вне его, над ним, служить своеобразным

авторским комментарием к действию.

Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей.

Деятельные по натуре, дети активнее и глубже усваивают содержание пьесы с выходом на сценическую площадку. С первого же выхода на площадку необходимо добиваться от юных "артистов" правдивого, целесообразного действия в общении с партнером, сообразуясь с собственным опытом поведения ребят в обстоятельствах, сходных с теми, которые раскрываются в пьесе.

Важно расположение исполнителей на сцене. Когда ребята освоят текст и постепенно запомнят его, начинается работа над тем, как удобнее и выразительнее расположить исполнителей на сцене, то есть начинается работа над
мизансценами. Она поможет дополнить недосказанное в тексте помогает детям
правдиво действовать в сценических условиях, ясно и убедительно передавать смысл происходящего события.


Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно - тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов развивают образное мышление ребят.


Заключение


Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно - прикладного искусства.

Работа над спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через "я стесняюсь", поверить

себя.

Творческое начало глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей детей, поэтому игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявляются общественные чувства ( дружбы, товарищества ).

Дети получают не только удовольствие от ритма движений, их согласованности, достигая результат, преодолевая трудности, проявляют эстетические эмоции, вызываемые красотой игровых движений, элементами художественного творчества, но и переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т.п.

Композиция создается детьми в основном для зрителей - детей. Поэтому в зале царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.
Ассоциативный принцип построения композиции, активизирующий мышление, внимание, воображение, сознание того, что "авторами" текста являются их товарищи, - все это сплачивает аудиторию, вызывает яркий эмоциональный
отклик у зрителей, усиливает художественное воздействие композиции. Об этом говорят отзывы зрителей - детей и наблюдение за их реакцией.

Но самое главное - это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.


Использованная литература.


  1. В.И. Логинова "Дошкольная педагогика" Москва, "Просвещение", 1988 г.

  2. В.И. Ядешко "Дошкольная педагогика" Москва, "Просвещение", 1978 г.

  3. Е.Д. Селиванова "Театрально-литературные композиции в школе"Москва, "Просвещение", 1982 г.

  4. Н.А. Кушаева "Основы эстетического воспитания", Москва, "Просвещение", 1986г.

  5. Л.В. Артемова "Театральные игры дошкольников", Москва, "Просвещение",1991г.

  6. Л. Царенко "От потешек к Пушкинскому балу", Москва, "Линка-Пресс", 1999 г.



С. Маршак «Двенадцать месяцев»


Всё светлее и светлее становится вокруг. И вдруг перед Падчери­цей открывается небольшая круглая поляна, посреди которой пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят люди. Их двенадцать: трое ста­рых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое совсем ещё юно­ши... Падчерица останавливается между двух ёлок и, не решаясь выйти на поляну, прислушивается к тому, о чём говорят двенадцати братьев, сидящих у костра.

Январь (бросая в огонь охапку хвороста)

Гори, гори ярче —

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!