Эссе «Моя любимая
специальность и инновационные
методы»
Я, Мухамбетова Заинамгул Тлегеновна, вот уже
43 года работаю учителем математики. В том, что я выбрала
профессию, огромную роль сыграла Ракитина Раиса Николаевна -
заслуженный учитель Российской Федерации , я была влюблена в нее ,
в ее замечательные уроки. Благодаря своему педагогическому
мастерству, она сумела привить любовь к точным наукам и профессии
учителя. Методика ее преподавания, способы подачи и представления
информации поселили в моем сердце любовь к предмету, интерес и
желание к его дальнейшему изучению. Я помню школьные уроки, когда
Раиса Николаевна умело строила для меня «подмостки» в обучении и
меня «озаряло», и она просила выйти меня к доске и доказать теорему
о сумме внутренних углов треугольника. Я до сих пор помню радость
открытия!!! И я со школьной скамьи решила, что буду учителем и не
изменяла все годы своей мечте. Огромная благодарность своим
преподавателям и профессорам вуза. В 1978 году после окончания с
отличием Оренбургского педагогического училища №1 имени
В.В. Куйбышева поступила, сдав всего один единственный экзамен на
«5» по математике, в Оренбургский государственный педагогический
институт имени В.П. Чкалова на математический факультет, который
закончила в 1985 году. Это было начало длинного моего
педагогического пути. Первые четыре года я работала в сельской
школе Оренбургской области. Тогда моей настольной книгой были книги
В.А. Сухомлинского «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю
детям», которые учили нас создавать школу добра, любить всем
сердцем детей, уважать в них личность. В своей педагогической
деятельности я всегда придерживаюсь такой линии: шагать в ногу со
временем, быть в курсе достижений и инноваций в образовательной
системе. Век живи-век учись. Это пословица лежит в основе труда
любого педагога. Мне посчастливилось участвовать на семинаре
Народного учителя СССР Виктора Шаталова. Виктор Федорович имея высокие звания и
регалии, оказался скромным человеком. Делом его жизни было научить
как можно больше учителей преподавать точные науки так, чтобы их
мог постичь любой школьник. Он учил нас писать опорные конспекты по
предмету и делился своими наработками, мы с коллегами,
воодушевившись его идеями, с большим энтузиазмом принялись
составлять опорные конспекты по предмету по классам, пополняя свою
БУМ (библиотеку учителя математики). Уникальность авторской
методики Шаталова -
это получение знаний от общего к частному. Изучив его методику, я
много лет использовала ее в своей
практике.
Особую
роль уделяю применению ТРКМ (Технологии развития критического
мышления). Моя специальность – это не просто числа, задачи, формулы
и вычисления, а способ мышления и способ общения: краткий,
логичный, доказательный. Использование приемов технологии на разных
стадиях ее алгоритма: «Мозговой штурм», «Банк идей»,
«ИНСЕРТ» кластеры,
таблицы; «Верные и неверные утверждения», «Перепутанные логические
цепочки», «Ромашка Блума» «Найди ошибку», «Тонкие» и «толстые»
вопросы, таблица ЗХУ, «Синквейн», «Рефлексивная мишень» помогают
развивать способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности
и к самообразованию в целом. В 2015 году успешно прошла уровневые
курсы в НИШ города Кокшетау, которые помогли поменять подходы в
обучении, пополнить багаж инновационных педагогических технологий,
стать рефлексирующим практиком. Учитель подобен режиссеру,
драматургу, который каждый день создает произведение – урок,
неповторимый, уникальный, аутентичный в унисон для каждого
своего класса.
Использование ИКТ на уроках математики актуально:
видеофильмы, учебные
презентации, программы, реализация контроля, оценки и мониторинга
учебных достижении учащихся, тесты, игры, доступ в интернет
позволяет просмотреть видео уроки по данной теме. Все это повышает
уровень мотивации обучающихся и интерес к предмету, обеспечивает
развитие интеллектуального уровня, творческих способностей детей,
обеспечивает объективность оценивания. Опыт использования программы
«Geogebra», «Point
Power»
различных тренажеров показывает, что наиболее эффективно проходят
уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры по изучению функций и
их графиков. Дети учатся добывать нужную информацию в глобальной
сети. Информационные технологии при правильном сочетании с другими
технологиями создают высокий уровень дифференциации,
индивидуализации, качества и вариативности процесса
обучения.
В 2016
году приобрели технологические карты для учащихся и учителя – это
специальные средства управления учебным процессом и в практику
преподавания внедряли технологию «Биоэнергетика и синергетика»
(БиС). Данную технологию разработал Федор Яковлевич
Вассерман. С помощью
тренажёров технологии у детей повысилось качество обучения,
скорость мышления и письма, объём памяти, словарный запас,
лидерские качества, качество устной и письменной речи.
Применение этой технологии
помогает на уроках вовлечь в работу, проверить и оценить каждого
ученика. Никто не просиживает на уроке, все работают, отвечают и
всем интересно. Дети эти в этом году заканчивают 9-й класс.
Детям очень нравятся данные
уроки.
Совершенствовать свое мастерство, находить новые
формы работы, чтобы не останавливаться на достигнутом-это мой
девиз. Мой многолетний педагогический труд был оценен моими
коллегами, департаментом образования: «Почетная грамота» Министерства Республики
Казахстан «Құрмет грамотасы» Көкшетау қ. Білім бөлімі , Айыртау
ауданы Білім бөлімі. «Почетная грамота» Совета профсоюзов
работников образования г. Кокшетау «Почетная грамота» Совета
профсоюзов работников образования Айыртауского РОО