Сагатова Айгерим Адилбековна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа имени Абая»
села Акжар Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области
Статья на тему: «Эффективные подходы обучения на уроках русского языка и литературы»
Аннотация
В статье рассматриваются эффективные методы обучения по предмету «Русский язык и литература». Послетекстовые задания на этапе осмысления значения – основные методы по анализу текста. Педагогические методы планируются поэтапно, так как применение информации по изучению тем является ключевым моментом для развития функциональной и читательской грамотности. Чтобы достичь поставленной цели, а также вовлечь всех учащихся в активный процесс,необходимо тщательное изучение процесса адаптирования и использования эффективных методов. Дается цель и описание использования метода на примерах уроков.
Ключевые слова: процесс обучения, методы, критическое мышление,осмысление, анализ текста
Главная цель современного казахстанского образования – повысить качество знания обучающихся. Современные методы обучения должны отвечать критериям успешности обучения, а также обладать психолого-педагогическим обоснованиям. Успешность применения эффективных подходов зависит от мастерства учителя, адаптированности в педагогический процесс. Педагогические методы планируются поэтапно, и воплощаются последовательно. Главный критерий – гарантия достижения поставленной цели каждым учащимся.
Сегодня часто обращаемся к понятиям «читательской грамотности», «критического мышления», «активное обучение». Понятия взаимосвязаны, технологическая последовательность действий и взамодействий базируются на целевых установках. На уроке русского языка и литературы очень важен аспект чтения, диалога, понимания и применения информации, так как работа по тексту и послетекстовые задания включены на каждом уроке. [2, с.54]
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. [3, с.98]
Что помогает учителю активизировать учебный процесс? Действительно, это инновационные методы обучения, адаптированные в учебный процесс с учетом уровня успеваемости учеников.
По работе с текстом использование эффективных методов развивает читательскую грамостность. Например, активные методы обучения - «Ключевое слово/Ключевая фраза», «Перемешанные события», «РАФТ», «Таблица-синтез», «Фишбоун» и другие. Методы направлены на развитие критического мышления.
На этапе осмысления значения при начальном этапе анализа текста использую карту «Ключевое слово и ключевая фраза».
Цель метода: определить главное слово в тексте и составить предложение, где определена основная идея текста.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Поэты и писатели об осени»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст рассказа М.Пришвина «Парашют» [1, с.15]
|
Ключевое слово |
Ключевая фраза |
|
Листок |
Паук использовал листок как парашют |
При анализе текста одним из эффективных методов обучения является «Перемешанные события».
Цель: определить последовательность событий текста.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Повествовать –значит рассказывать»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст сказки по М.Скребцовой «Сердце матери» [1, с.67]
Ученикам раздаются на карточке соббытия по тексту, их цель – последовательно восстановить события текста.
Перемешанные события
|
Красавица Береза росла в лесу с тремя маленькими дочками |
1 |
|
Вокруг старого пня растут три стройные березки |
2 |
|
Береза покачнулась и прошелестела «Не бойтесь,я с вами» |
3 |
|
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза |
4 |
Для развития навыков письма после анализа текста использую эффективные методы обучения - «РАФТ». Р-роль, А-адресат, Ф-форма, Т-тема. И на этапе рефлексии можно использовать данный метод обучения.
Цель метода: написать письмо или сообщение,выбрав роль и адресат по изучееной теме.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Дружба – это дар»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст сказки «Ёжик и Звёздочка» [1, с.95]
Роль – читатель
А- Ёжику
Ф-дружеское письмо
Т- «Очень важное слово - вера».
В изучении русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения очень важна словарная работа. Чтобы ее провести можно использовать метод заполнения «Таблицы-синтеза».
Цель: самостоятельно определить лексическое значение слова и восстановить в тексте.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Дружба-богатство бесценное»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст стихотворения Г.Боргуль «Подружка Маша» [1, с.118]
|
Слово |
Толкование |
Выписка из текста |
|
Ком |
Уплотненный округлый кусок чего-нибудь,мягкого , рыхлого |
Он катал нам снежный ком |
|
Астронавт |
Человек, проводящий испытания в космическом полете |
Поиграли в автронавтов И домой пошли потом |
При выполнении приема «Фишбоун» ученики смогли самостоятельно констатировать факты и причины по содержанию рассказа. Некоторые ученики грамотно сформулировали вывод, аргументируя по конкретной реальной ситуации, соотнеся с жизненным опытом самих обучающихся. Данный прием очень удобен и эффективен при анализе различных текстов произведений.Этот вид схем широко, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
Цель метода: самостоятельно констатировать факты и причины поднимаемой проблемы.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Дружба-богаство бесценное»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст рассказа В.Осеевой «До первого дождя» [1, с.120]
![]()

![]()
![]()
Проблема: «Эгоизм Маши»
Факт: Маша не дала укрыться подруге Тане плащом во время дождя
Причина: Маша думаль только о себе
Вывод: Дружба до первого дождя.
Мы считаем, что для развития критического мышления у учащихся необходимо целенаправленные, продуманные задания по анализу текста. У обучающихся развивается функциональная грамотность, словарный запас, коммуникативные навыки при использовании вышеназванных эффективных методов обучения.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.
Список использованной литературы
1. Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
2.Зверев, И.Д. Состояние и перспективы разработки
проблемы
методов обучения в современной школе / И.Д. Зверев // Проблемы
методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.,
1980.
