Единая воспитательная
программа- основа формирования у младших школьников ценностных
ориентиров
СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА
Воспитание, приобщение
подрастающего поколения к духовно - нравственным качествам -
актуально на всех этапах. Наше будущее - молодое поколение, а
воспитание поколений - вечная тема человечества.
Одним из главных направлений национальной политики Казахстана
сегодня является воспитание детей и подростков, максимальное
социальное обеспечение, создание условий для полноценного
образования, защита их прав и законных интересов.
Воспитание и обучение неразрывно связаны, единый процесс, который
невозможно отделить друг от друга. Воспитание в организациях
образования осуществляется через предметное содержание, содержание
классных часов и дополнительного образования вне школы, вне
класса.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич, выступая на
ІІ Национальном курултае «Справедливый Казахстан - Адал азамат»,
проводимом в священном городе Туркестан, в трущобах тюркской
страны, сказал: «Качества, присущие честному гражданину, должны
быть найдены в каждом возрасте, если у поколения есть дурная
привычка, это вина взрослых», а для создания справедливого
Казахстана необходимо: общество должно быть сплоченным: -
главное, чтобы сознание каждого гражданина было обновлено; - чтобы
мировоззрение и жизненные принципы нашего народа изменились; - в
противном случае четко отметил, что всякая другая реформа будет
напрасной.
"ЕДИНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА" - Национальная, основанная на
человеческих ценностях. В данном документе определяются цели,
задачи воспитания и ценности, которые должны быть сформированы у
обучающихся для полноценной реализации воспитательной работы в
организациях образования. Предусматривается цель воспитания
сознательного гражданина, усвоившего общечеловеческие и
национальные ценности, овладевшего передовыми мировыми
знаниями.
ЦЕЛЬ "ЕДИНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ":
Воспитание трудолюбивого, честного, сознательного, созидательного
гражданина, привившего общечеловеческие и национальные
ценности.
ОБЯЗАННОСТИ:
1. Воспитание слушания родительской воли, уважения к семейному миру
и благополучию, погашения родового долга. 2. Воспитание уважения к
национальному наследию, уважения к казахскому языку,
государственным символам, сохранения мира, согласия, солидарности и
единства страны, патриотизма и государственности.
3. Формирование правовой культуры и приобщение к добру, добру,
уважению, высокому содержанию качеств совести, чести,
ответственности, доброты, заботы и уважения.
4. Прививать уважение к здоровью, вести здоровый образ жизни,
чистоту мыслей и эмоциональную стабильность.
5. Воспитание бережного отношения к природе, природному наследию и
бережного и эффективного использования природных ресурсов и
приобщение к трудолюбию.
ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ:
1. Уважает родителей, понимает их сыновний долг, ценит значение
понятий «қарашаңырақ», «жеті ата», «тектілік», дорожит семейным
миром и благополучием.
2. Патриотичен, государственен, честен, считает долгом служить
своему народу, защищать независимость государства и целостность
своей страны и земли, уважает национальную культуру, знает традиции
и обычаи, сохраняет ее.
3. Ответственно относится к каждому делу, шагу, тактично и
доброжелательно, говорит, предан делу, уважает младшего, уважает
старшего, высоко ценит совесть.
4. Поддерживает чистоту души и тела, понимает культуру здорового
питания, контролирует эмоциональное состояние.
5. Поддерживает чистоту своего жилища, двора, города, бережно
относится к общественному месту и окружающей среде, чутко относится
к природе и признает неповторимость родного края и его
неповторимость и высоко ценит добросовестный
труд.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ:
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, СОВЕСТЬ,
ПРЕТЕНЗИИ.
Ценность национальных
интересов:
- Содействие укреплению государственности Казахстана;
- Активное участие в формировании оптимального имиджа
Казахстана;
- Бережное отношение к национальному наследию;
- Расширение сферы применения казахского языка;
- Стремление служить интересам Казахстана;
- Служение на благо общества;
- Готовность обеспечить безопасность Казахстана;
- Популяризация национальной
культуры;
Ожидаемый
результат:
- Патриотичный, государственнический и честный
- Чтит государственные символы
- Уважает историю своей страны
- Прославляет национальный мир,
культуру
Высокая ценность совести
с рекомендательной правовой и экологической культурой:
- Поддержка принципа академической честности;
- Уважение к честному труду;
- Быть верным своему слову, верным своему делу;
- Верное служение своему народу;
- Соблюдение этических норм;
- Умение принимать решения и чувство ответственности;
- Проявлять заботу, доброту к друзьям, одноклассникам, членам
семьи;
- Чувствовать себя частью семьи, класса, школы, общества,
Родины.
Ожидаемый
результат:
- Совесть, высоко ценит честность;
- Солидарен со словами, несет ответственность за свои
дела;
- С любовью относится к родителям;
- Дарит друзей, одноклассников;
- Ищите младшего, уважайте
старшего.
Ценность
требования:
- Критическое и творческое мышление;
- Умение работать индивидуально и в команде;
- Желание учиться, узнавать новое;
- Быть физически активным;
- Вести здоровый образ жизни;
- Продвижение технологических и цифровых навыков;
- Умение строить правильные отношения;
- Эффективное планирование времени и
финансов.
