Материалдар / Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики

Материал туралы қысқаша түсінік
Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Раздел

Электростатика

ФИО педагога

Серикбаева Г.А.

Дата


Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


8.4.1.1 характеризовать электрический заряд;

8.4.1.2 объяснять процесс электризации тела трением и индукцией;

  • 8.4.1.3 приводить примеры положительного и отрицательного влияния электризации;

Цель урока

все учащиеся смогут:

определять взаимодействие заряженных тел; знать о существовании двух видов электрических зарядов.

большинство учащихся будут уметь:

определять знак заряда наэлектризованного тела.

некоторые учащиеся смогут:

формулировать выводы по итогам исследований.

Критерии успеха

  • Получат первоначальные представления об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.

  • Выяснят сущности процесса электризации тел.

  • Научаться определять знак заряда наэлектризованного тела.

  • Получать информацию о кратких исторических сведений изучения электрических зарядов.

Научаться работать с приборами.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой на работу (просмотр мультфильма «Верный друг»)

  3. Деление на группы:

Ребята, а вы читали книги про Гарри Поттера. Сегодня мы с вами побываем на одном из уроков физики в школе, в которой учился Гарри Поттер. В этой школе 4 факультета. Поэтому:

1 группа “Гриффиндор” это будет 1 факультет
2 группа – “Пуффендуй” - 2 факультет
3 группа – “Слизерин” - 3 факультет
а четвертым факультом «Когтевран» будут наши гости.


Проговариваем правила работы в группе.




  1. ВShape1 ыход на тему урока: разгадывание ребуса:








Давайте попробуем сформулировать с вами задачи сегодняшнего урока. Чему бы вы хотели научиться в школе волшебников в Харвортсе?

1. Научиться работать с приборами.
2. Изучить электризацию тел.
3. Познакомиться с двумя видами зарядов. Задачи

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности


Диалогическое обучение

Саморегулируемое обучение

Критическое мышление

Изучение нового материала

  1. Изучение нового материала:

Историческая справка:

1. Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество».

  1. Уильям Гильберт. 1600 г -  врач английской королевы Елизаветы издал первую работу об электричестве. Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Использовал термин “Электричество” (от греческого слова “электро”, что означает янтарь).

Электризация - этоявление, при котором тело приобретает свойство притягивать другие тела;

явление, при котором телу сообщается электрический заряд

Электрический заряд -физическая величина, характеризующая свойства заряженных тел взаимодействовать друг с другом;

обозначение – q;

единица измерения в СИ – кулон [Кл].

Электростатика – раздел теории электричества, в котором изучается взаимодействие неподвижных электрических зарядов

Задание 1:Волшебная палочка

Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш, пластмассовую линейку).

Натрите её шерстью, волосом или бумагой.

Проверьте действие ручки на перышко, кружечки конфетти. Запишите, как они взаимодействуют.

Заклинание

1 факультет

2 факультет

3 факультет

Разоблачение

Ручка

Карандаш

Линейка

Перышко, лети”

 

 

 

 

Конфетти, лети”

 

 

 

 

  1. Отто фон Герике (1602 – 1686 гг.) …построил первую электростатическую машину, основанную на трении…

обнаружил, что кроме притяжения существует электрическое отталкивание…

Задание второе: «Электричество из головы».

Задание: Наэлектризовать шарик трением о волосы. Приподнять над головой. Наблюдение: волосы тянутся за шариком. Объяснить почему?

Зарисуем все, что увидели


  1. Шарль Дюфе (1666 – 1736 гг.) В 1730 году установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. Один род он назвал “стеклянным” электричеством, другой – “смоляным”. Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное.

А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.

1. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать положительным,
2. Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать отрицательным.

  1. Бенджамин Франклин (1706 – 1790 гг.) …«стеклянное» электричество им было названо положительным,

«смоляное» — отрицательным…

Объясните поведение Ника в следующих ситуациях








  1. Электризация может происходить несколькими способами:


  • Соприкосновением (1675г. Ньютон наблюдал электрическую пляску кусочков бумаги, помещенных под стеклом, положенным на металлическое кольцо. При натирании стекла бумажки притягивались к нему, затем отскакивали)

  • Ударом (резиновый шланг резко ударить о массивный предмет и поднести к электроскопу)

  • Трением


Задание третье: Полиэтилен и бумага. (работа в паре)

  • Кладем на бумажную полоску полиэтиленовую пленку.

  • Сильно прижимаем полоски рукой.

  • Разведем полоски, а затем приблизим их друг к другу.

  • Сделаем вывод:

Что произошло с листочками? Почему?


Задание четвертое:

Электричество из разных источников.

Задание: 1 этап - 2 шарика, привязанными нитью длиной 40-50 см. Наэлектризовать шарики (одинакового диаметра) трением о волосы. Возьмите шарики за нить и поднесите их друг к другу. Пронаблюдайте. Снимите заряд с шариков, проводя по ним рукой.

2 этап – проделайте тоже самое, только наэлектризуйте шарики трением друг о друга.

Наблюдение: в первом случае шарики разлетаются, а во втором притягиваются. Почему? Объясните явления


Задание пятое: «Соляные столбики» (работа в группе)

Задание: Насыпать на лист бумаги мелкую соль, и на другой лист бумаги сахар. Наэлектризовать шарики и поднести один шарик к соли, а другой к сахару. Сделайте вывод. Объяснить увиденное


Задание шестое: Заколдованная гильзочка. (работа в группе)

Поднесите гильзочке, поочередно, свои волшебные палочки (из стекла, эбонита, пластмассы) и пронаблюдайте за её поведением.

Сделайте вывод: Как ведет себя гильзочка при поднесении к ней наэлектризованной палочки?

Капризная

гильзочка

Нарисуйте, как взаимодействует гильзочка, заколдованная разными палочками

Разоблачение

«Притянись»



«Оттолкнись»




  1. Приборы: Электроскоп, Электрометр


Ответьте на вопросы:

1.Какому из электроскопов передан наибольший электрический заряд?

2. Заряд какого знака находится на электроскопе

3.Как расположатся листочки электроскопа?






В группах выполняют лабораторную работу по инструкции; заполняют таблицу результатов; делают соответствующие выводы и записи в тетрадь; оценивают участие каждого в работе группы .


Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия«Стикер

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Рефлексия

Рефлексия ученикoв в кoнце урoка:«Плюс, минус, интереснo»

Этo упражнение мoжнo выпoлнять как устнo, так и письменнo, в зависимoсти oт наличия времени. Для письменнoгo выпoлнения предлагается запoлнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, чтo пoнравилoсь на урoке, инфoрмация и фoрмы рабoты, кoтoрые вызвали пoлoжительные эмoции, либo, пo мнению ученика, мoгут быть ему пoлезны для дoстижения каких-тo целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, чтo не пoнравилoсь на урoке, пoказалoсь скучным, вызвалo неприязнь, oсталoсь непoнятным, или инфoрмация, кoтoрая, пo мнению ученика, oказалась для негo не нужнoй, беспoлезнoй . В графу «И» - «интереснo»- учащиеся вписывают все любoпытные факты, o кoтoрых узнали на урoке, чтo бы еще хoтелoсь узнать пo даннoй прoблеме, вoпрoсы к учителю.

Плюс

Минус

Интереснo


Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.






Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!