|
Дата: |
Ф.И.О. преподавателя Легостаева Е.И. |
|||
|
Русская литература |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||
|
Урок |
V Раздел. Человек в эпоху тоталитаризма Тема Е.Замятин «Мы» |
|||
|
Курс, группа |
|
|||
|
Результаты обучения |
характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; |
|||
|
Критерии оценивания |
1) Составляет характеристику действующих лиц произведения; 2) обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа (поэмы). 3) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики; 4) раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения; 5) строит устные и письменные монологические высказывания. |
|||
|
Тип урока |
комбинированный |
|||
|
Ресурсы |
Учебник, хрестоматия, видео, аудио, карточки |
|||
|
План |
||||
|
Планируемое время: |
Запланированная деятельность |
Ресурсы: |
||
|
Начало- побуждение. |
Этапы урока: 1. Работа с эпиграфом: «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…» Н. Бердяев - Как вы понимаете слова философа Н. Бердяева, вынесенные в эпиграф урока? |
|
||
|
Середина- осмысление |
2. Слово преподавателя: Евгений Замятин – отечественный литератор, творивший на стыке 19 и 20 веков. Признание на родине получил намного позже, чем стал знаменитым за границей. Писатель Евгений Замятин прожил интересную творческую жизнь, полную великих достижений и неприятных провалов. Его путь пришелся на советские годы, когда талантливых людей часто не хотели замечать, а то и вовсе подвергали гонениям. Под жернова репрессий литератор не попал, но в полной мере ощутил на себе безразличие и цинизм системы, которая даже вынудила его на время покинуть родную страну. Евгений Замятин – человек противоречий. С одной стороны, революционер, неоднократно отбывавший ссылку и в ссылке от скуки (по его собственным словам), ставший писателем, с другой – профессиональный кораблестроитель, созидатель. В 1917 году он с радостью вернулся в Россию из Англии, приветствуя Февральскую революцию. Но потом написал самый жёсткий и художественно совершенный из русских антиутопий и самый первый из знаменитых антиутопий ХХ века роман «Мы» (с середины 1920-х годов «Мы» был переведён на европейские языки и мог быть известен и Хаксли, и Оруэллу). Эта противоречивость отразилась и в философских взглядах Замятина на историю, движущими силами которой писатель считал две взаимоисключающих тенденции: революцию и энтропию. Как и для большинства модернистов, для Замятина историческое развитие движется по спирали, периоды покоя, тоталитарного застоя сменяются периодами бунта, но, получив власть, бунтовщики и революционеры сами становятся диктаторами. Определенную надежду Замятину, очевидцу эпохи, в которую Апокалипсис можно печатать в виде ежедневного приложения к газете, придавала мысль о бесконечности – вселенной, пространства, времени и, соответственно, о том, что царство застоя невозможно, как математически, так и философски. Замятин не был церковным человеком. Но в своём романе «Мы» он совершенно не случайно придал революционерам-подпольщикам черты христианских мучеников: на лице главной героини, I-330, видится крест - знак выбранного ею пути и будущих пыток, тогда как Благодетель – глава и палач антиутопического государства, наделён чертами Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», того, кто сознательно превращает людей в рабов ради «всеобщего земного счастья». Сам же роман «Мы» можно прочитать как своего рода современную мистерию, в которой силы Божьи и силы дьявольские борются за человеческую душу – за душу героя-повествователя, кораблестроителя и писателя. Обилие библейских мотивов в романе только подчёркивает этот конфликт между – стремлением стать свободным и ответственным, «подобием Божьим», и желанием избавиться от свободы выбора, от любви, души, памяти… Финал романа трагичен, но тем явственней Замятин призывает своих читателей задуматься о ценности человечной личности и о той цене, которую современный мир принуждает человека заплатить за внешний комфорт. Вопрос «какой выкуп даст человек за душу свою» мог бы, думается, стоять эпиграфом к замятинскому роману. Задание 1: посмотрите видео. Ответьте на вопросы: 1. Имя главного героя романа «Мы». 2. Как устроена жизнь общества, описанного в романе? 3. Как Замятин повлиял на антиутопии в мире? 4. Смысл названия романа (Кто это «Мы»)? Задание 2: прочитайте статью учебника стр.155-156, ответьте на вопросы: 1. Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан? 2. Дайте определение следующим понятиям, составив глоссарий-словарь произведения:
