Абдрасулова Лаззат
Габдылгабаровна
Учитель
самопознания
Эссе «Учитель Гуманной
педагогики»
«Гуманизм-это то единственное,
что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,
- книги...»,- писал Л.Н. Толстой. Действительно, смогли ли мы
сохранить и донести ценность гуманизма, которая стоит во главе идей
«Слов назиданий» Абая? Для мыслителя хорошие знания, светлый ум и
добрые побуждения стоят во главе гуманности. Что такое
«гуманность»? Самое главное, я думаю, из всех определений можно
выделить, что «гуманность»- это наше отношение к людям, доброта
друг к другу, бескорыстная любовь к ближним. Это порыв души понять
и принять другого человека какой бы он ни
был.
Написать эссе про учителя
гуманной педагогики - это задание, которое требует вдохновения,
знания его основных идей и суждений.
Я думаю, что в жизни
происходящие случайности не случайны. Так, на республиканском
конкурсе «Лучший психолог», мне подарили книгу Абая Кунанбаева
«Слова назидания». Восприятие творчества Абая в подростковом
возрасте сильно отличается от зрелого вдумчивого чтения. Опираясь
на свой жизненный опыт, идет переосмысление слов Абая. В его
произведениях можно найти много ценных идей гуманной педагогики,
почерпать мысли о своем народе, прочувствовать его переживание о
будущем поколении.
Хотя Абай жил в другое время,
ценности жизни, я считаю, остались неизменны. Он рос в окружении
любви своей матери Улжан и бабушки Зере, которые через сказки и
сказания привили любовь и стремление к
знаниям.Через свои произведения он хочет донести до людей,
что образование, знание
и воспитание имеют
первостепенное значение в
становлении человека
как личности
Абай сам занимался образованием своих
детей. Он считал, что учение должно быть интересным,
увлекательным. Каждый вечер он собирал своих
дeтeй и
учеников,
читал им сказки. На самом интересном месте он
обрывал свое повествование и давал задание продолжить сказку или
предлагал придумать конец. Это, конечно, давало волю
детской фантазии и ребенок начинал проявлять свои творческие
задатки характера. Думаю, это немаловажно в воспитании детей-
давать им право выбора. Я так же стараюсь проводить такие занятия
со своими учениками, даю им возможность сочинять истории и сказки,
тем самым развивая в них воображение, интересный ход мыслей и
суждений. Дети понимают, что многое в жизни зависит от них самих.
Они сами выбирают свой путь. Ведь развитие воображения, это гораздо
важнее знаний, оно являеться истоком
Интеллекта.
Читая это произведение,
понимаешь, что стремление людей к власти, богатству, наживе были с
давних времен. Абай же на первое место ставит
знания.
Его «Слова назидания» не
потеряли актуальность и в наши дни. Абай написал эту книгу в
тяжелый период своей жизни, пережив утрату близких
людей.
Книга начинается с рассуждения
о своей жизни «Ни в душе, ни в жизни не ведаю
покоя», и он приходит к
выводу,что «бумага и чернила станут отныне моим
утешением, буду записывать свои
мысли». Его поучения, я
считаю, нужно перечитывать много раз. При каждом прочтении
открываешь для себя что то новое в его суждениях и
наставлениях.
По моему мнению, автор хотел,
чтобы мы, его потомки, читая эту книгу думали и размышляли, черпали
вдохновение и находили ответы на разные вопросы о ценностях жизни
.
«.. Жажда знаний владела нами,
и надо было все остальное тоже подчинить высоким порывам души... Мы
приземлили наши души » пишет Абай в Седьмом слове. Перечитав это
слово, я поняла, что автор имел в виду, что люди, больше думают о
своем Эго.Именно эгоизм, перекрывает внутренний свет
Души.
В семнадцатом слове
Воля, Разум и Сердце обратились к Науке,
чтобы
разрешить спор: кто из них
важнее. И каждый из них приводил
убедительные доводы о своей первостепенной важности. Ответ же Науки
«Вам следует объединиться и во всем
повиноваться Сердцу...
Береги в себе
человечность», заставляет нас
задуматься о важности духовности в воспитании человека. Самое
главное - это гармония в душе, ведь наш мир, это отражение наших
мыслей. Именно в Сердце сокрыта Любовь, которая может нести всем
Свет и Покой.
Меня радует то, что сейчас и в наше время
людям не чуждо совершать добрые дела. Люди помогают друг другу
безвозмездно, проявляя Человеколюбие. И в нашей школе мы стараемся
привить детям доброе отношение друг к другу, учим сопереживать и
помогать. Акция «Доброе сердце», дают возможность уяснить детям,
что и они могут как то проявить заботу о людях и помочь добрым
словом, делом тому, кто нуждается в поддержке и помощи. Я знаю, что
мы не изменим весь мир, но точно сделаем его светлее и добрее.
Посеем в детях семечко добра и понимания, покажем на своем примере
как нужно жить.
«Если
бы
в моих руках
была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек
неисправим» писал Абай
в «Тридцать
седьмом слове». Ведь действительно, каждый человек имеет
возможность пересмотреть свою правду и прийдти к
Истине.
Только через размышления и работу над собой
можно многое переосмыслить и правильно расставить
приоритеты.
Во время чтения «Слов
назиданий» мы ещё раз убеждаемся, что Абай, это Человек,который
любил свой народ и переживал, что невежество и лень могут погубить
будущее потомков. Каждое слово пронизано, призывом
к
знаниям и изучению науки,
недопущению плохих поступков. Читая, эту книгу понимаешь, что
человек сильно зависим от
материального
мира
и
поддается соблазнам,
забывая о духовности.
Но всё равно, я
думаю, каждый рано или поздно убеждается в том, что хорошие знания,
светлым ум, добрые
побуждения, бескорыстное служение
людям приносят полное
удовлетворение в этой жизни.
Хоть один раз прочитав эту
книгу, я думаю, каждый поймёт, что нужно прислушиваться к тихому
голосу Совести, жить в единстве мысли, слова и
дела. Самое главное нужно читать и перечитывать
Абая, и каждый раз узнавать что-то новое. Абай как неизведанный
океан, в котором таятся жемчужины Истины и
Гуманизма.
Список
литературы:
-
Слова Назидания .
Абай (Ибрагим) Кунанбаев .
Пер. Сатимжана Санбаева-
Алматыкітап баспасы-2015.
-224стр.