Эссе « Мое призвание »
«Благодаря музыке в человеке пробуждается
представление
о возвышенном, величественном, прекрасном не
только в окружающем мире, но и в самом себе»
В.А.Сухомлинский
В своей
практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и
уровня подготовленности. За время работы
в школе накопила опыт и навыки работы с детьми. К своей
работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя
музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность
импровизировать, творить, быть артистом и
исполнителем.
И
конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для
занятий музыкой с детьми. Интересные уроки музыки – это не развлекательные
занятия и не сухое вдалбливание песенного материала. Это те уроки,
которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений,
эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумывать,
прочувствовать, освоить.
На
протяжении моей музыкально-педагогической работы со школьниками
разных возрастов я стремлюсь найти такую педагогическую концепцию,
которая исходила бы из музыки и на музыку, а также опираюсь на то,
чтобы школьные занятия музыкой были связаны с реальной жизнью. Я
изыскиваю такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы
увлечь детей, заинтересовать их музыкой , приблизить к ним это
искусство. Важным
условием для достижения высокого педагогического мастерства
является постоянное пополнение знаний по предмету.
Чтобы идти в ногу с современными требованиями к уроку, использую
все возможные и доступные для меня методы: приобретаю и изучаю
методические пособия, книги, постоянно пополняю личную фонотеку.
Главное, к чему я стремлюсь – это вызвать в детях и подростках
ясное понимание и ощущение того, что музыка, не простое развлечение
и не добавление к жизни, которым можно пользоваться или не
пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни,
жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. В стенах школы
закладывается не только образовательный, но и духовный мир будущего
поколения. Цель моей педагогической деятельности : развитие
творческих способностей учащихся на уроках музыки. Как и у любого
учителя-предметника у меня были, есть и будут определенные
проблемы, на которые нужно искать и находить ответы, принимать
какие-то решения и реализовать их на практике.Во-первых, это не
очень серьезное отношение к урокам музыки некоторых учащихся
средних и старших классов. Многие считают, что урок музыки – это
«второстепенный» урок, не требующий выполнения определенных
заданий, умственного напряжения, выполнения домашнего задания.
Чтобы справиться с этой проблемой, приходится внимательно
пересматривать поурочное планирование на каждый урок, искать то
самое главное, интересное,что заинтересует данный классный
коллектив, учитывая их интересы, потребности, психологические
особенности. Для того чтобы дать яркий, эмоциональный,
занимательный урок, я веду постоянный поиск. Работа на уроке
предусматривает развитие практических навыков, усвоение информации
об истории музыкальной культуры, о музыкальных инструментах,
сведений о композиторах, музыкальных терминов, исполнение песен,
слушание музыки . Поют на уроках все без исключения. Никогда не
унижаю ребенка намеками на то, что у него слуха нет, да и голос не
тот. Как правило, такие дети часто бывают очень активны в
рассуждениях по произведению, анализе музыкального произведения,
могут добросовестно приготовить доклад и выступить с ним по просьбе
учителя. Иногда ребята просят: «Давайте просто попоем». Конечно же,
я иду им навстречу.
Ведь пение – это положительное эмоциональное
состояние человека, благотворно влияющее на психологическое
состояние учащегося. Психологическая атмосфера в классе – это один
из важнейших факторов, влияющих на усвоение материала, сохранение
познавательного интереса и желания общаться со сверстниками и
учителем на уроке.
Из
опыта работы знаю, что прежде всего, чтобы добиться доброй,
доверительной обстановки в классе, нужно уважать каждого ребенка
как личность. Не сравнивать его достоинства и недостатки с другими
учащимися, не ставить в неловкое положение. Нужно постараться
внушить каждому , что он талантлив, умен, и если захочет, справится
с любыми проблемами сам В нашей школе редко наблюдаются такие
отклонения, как замкнутость, недоверие, моральное давление между
сверстниками. Чаще наблюдается сплоченность, взаимовыручка, защита
сильными слабых. С
ребятами мое общение не ограничивается только уроками, это и
внеурочные занятия.
Одной из главных задач, как на уроке, так и во внеклассной работе
остается воспитание духовно-нравственной личности, воспитание
чувства патриотизма через слушание и исполнение произведений
композиторов Казахстана, через обычаи и традиции, культурное
наследие страны. Мое участие в реализации программы развития
общеобразовательного учреждения заключается по нескольким
параметрам. Во-первых, это подготовка и участие детей во
всевозможных музыкальных фестивалях на уровне школы, села, района.
А также помощь в проведении общешкольных мероприятий. Обеспечиваю
музыкальным материалом к декадам, к урокам коллег по работе.
Взаимоотношения с коллегами у меня хорошие. А как иначе? В процессе
обучения и воспитания детей в школе нам часто приходится вместе
решать проблемы, помогать друг другу. Я считаю своим долгом помочь
любому, кто ко мне обратиться, не ссылаясь на нехватку времени.
Коллеги отвечают мне взаимностью. Я очень рада, что преподаю именно
музыку! Результат работы: творческие выступления на концертах
школы, районных, областных и республиканских
выступлениях. Уроки музыки в
школе не просто нужны, они очень важны для формирования полноценной
личности. Урок музыки – это искусство, которое учит
жить!