3. Какова история зарождения Единого Государства? Каково его внутреннее и внешнее устройство? Какими образами-символами оно выражено в романе? 4. Какова «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? Когда герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым? Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать людей счастливыми? 5. Рассмотрите эпизоды казни и Дня Единогласия. В чем абсурдность этих сцен? 6. Почему Единое Государство обречено на провал? Назовите признаки кризиса антиутопического мира. 7. Как тип тоталитарного сознания отражается в языке героев? Анализ эпизодов «Разговор об энтропии», «Великая Операция». 8. В чем смысл финала произведения: выстоит ли человек перед усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой? Задание 3: Прочитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед древними цивилизациями (записи 3, 4, 20). Попробуйте определить основные особенности этого государства. Задание 4: Прочитайте 15-ю запись, где описывается строительство Интеграла. Обратите внимание на торжественную патетику, с которой Д-503, строитель этого мощного аппарата, описывает свое детище. Для чего предназначен Интеграл? Какое значение имеет Интеграл в жизни обитателей Единого Государства? Почему на протяжении всего романа это слово выделено графической разрядкой? Можно ли назвать этот образ техническим пророчеством Замятина? • Объясните, с чем связано написание некоторых понятий с заглавной буквы: Государственная Газета, Машина Благодетеля, Площадь Куба, Зеленая Стена. |
Текст Учебник Приложение 1 |
||
|
Конец – рефлексия |
Опираясь на схему, приведите примеры из текста, доказывающие, что роман является многопроблемным.
|
|
||
|
Домашнее задание: |
Написать эссе, выбрав тему. Темы эссе: 1. Свобода и счастье в представлении разных героев романа «Мы». 2. Тема искусства в романе «Мы». 3. В чем смысл названия романа Е. Замятина «Мы»? 4. От чего пытается предостеречь Е. Замятин? 5. Проблемы романа Е. Замятина в современном мире. |
|
||
Тема Е.Замятин «Мы»
Задание 1: посмотрите видео. Ответьте на вопросы:
1. Имя главного героя романа «Мы».
2. Как устроена жизнь общества, описанного в романе?
3. Как Замятин повлиял на антиутопии в мире?
4. Смысл названия романа (Кто это «Мы»)?
Задание 2: прочитайте статью учебника стр.155-156, ответьте на вопросы:
1. Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?
2. Дайте определение следующим понятиям, составив глоссарий-словарь произведения:

3. Какова история зарождения Единого Государства? Каково его внутреннее и внешнее устройство? Какими образами-символами оно выражено в романе?
4. Какова «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? Когда герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым? Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать людей счастливыми?
5. Рассмотрите эпизоды казни и Дня Единогласия. В чем абсурдность этих сцен?
6. Почему Единое Государство обречено на провал? Назовите признаки кризиса антиутопического мира.
7. Как тип тоталитарного сознания отражается в языке героев? Анализ эпизодов «Разговор об энтропии», «Великая Операция».
8. В чем смысл финала произведения: выстоит ли человек перед усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой?
Задание 3: Прочитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед древними цивилизациями (записи 3, 4, 20). Попробуйте определить основные особенности этого государства.
Задание 4: Прочитайте 15-ю запись, где описывается строительство Интеграла. Обратите внимание на торжественную патетику, с которой Д-503, строитель этого мощного аппарата, описывает свое детище. Для чего предназначен Интеграл? Какое значение имеет Интеграл в жизни обитателей Единого Государства? Почему на протяжении всего романа это слово выделено графической разрядкой? Можно ли назвать этот образ техническим пророчеством Замятина?
