"Эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Тақырып бойынша 31 материал табылды

"Эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі мен әдебиеті сабағында қолднаылатын тиімді әдіс-тәсілдер туралы ақпарат
Материалдың қысқаша нұсқасы

Сагатова Айгерим Адилбековна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа имени Абая»

села Акжар Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области



Статья на тему: «Эффективные подходы обучения на уроках русского языка и литературы»

Аннотация

В статье рассматриваются эффективные методы обучения по предмету «Русский язык и литература». Послетекстовые задания на этапе осмысления значения – основные методы по анализу текста. Педагогические методы планируются поэтапно, так как применение информации по изучению тем является ключевым моментом для развития функциональной и читательской грамотности. Чтобы достичь поставленной цели, а также вовлечь всех учащихся в активный процесс,необходимо тщательное изучение процесса адаптирования и использования эффективных методов. Дается цель и описание использования метода на примерах уроков.


Ключевые слова: процесс обучения, методы, критическое мышление,осмысление, анализ текста

Главная цель современного казахстанского образования – повысить качество знания обучающихся. Современные методы обучения должны отвечать критериям успешности обучения, а также обладать психолого-педагогическим обоснованиям. Успешность применения эффективных подходов зависит от мастерства учителя, адаптированности в педагогический процесс. Педагогические методы планируются поэтапно, и воплощаются последовательно. Главный критерий – гарантия достижения поставленной цели каждым учащимся.

Сегодня часто обращаемся к понятиям «читательской грамотности», «критического мышления», «активное обучение». Понятия взаимосвязаны, технологическая последовательность действий и взамодействий базируются на целевых установках. На уроке русского языка и литературы очень важен аспект чтения, диалога, понимания и применения информации, так как работа по тексту и послетекстовые задания включены на каждом уроке. [2, с.54]

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. [3, с.98]

Что помогает учителю активизировать учебный процесс? Действительно, это инновационные методы обучения, адаптированные в учебный процесс с учетом уровня успеваемости учеников.

По работе с текстом использование эффективных методов развивает читательскую грамостность. Например, активные методы обучения - «Ключевое слово/Ключевая фраза», «Перемешанные события», «РАФТ», «Таблица-синтез», «Фишбоун» и другие. Методы направлены на развитие критического мышления.

На этапе осмысления значения при начальном этапе анализа текста использую карту «Ключевое слово и ключевая фраза».

Цель метода: определить главное слово в тексте и составить предложение, где определена основная идея текста.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Поэты и писатели об осени»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст рассказа М.Пришвина «Парашют» [1, с.15]

Ключевое слово

Ключевая фраза

Листок


Паук использовал листок как парашют

При анализе текста одним из эффективных методов обучения является «Перемешанные события».

Цель: определить последовательность событий текста.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Повествовать –значит рассказывать»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст сказки по М.Скребцовой «Сердце матери» [1, с.67]

Ученикам раздаются на карточке соббытия по тексту, их цель – последовательно восстановить события текста.

Перемешанные события

Красавица Береза росла в лесу с тремя маленькими дочками

1

Вокруг старого пня растут три стройные березки

2

Береза покачнулась и прошелестела «Не бойтесь,я с вами»

3

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза

4


Для развития навыков письма после анализа текста использую эффективные методы обучения - «РАФТ». Р-роль, А-адресат, Ф-форма, Т-тема. И на этапе рефлексии можно использовать данный метод обучения.

Цель метода: написать письмо или сообщение,выбрав роль и адресат по изучееной теме.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Дружба – это дар»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст сказки «Ёжик и Звёздочка» [1, с.95]

Роль – читатель

А- Ёжику

Ф-дружеское письмо

Т- «Очень важное слово - вера».

В изучении русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения очень важна словарная работа. Чтобы ее провести можно использовать метод заполнения «Таблицы-синтеза».

Цель: самостоятельно определить лексическое значение слова и восстановить в тексте.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Дружба-богатство бесценное»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст стихотворения Г.Боргуль «Подружка Маша» [1, с.118]

Слово

Толкование

Выписка из текста

Ком

Уплотненный округлый кусок чего-нибудь,мягкого , рыхлого

Он катал нам снежный ком

Астронавт


Человек, проводящий испытания в космическом полете

Поиграли в автронавтов

И домой пошли потом


При выполнении приема «Фишбоун» ученики смогли самостоятельно констатировать факты и причины по содержанию рассказа. Некоторые ученики грамотно сформулировали вывод, аргументируя по конкретной реальной ситуации, соотнеся с жизненным опытом самих обучающихся. Данный прием очень удобен и эффективен при анализе различных текстов произведений.Этот вид схем широко, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.

Цель метода: самостоятельно констатировать факты и причины поднимаемой проблемы.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Дружба-богаство бесценное»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст рассказа В.Осеевой «До первого дождя» [1, с.120]

Shape1


Shape2

Shape3





Shape4





Проблема: «Эгоизм Маши»

Факт: Маша не дала укрыться подруге Тане плащом во время дождя

Причина: Маша думаль только о себе

Вывод: Дружба до первого дождя.


Мы считаем, что для развития критического мышления у учащихся необходимо целенаправленные, продуманные задания по анализу текста. У обучающихся развивается функциональная грамотность, словарный запас, коммуникативные навыки при использовании вышеназванных эффективных методов обучения.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.


Список использованной литературы

1. Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

2.Зверев, И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе / И.Д. Зверев // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. –М., 2002. – 168 c.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
08.04.2025
146
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі