Внеклассное мероприятие по русскому языку
в 4
классе.
Тема:
"Русский язык – язык
дружбы."
Цели:
через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса
учащихся к русскому языку.
Задачи:
1.
Учить детей получать удовольствие от общения
со сверстниками.
2. Обобщить знания детей, полученные на уроках чтения
и русского языка, учить применять
их на практике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать сплочению детского
коллектива.
Оборудование: Высказывания о
языке, портреты писателей, карточки с
заданиями.
Ход
занятия:
1.
Вход детей в зал.
Дети входят в зал с песней «Чему учат в
школе?»
2.Организационный
момент.
а)-
Ребята, чем эта неделя в нашей школе отличается от других
недель?
(Эта неделя в нашей школе объявлена неделей
русского языка)
Ребята, сегодня совершим путешествие
в страну Знаний русского языка и определим команду
знатоков русского языка.
Оценивать ваши ответы будет честное
и доброжелательное жюри.
Наше путешествие
начинается. .
– С
каким настроением отправимся в дорогу? Давайте каждому дадим
частичку хорошего настроения: будем бросать мячик и говорить друг
другу хорошее слово.
(Бросают мячик.)
-
Как настроение?
-
Вот мы и нашли первое правило: начинай любое дело с хорошим
настроением.
б) – Сейчас предоставим слово
знатокам Русского языка . Чтение стихов учащимися.
1
В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь не грамотным войдёшь
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас
Поиграть в веселый час.
2
Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
3
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
4
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
5
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
6
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово-
Выучи русский язык!
7
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
8
Щедрое народное наследство-
Я
люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с
детства,
Словно к матери, к нему
привык.
9
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий,
чувств!)
Мысль свою на русском
выражая,
Я у
предков многому учусь.
10
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В
речь и душу каждого народа
На
правах духовного родства.
11
Я ко всем наукам ключ имею,
Я
со всей Вселенною знаком-
Это
потому, что я владею
Русским всеохватным
языком.
12
Наш язык - язык труда и света,
Он
широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением
планета
Пушкина бессмертного
язык!
13 Люблю тебя , грамматика!
Ты
умная и строгая,
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я !
14
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой
я.
15
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье. Не составить
телеграмму
И
открытку не отправить. Даже собственную
маму
С
днем рожденья не поздравить.
16 Язык, великолепный наш
язык.
Речное и степное в нем
раздолье.
В
нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан
богомолья.
В
нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше,
выше.
Березовая роща, свет
сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по
крыше…
17
На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их
открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он
к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я
на том языке.
Деление на 2 команды. Ученики
собирают пазлы «Герои сказок»
и сами придумывают название
команде и девиз.
1. «
Отгадайте героев
сказок»
-
Отгадайте загадку. О каком сказочном герое
идёт речь?
Загадки команде «
Эрудиты»
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
Она
Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
(Мальвина)
Загадки команде «
Улыбка»
Дед
и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
(Снегурочка)
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)
2
. Задание командам (на
карточке).
- Кто быстрее допишет
слова?
Задание: допишите еще один слог, чтобы
получилось слово.
ра ка ба
по ки
ру
3.Конкурс
“Словообразование”.
Найдите и выпишите слова, которые
перемешались.
ё
сто ки за да бе
л
ро ас ро ра
жи
т го ко по
ра
д бо та манн да
(Ёжики, стол, роза, город, астра, работа,
команда, победа)
4.
Вопросы команде «Улыбка»
1
Какие знаки ставятся в конце
предложения?
2
Как пишутся имена и фамилии
людей?
3
На какие две группы делятся все звуки и
буквы?
4
Как переносится слово?
5
Как пишутся предлоги с другими
словами?
6
Сколько гласных в слове
«медведица»?
7
Сколько букв в слове
«слива»?
Вопросы команде «Эрудиты»
1.
С какой буквы пишется первое слово в
предложении.
2
Как обозначаются звуки на письме?
3
Какой звук образует
слог?
4
Сколько букв в русском
языке?
5
Может ли слово состоять из одного
слога?
6
Переносится ли слово из одного
слога?
7
Сколько слогов в слове
«машина»?
5.
«Прочитай-ка»
Прочитайте слова. Найдите
лишнее.
«Улыбка»
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ЯМЧ,
ОРЕВД
Ответ: карандаш, ручка, мяч, ведро. (лишнее слово
ведро)
«Эрудиты»
ТОСИКЧАК, РАБАНАБ, ЯОЛ,
ЮАЛ.
Ответ кисточка:, барабан, Оля, юла. (лишнее
слово — Оля)
6.
«Получи слово»
1. «Улыбка» — Уберите буквы, обозначающие глухие
согласные звуки и получите слово. ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза) 2. «Эрудиты» — Уберите буквы, обозначающие звонкие
согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ —
(петух)
Русский язык звучный и красивый. В словах можно
услышать вой вьюги. Жужжание пчелы. На этом языке писал стихи
Пушкин. На русском языке Лев Толстой писал маленькие рассказы для
детей.
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением
относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это
выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и
средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим
языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и
гармоническая точность».
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно
строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и
живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш
язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение
передано нам нашими предшественниками» Без
языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла,
то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский
язык.
Мы любим русский язык и с
удовольствием поем песни.
(Исполняют песню «Солнечный
круг», «Вместе весело шагать».)
Слово предоставляется
уважаемому жюри.
Подводятся итоги , команды
награждаются грамотами.