• Объясните, с чем связано написание некоторых понятий с заглавной буквы: Государственная Газета, Машина Благодетеля, Площадь Куба, Зеленая Стена.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Е.Замятин. Роман "Мы"
Е.Замятин. Роман "Мы"
|
Дата: |
Ф.И.О. преподавателя Легостаева Е.И. |
|||
|
Русская литература |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||
|
Урок |
V Раздел. Человек в эпоху тоталитаризма Тема Е.Замятин «Мы» |
|||
|
Курс, группа |
|
|||
|
Результаты обучения |
характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; |
|||
|
Критерии оценивания |
1) Составляет характеристику действующих лиц произведения; 2) обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа (поэмы). 3) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики; 4) раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения; 5) строит устные и письменные монологические высказывания. |
|||
|
Тип урока |
комбинированный |
|||
|
Ресурсы |
Учебник, хрестоматия, видео, аудио, карточки |
|||
|
План |
||||
|
Планируемое время: |
Запланированная деятельность |
Ресурсы: |
||
|
Начало- побуждение. |
Этапы урока: 1. Работа с эпиграфом: «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…» Н. Бердяев - Как вы понимаете слова философа Н. Бердяева, вынесенные в эпиграф урока? |
|
||
|
Середина- осмысление |
2. Слово преподавателя: Евгений Замятин – отечественный литератор, творивший на стыке 19 и 20 веков. Признание на родине получил намного позже, чем стал знаменитым за границей. Писатель Евгений Замятин прожил интересную творческую жизнь, полную великих достижений и неприятных провалов. Его путь пришелся на советские годы, когда талантливых людей часто не хотели замечать, а то и вовсе подвергали гонениям. Под жернова репрессий литератор не попал, но в полной мере ощутил на себе безразличие и цинизм системы, которая даже вынудила его на время покинуть родную страну. Евгений Замятин – человек противоречий. С одной стороны, революционер, неоднократно отбывавший ссылку и в ссылке от скуки (по его собственным словам), ставший писателем, с другой – профессиональный кораблестроитель, созидатель. В 1917 году он с радостью вернулся в Россию из Англии, приветствуя Февральскую революцию. Но потом написал самый жёсткий и художественно совершенный из русских антиутопий и самый первый из знаменитых антиутопий ХХ века роман «Мы» (с середины 1920-х годов «Мы» был переведён на европейские языки и мог быть известен и Хаксли, и Оруэллу). Эта противоречивость отразилась и в философских взглядах Замятина на историю, движущими силами которой писатель считал две взаимоисключающих тенденции: революцию и энтропию. Как и для большинства модернистов, для Замятина историческое развитие движется по спирали, периоды покоя, тоталитарного застоя сменяются периодами бунта, но, получив власть, бунтовщики и революционеры сами становятся диктаторами. Определенную надежду Замятину, очевидцу эпохи, в которую Апокалипсис можно печатать в виде ежедневного приложения к газете, придавала мысль о бесконечности – вселенной, пространства, времени и, соответственно, о том, что царство застоя невозможно, как математически, так и философски. Замятин не был церковным человеком. Но в своём романе «Мы» он совершенно не случайно придал революционерам-подпольщикам черты христианских мучеников: на лице главной героини, I-330, видится крест - знак выбранного ею пути и будущих пыток, тогда как Благодетель – глава и палач антиутопического государства, наделён чертами Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», того, кто сознательно превращает людей в рабов ради «всеобщего земного счастья». Сам же роман «Мы» можно прочитать как своего рода современную мистерию, в которой силы Божьи и силы дьявольские борются за человеческую душу – за душу героя-повествователя, кораблестроителя и писателя. Обилие библейских мотивов в романе только подчёркивает этот конфликт между – стремлением стать свободным и ответственным, «подобием Божьим», и желанием избавиться от свободы выбора, от любви, души, памяти… Финал романа трагичен, но тем явственней Замятин призывает своих читателей задуматься о ценности человечной личности и о той цене, которую современный мир принуждает человека заплатить за внешний комфорт. Вопрос «какой выкуп даст человек за душу свою» мог бы, думается, стоять эпиграфом к замятинскому роману. Задание 1: посмотрите видео. Ответьте на вопросы: 1. Имя главного героя романа «Мы». 2. Как устроена жизнь общества, описанного в романе? 3. Как Замятин повлиял на антиутопии в мире? 4. Смысл названия романа (Кто это «Мы»)? Задание 2: прочитайте статью учебника стр.155-156, ответьте на вопросы: 1. Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан? 2. Дайте определение следующим понятиям, составив глоссарий-словарь произведения:
3. Какова история зарождения Единого Государства? Каково его внутреннее и внешнее устройство? Какими образами-символами оно выражено в романе? 4. Какова «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? Когда герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым? Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать людей счастливыми? 5. Рассмотрите эпизоды казни и Дня Единогласия. В чем абсурдность этих сцен? 6. Почему Единое Государство обречено на провал? Назовите признаки кризиса антиутопического мира. 7. Как тип тоталитарного сознания отражается в языке героев? Анализ эпизодов «Разговор об энтропии», «Великая Операция». 8. В чем смысл финала произведения: выстоит ли человек перед усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой? Задание 3: Прочитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед древними цивилизациями (записи 3, 4, 20). Попробуйте определить основные особенности этого государства. Задание 4: Прочитайте 15-ю запись, где описывается строительство Интеграла. Обратите внимание на торжественную патетику, с которой Д-503, строитель этого мощного аппарата, описывает свое детище. Для чего предназначен Интеграл? Какое значение имеет Интеграл в жизни обитателей Единого Государства? Почему на протяжении всего романа это слово выделено графической разрядкой? Можно ли назвать этот образ техническим пророчеством Замятина? • Объясните, с чем связано написание некоторых понятий с заглавной буквы: Государственная Газета, Машина Благодетеля, Площадь Куба, Зеленая Стена. |
Текст Учебник Приложение 1 |
||
|
Конец – рефлексия |
Опираясь на схему, приведите примеры из текста, доказывающие, что роман является многопроблемным.
|
|
||
|
Домашнее задание: |
Написать эссе, выбрав тему. Темы эссе: 1. Свобода и счастье в представлении разных героев романа «Мы». 2. Тема искусства в романе «Мы». 3. В чем смысл названия романа Е. Замятина «Мы»? 4. От чего пытается предостеречь Е. Замятин? 5. Проблемы романа Е. Замятина в современном мире. |
|
||
Тема Е.Замятин «Мы»
Задание 1: посмотрите видео. Ответьте на вопросы:
1. Имя главного героя романа «Мы».
2. Как устроена жизнь общества, описанного в романе?
3. Как Замятин повлиял на антиутопии в мире?
4. Смысл названия романа (Кто это «Мы»)?
Задание 2: прочитайте статью учебника стр.155-156, ответьте на вопросы:
1. Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?
2. Дайте определение следующим понятиям, составив глоссарий-словарь произведения:

3. Какова история зарождения Единого Государства? Каково его внутреннее и внешнее устройство? Какими образами-символами оно выражено в романе?
4. Какова «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? Когда герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым? Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать людей счастливыми?
5. Рассмотрите эпизоды казни и Дня Единогласия. В чем абсурдность этих сцен?
6. Почему Единое Государство обречено на провал? Назовите признаки кризиса антиутопического мира.
7. Как тип тоталитарного сознания отражается в языке героев? Анализ эпизодов «Разговор об энтропии», «Великая Операция».
8. В чем смысл финала произведения: выстоит ли человек перед усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой?
Задание 3: Прочитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед древними цивилизациями (записи 3, 4, 20). Попробуйте определить основные особенности этого государства.
Задание 4: Прочитайте 15-ю запись, где описывается строительство Интеграла. Обратите внимание на торжественную патетику, с которой Д-503, строитель этого мощного аппарата, описывает свое детище. Для чего предназначен Интеграл? Какое значение имеет Интеграл в жизни обитателей Единого Государства? Почему на протяжении всего романа это слово выделено графической разрядкой? Можно ли назвать этот образ техническим пророчеством Замятина?
• Объясните, с чем связано написание некоторых понятий с заглавной буквы: Государственная Газета, Машина Благодетеля, Площадь Куба, Зеленая Стена.
шағым қалдыра аласыз