Ожидаемый
результат:
- Сохраняет чистоту души и тела;
- Понимает культуру здорового питания;
- Сохраняет чистоту окружающей среды;
- Информационная, медиа и финансовая грамотность;
- Любознательная, созидательная личность.
Рекомендации с учетом возрастных особенностей детей при реализации
Комплексного плана воспитания:
Воспитание детей от рождения до 6 лет
В воспитании дошкольника:
- поддержка самостоятельной деятельности ребенка;
- выражение доверия к безграничным возможностям ребенка;
- рекомендуется дать ребенку возможность попробовать интересующие
его действия.
Рекомендуется:
- колыбельные, стихи посвящения, стихи лжи, санитары, заблуждения и
пословицы, загадки, детские айтысы и другие образцы народной устной
литературы, благоприятные для языкового общения детей,
систематическое использование в качестве средства воспитания
дошкольников;
- перед обедом (сном) в детском саду для того, чтобы он хорошо спал
и отдыхал, необходимо послушать колыбельные (другие приятные
мелодичные песни для детей) для малышей от 0 до 3 лет, а детям
старше 3 лет ввести традицию рассказывать сказки, прославляющие
доброту и доброту;
- проведение сказочных часов с детьми, реализация языковых проектов
и мероприятий "Бабушкина сказка", "Бал бала" ;
- рекомендуется систематическое использование национальных
подвижных игр, спортивных подвижных игр с учетом возрастных
особенностей, интересов и потребностей
детей.
Воспитание детей 6-10
лет
Рекомендуется:
- содержание, формат, художественный стиль, порядок представления
воспитательных мероприятий должны соответствовать возрастным и
психологическим особенностям, интересам, восприятию современных
детей;
- Обеспечение системности, последовательности, целостности
воспитательной работы путем планирования тематических проектов,
реализуемых в короткие и длительные сроки;
- использование образцов устной народной литературы, художественных
произведений в качестве источников, обеспечивающих содержание
воспитательных мероприятий и проектов;
- использование пословиц и поговорок казахского народа, запрещающих
слов как одного из инструментов формирования поведенческой этики и
культуры поведения обучающихся начальных классов;
- расширение сферы применения национальных игр (проведение «Асык
ату», Хан талапай, Аркан тартыс, Алтыбакан, Айголек, Белдесу,
Саккулак, Тымпи, Тогызкумалак и др.) с использованием как одного из
инструментов, способствующих физическому, интеллектуальному
развитию ребенка;
- через социальные практики рекомендуется привлекать людей,
животных к благотворительным мероприятиям, проводимым в рамках
заботы и охраны природы, продвигать их в социальных
сетях.
Воспитание подростка (11-15
лет)
Рекомендуется:
- при определении содержания, формата, художественного стиля,
порядка представления воспитательных мероприятий и проектов следует
учитывать психологическую специфику, интересы детей подросткового
возраста, учитывать достижения цифровых технологий;
- представить классические художественные произведения и
художественную литературу, соответствующие возрасту; предложить
решение кейсовых ситуаций, направленных на обсуждение человеческих
качеств и негативных привычек героев прочитанного произведения;
- совершение экскурсий по историческим местам, памятникам страны,
ознакомление с данными об истории страны и земли, посещение
театров, музеев, архивов, национальных парков и заповедников,
совершение виртуальных поездок или / и ознакомление с достижениями
цифровых технологий;
- ознакомление с жизненными путями поэтов и интеллигенции нации,
героев, исторических личностей и общественных деятелей, с
наследием, унаследованным от них;
- анализ исторических, документальных фильмов;
- поддержка инициатив обучающихся по пропаганде культурного и
национального наследия;
- разработка проектов по охране природы, предупреждению аварий,
вызванных деятельностью человека;
- вовлечение семьи в социальное партнерство для реализации
проектов;
- Рекомендуется организация дней «отдыха без гаджетов», чтение
книг, занятия спортом, прогулки на природе и
др.
Воспитание молодежи (15-18
лет)
Рекомендуется:
- воспитание молодежи должно быть уделено приоритету уважения
целостности страны и земли, независимости страны, поддержания
высокой чести, чести, добросовестного труда, гражданской активности
на благо общества, осознанного понимания ответственности,
воспитания, основанного на благополучных, интеллектуальных
ценностях;
- привлечение молодежи к социальным практикам и проектам,
направленным на осознание того, что страна является важным звеном
для будущего, повышение активности в преодолении долга перед
семьей, долга перед Родиной;
- важность модернизации исторического сознания нации, популяризация
наследия нашего народа, унаследованного от предков, с особым упором
на популяризацию исторической летописи, пробуждение духа молодежи в
сохранении кода нации, организация мероприятий, направленных на
повышение чувства патриотизма и государственности;
- вовлечение в мероприятия, направленные на популяризацию семейных
ценностей, разъяснение ответственности за создание семьи;
- рекомендуется привлекать к мероприятиям, направленным на высокую
оценку добросовестного труда, уважение человека труда, оказывать
поддержку в правильном определении профессиональной ориентации.
Обязанности педагогов и организаций образования:
- воспитывать детей в духе уважения к закону, правам, свободам
человека и гражданина, родителям, взрослым, семейным, историческим
и культурным ценностям, государственным символам, высокого
нравственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей
среде;
- развивать жизненные навыки, компетенции, самостоятельность,
творческие способности обучающихся и воспитанников и формировать
культуру здорового образа жизни.