Изучение нового
материала
|
-
Изучение нового материала:
Историческая справка:
1.
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей
эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство
притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это
свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от
названия которого и произошло слово
“Электричество».
-
Уильям Гильберт. 1600 г - врач английской королевы Елизаветы издал
первую работу об электричестве. Показал, что при трении
электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что
притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья,
камешки и даже воду и масло. Использовал термин “Электричество” (от
греческого слова “электро”, что означает янтарь).
Электризация - этоявление, при котором тело
приобретает свойство притягивать другие тела;
явление, при котором телу сообщается
электрический заряд
Электрический заряд -физическая величина,
характеризующая свойства заряженных тел взаимодействовать друг с
другом;
обозначение – q;
единица измерения в СИ – кулон
[Кл].
Электростатика – раздел теории
электричества, в котором изучается взаимодействие неподвижных
электрических зарядов
Задание 1:Волшебная
палочка
Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш,
пластмассовую линейку).
Натрите её шерстью, волосом или
бумагой.
Проверьте действие ручки на перышко, кружечки
конфетти. Запишите, как они взаимодействуют.
Заклинание
|
1 факультет
|
2 факультет
|
3 факультет
|
Разоблачение
|
Ручка
|
Карандаш
|
Линейка
|
“Перышко, лети”
|
|
|
|
|
“Конфетти, лети”
|
|
|
|
|
-
Отто фон Герике (1602 – 1686
гг.) …построил первую электростатическую машину,
основанную на трении…
…обнаружил, что кроме притяжения существует
электрическое отталкивание…
Задание второе: «Электричество из
головы».
Задание: Наэлектризовать шарик трением о волосы.
Приподнять над головой. Наблюдение: волосы тянутся за шариком.
Объяснить почему?
Зарисуем все, что увидели
-
Шарль Дюфе (1666 – 1736
гг.) В 1730 году установил два рода электрических
взаимодействий: притяжение и отталкивание. Один род он назвал
“стеклянным” электричеством, другой – “смоляным”. Особенность этих
двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и
притягивать противоположное.
А в 1777 году известный американский физик и
политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного
и отрицательного заряда.
1. Заряд, полученный на стекле, потертом о
шелк, считать положительным,
2. Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать
отрицательным.
-
Бенджамин Франклин (1706 – 1790
гг.) …«стеклянное» электричество им было названо
положительным,
«смоляное» —
отрицательным…
Объясните поведение Ника в следующих
ситуациях
-
Электризация может происходить несколькими
способами:
-
Соприкосновением (1675г. Ньютон наблюдал
электрическую пляску кусочков бумаги, помещенных под стеклом,
положенным на металлическое кольцо. При натирании стекла бумажки
притягивались к нему, затем отскакивали)
-
Ударом (резиновый шланг резко ударить о массивный
предмет и поднести к электроскопу)
-
Трением
Задание третье: Полиэтилен и бумага. (работа в
паре)
-
Кладем на бумажную полоску полиэтиленовую
пленку.
-
Сильно прижимаем полоски рукой.
-
Разведем полоски, а затем приблизим их друг к
другу.
-
Сделаем вывод:
Что произошло с листочками?
Почему?
Задание четвертое:
Электричество из разных
источников.
Задание: 1 этап - 2
шарика, привязанными нитью длиной 40-50 см. Наэлектризовать шарики
(одинакового диаметра) трением о волосы. Возьмите шарики за нить и
поднесите их друг к другу. Пронаблюдайте. Снимите заряд с шариков,
проводя по ним рукой.
2 этап –
проделайте тоже самое, только наэлектризуйте шарики трением друг о
друга.
Наблюдение: в
первом случае шарики разлетаются, а во втором притягиваются.
Почему? Объясните явления
Задание пятое: «Соляные столбики» (работа в
группе)
Задание: Насыпать на лист бумаги мелкую соль, и
на другой лист бумаги сахар. Наэлектризовать шарики и поднести один
шарик к соли, а другой к сахару. Сделайте вывод. Объяснить
увиденное
Задание шестое: Заколдованная гильзочка. (работа в
группе)
Поднесите гильзочке, поочередно, свои волшебные
палочки (из стекла, эбонита, пластмассы) и пронаблюдайте за её
поведением.
Сделайте вывод: Как ведет себя гильзочка при
поднесении к ней наэлектризованной палочки?
Капризная
гильзочка
|
Нарисуйте, как взаимодействует
гильзочка, заколдованная разными палочками
|
Разоблачение
|
«Притянись»
|
|
|
«Оттолкнись»
|
|
|
-
Приборы: Электроскоп,
Электрометр
Ответьте на
вопросы:
1.Какому из электроскопов передан
наибольший электрический заряд?
2. Заряд какого знака находится на
электроскопе
3.Как расположатся листочки
электроскопа?
|
В
группах выполняют лабораторную работу по инструкции; заполняют
таблицу результатов; делают соответствующие выводы и записи в
тетрадь; оценивают участие каждого в работе группы
.
|
Словесная оценка учителя
.
Взаимооценивание
Стратегия«Стикер
|
Критическое мышление.
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в
процессе работы над заданиями).
|
Рефлексия
|
Рефлексия ученикoв в кoнце
урoка:«Плюс, минус,
интереснo»
Этo упражнение мoжнo выпoлнять как устнo, так и
письменнo, в зависимoсти oт наличия времени. Для письменнoгo
выпoлнения предлагается запoлнить таблицу из трех граф. В графу «П»
- «плюс»- записывается все, чтo пoнравилoсь на урoке, инфoрмация и
фoрмы рабoты, кoтoрые вызвали пoлoжительные эмoции, либo, пo мнению
ученика, мoгут быть ему пoлезны для дoстижения каких-тo целей. В
графу «М» - «минус»- записывается все, чтo не пoнравилoсь на урoке,
пoказалoсь скучным, вызвалo неприязнь, oсталoсь непoнятным, или
инфoрмация, кoтoрая, пo мнению ученика, oказалась для негo не
нужнoй, беспoлезнoй . В графу «И» - «интереснo»- учащиеся вписывают
все любoпытные факты, o кoтoрых узнали на урoке, чтo бы еще
хoтелoсь узнать пo даннoй прoблеме, вoпрoсы к
учителю.
|
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой
теме.
|
|
|