3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. –М., 2002. – 168 c.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
"Эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
"Эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Сагатова Айгерим Адилбековна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа имени Абая»
села Акжар Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области
Статья на тему: «Эффективные подходы обучения на уроках русского языка и литературы»
Аннотация
В статье рассматриваются эффективные методы обучения по предмету «Русский язык и литература». Послетекстовые задания на этапе осмысления значения – основные методы по анализу текста. Педагогические методы планируются поэтапно, так как применение информации по изучению тем является ключевым моментом для развития функциональной и читательской грамотности. Чтобы достичь поставленной цели, а также вовлечь всех учащихся в активный процесс,необходимо тщательное изучение процесса адаптирования и использования эффективных методов. Дается цель и описание использования метода на примерах уроков.
Ключевые слова: процесс обучения, методы, критическое мышление,осмысление, анализ текста
Главная цель современного казахстанского образования – повысить качество знания обучающихся. Современные методы обучения должны отвечать критериям успешности обучения, а также обладать психолого-педагогическим обоснованиям. Успешность применения эффективных подходов зависит от мастерства учителя, адаптированности в педагогический процесс. Педагогические методы планируются поэтапно, и воплощаются последовательно. Главный критерий – гарантия достижения поставленной цели каждым учащимся.
Сегодня часто обращаемся к понятиям «читательской грамотности», «критического мышления», «активное обучение». Понятия взаимосвязаны, технологическая последовательность действий и взамодействий базируются на целевых установках. На уроке русского языка и литературы очень важен аспект чтения, диалога, понимания и применения информации, так как работа по тексту и послетекстовые задания включены на каждом уроке. [2, с.54]
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. [3, с.98]
Что помогает учителю активизировать учебный процесс? Действительно, это инновационные методы обучения, адаптированные в учебный процесс с учетом уровня успеваемости учеников.
По работе с текстом использование эффективных методов развивает читательскую грамостность. Например, активные методы обучения - «Ключевое слово/Ключевая фраза», «Перемешанные события», «РАФТ», «Таблица-синтез», «Фишбоун» и другие. Методы направлены на развитие критического мышления.
На этапе осмысления значения при начальном этапе анализа текста использую карту «Ключевое слово и ключевая фраза».
Цель метода: определить главное слово в тексте и составить предложение, где определена основная идея текста.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Поэты и писатели об осени»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст рассказа М.Пришвина «Парашют» [1, с.15]
|
Ключевое слово |
Ключевая фраза |
|
Листок |
Паук использовал листок как парашют |
При анализе текста одним из эффективных методов обучения является «Перемешанные события».
Цель: определить последовательность событий текста.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Повествовать –значит рассказывать»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст сказки по М.Скребцовой «Сердце матери» [1, с.67]
Ученикам раздаются на карточке соббытия по тексту, их цель – последовательно восстановить события текста.
Перемешанные события
|
Красавица Береза росла в лесу с тремя маленькими дочками |
1 |
|
Вокруг старого пня растут три стройные березки |
2 |
|
Береза покачнулась и прошелестела «Не бойтесь,я с вами» |
3 |
|
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза |
4 |
Для развития навыков письма после анализа текста использую эффективные методы обучения - «РАФТ». Р-роль, А-адресат, Ф-форма, Т-тема. И на этапе рефлексии можно использовать данный метод обучения.
Цель метода: написать письмо или сообщение,выбрав роль и адресат по изучееной теме.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Дружба – это дар»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст сказки «Ёжик и Звёздочка» [1, с.95]
Роль – читатель
А- Ёжику
Ф-дружеское письмо
Т- «Очень важное слово - вера».
В изучении русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения очень важна словарная работа. Чтобы ее провести можно использовать метод заполнения «Таблицы-синтеза».
Цель: самостоятельно определить лексическое значение слова и восстановить в тексте.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Дружба-богатство бесценное»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст стихотворения Г.Боргуль «Подружка Маша» [1, с.118]
|
Слово |
Толкование |
Выписка из текста |
|
Ком |
Уплотненный округлый кусок чего-нибудь,мягкого , рыхлого |
Он катал нам снежный ком |
|
Астронавт |
Человек, проводящий испытания в космическом полете |
Поиграли в автронавтов И домой пошли потом |
При выполнении приема «Фишбоун» ученики смогли самостоятельно констатировать факты и причины по содержанию рассказа. Некоторые ученики грамотно сформулировали вывод, аргументируя по конкретной реальной ситуации, соотнеся с жизненным опытом самих обучающихся. Данный прием очень удобен и эффективен при анализе различных текстов произведений.Этот вид схем широко, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
Цель метода: самостоятельно констатировать факты и причины поднимаемой проблемы.
Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)
Тема урока: «Дружба-богаство бесценное»
Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
Текст рассказа В.Осеевой «До первого дождя» [1, с.120]
![]()

![]()
![]()
Проблема: «Эгоизм Маши»
Факт: Маша не дала укрыться подруге Тане плащом во время дождя
Причина: Маша думаль только о себе
Вывод: Дружба до первого дождя.
Мы считаем, что для развития критического мышления у учащихся необходимо целенаправленные, продуманные задания по анализу текста. У обучающихся развивается функциональная грамотность, словарный запас, коммуникативные навыки при использовании вышеназванных эффективных методов обучения.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.
Список использованной литературы
1. Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017
2.Зверев, И.Д. Состояние и перспективы разработки
проблемы
методов обучения в современной школе / И.Д. Зверев // Проблемы
методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.,
1980.
3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. –М., 2002. – 168 c.
шағым қалдыра аласыз













