Цель: развитие коммуникативных компетенций
младшего подростка.
Задачи:
-
Создать условия для учащихся в преодолении
трудностей в коммуникативной сфере.
-
Научить навыкам позитивного общения
учащихся.
-
Формировать мотивацию построения
позитивных
взаимоотношений.
-
Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и
слышать
другого человека.
-
Воспитывать чувства уважения к культуре общения и
к своим
товарищам.
Форма проведения:
занятие с элементами
тренинга.
Методы: словесный, наглядный, игровой,
практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности,
разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ
конфликтных ситуаций, работа с карточками,
рефлексия.
Оборудование:
-
Мультимедийное оборудование для демонстрации
презентации.
-
Пространство для активных упражнений, стулья по
числу участников, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный
момент
Дети проходят в класс и садятся на стулья в
полукруг.
-
Игра «Приветствие».
Цель: создание доброжелательной обстановки,
установление контакта, развитие сплоченности
группы.
Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие.
На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не
помешает нам работать активно и спокойно, но для начала давайте
поприветствуем друг друга.
Я предлагаю вам поздороваться интересным
способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я
обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
-
«здравствуйте,
девочки»,
-
«здравствуйте,
мальчики»,
-
«здравствуйте те, кому утром хотелось
поспать»,
-
«здравствуйте те, кто пришел сегодня в
школу»,
-
«здравствуйте те, у кого сегодня отличное
настроение»,
-
«здравствуйте те, кто готов сегодня
заниматься»,
-
«здравствуйте,
все!»
Хочу
обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого
французского писателя Антуана де
Сент-Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь
человеческого общения»
А.
Сент-Экзюпери
Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это
мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и
удовольствие. Как же
это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться
своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить
совета. Мы не
мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь
возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого
человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше
занятие?
Тема нашего занятия – «Секреты
общения».
Что
такое общение?
Общение
– это взаимодействие людей друг с другом с
целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ
передачи чувств, эмоций, настроения.
-
Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми
бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
-
Нужно ли учиться общению?
(Общение играет в жизни человека важную роль и
общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и
радость).
II. Основная часть.
Сказка «Мудрецы и слон»
Сейчас я хочу познакомить вас с индийской
сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте
внимательно и подумайте, в чем же была ошибка
мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть
слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели
увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем
его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать,
какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый
ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец
потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба
неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек
нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул
четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет, нет, — закричал
пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок
слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, —
сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» –
«Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг
на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит
слон.
Обсуждение сказки:
Итак, в чем же была ошибка
мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
(Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
•
Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что
могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно
он открыл истину и знает, на что похож слон.
•
Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а
доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них
возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы
не возникла такая ситуация, как в индийской
сказке? (Высказывания детей)
Игра «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и
формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков
сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать
и слышать другого человека.
«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет
сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать
своих товарищей по команде.
Мне нужны 7 человек. А кто это будет, определит
жребий, для этого загляните на спинки ваших стульев, там я
приготовила вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые
яблоки, выходит к нам сюда.
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете
в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание:
постройтесь по имени от самого длинного имени до
самого короткого имени.
Следующее задание
я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете
молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до
самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на
друга!
И последнее задание,
(самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до
самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с
закрытыми глазами! Зато можно друг с другом
разговаривать.
Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми
заданиями!
-
Скажите, при выполнении этих заданий вам
приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось
при выполнении первого, второго и третьего
заданий?
-
Какое задание было самым трудным. А почему было
трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали
при выполнении этого задания? (не
видишь его жестов, выражения лица).
Какие секреты мы с вами открыли? Что важно
для эффективного общения с другими?
-
уметь внимательно слушать и
слышать
-
Нет смысла кричать.
-
Должна быть согласованность в
действиях.
-
не перебивать
-
умение задавать уточняющие
вопросы
-
Нужно прислушиваться к мнению
других, уметь договариваться
Для того, чтобы общение было эффективным и
понятным существуют Средства общения –
способы, посредством которых передается, перерабатывается и
расшифровывается информация.
(Чаще всего, люди общаются при помощи слов,
языка. Словесное общение называют вербальным).
-
вербальные
(речевые): речь, темп, тембр, громкость
речи.
-
невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции (покраснение,
побледнение) и
т.д.
Упражнение «Язык жестов»
Давайте поиграем в игру, где будем использовать
только невербальные средства общения. Для этого к нам сюда выйдут
желтые груши и желтые яблоки (8 человек)
Группа яблоки при помощи пантомимы (мимика,
жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует
отгадать.
Профессия:
повар, зубной врач,
учитель.
Группа груши покажет при помощи пантомимы
животных
Животные: заяц, медведь, собака.
У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких
средств общения вы выполняли это задание? (с помощью жестов,
молодцы)
Шуточные задания.
Теперь я предлагаю вам выполнить несколько
шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства
передачи информации - речь, интонацию, тембр, а также мимику
(выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда
выходят зеленые
груши. (
чел)
-
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком
интонации, выражающим:
-
Радость;
-
Страх;
-
Удивление;
-
Неудовольствие;
-
Грусть;
-
Торжественно.
-
Посмотрите, как смотрят:
-
Лисица, сидящая перед вороной с
сыром;
-
Папа после родительского
собрания;
-
Начальник на подчинённого.
-
Улыбнитесь, как
улыбаются:
-
Очень вежливый японец;
-
Собака своему хозяину;
-
Кот на солнышке;
-
Нахмурьтесь, как
нахмуриваются:
-
Учитель, недовольный ответом
ученика;
-
Ребёнок, у которого отняли любимую
игрушку;
-
Родитель, открывший дневник
сына.
Какие же средства общения мы использовали в этих
упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и
невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)
Решение конфликтных
ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших
подростков.
1 ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша.
Придя в школу, Саша обнаружил, что он забыл пенал с письменными
принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок и на уроке ему писать
будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно
взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал
дать ему ручку, при этом обращаясь к Паше даже не по имени, а
просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком воспитанным, отказал
Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша
не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал
такого вероломства и тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент
в класс вошла учительница, застав самый разгар конфликта. С её
помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши
остался.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили
ребята.
Почему такая невинная просьба одолжить ручку
привела их к ссоре и обиде друг на друга?
Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит
как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения
по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если
вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к
которому так обратились с просьбой.
Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки
ребят!
Игра «Комплименты»
Цель: развитие навыков позитивного общения
учащихся.
Ну а теперь давайте поиграем в игру
«Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я
начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому
человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень
добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому,
назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до
тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у
каждого только один раз.
Ребят, вам приятно было получить комплимент? А
что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент?
Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются
вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и
доброжелателен.
Подведение
итогов.
-
Ребята, о
каких секретах (правилах) общения мы сегодня
узнали?
-
Если пользоваться выведенными правилами, как это
повлияет на наше общение с людьми?
-
А как вы думаете, они помогут нам сделать наше
общение с товарищами приятным?
Очень важно уметь признать свою вину, извиниться,
если ты не прав, не ссориться и не ругаться, важно слушать, слышать
друг друга и конечно нужно учиться
договариваться.
III. Заключение.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен
чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы
относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с
которыми столкнулись участники в ходе
взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу
помахать рукой мне тех, у кого:
после нашего занятия настроение стало
хорошим;
после нашего занятия настроение стало
отличным;
те, кто:
познал секреты общения;
остался доволен нашим занятием;
а я помашу рукой всем, кто присутствовал и
общался на нашем занятии, поблагодарю всех, кто принимал участие и
пожелаю всем отличного настроения!
Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы
подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю. На
память от меня смайлы с секретами успешного
общения!
Спасибо за работу и до новых
встреч!