Факультативный курс "Слова, которые двигают мир"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Факультативный курс "Слова, которые двигают мир"

Материал туралы қысқаша түсінік
Факультативный курс для учеников 8 класса, направленный на развитие русской речи, расширение кругозора учеников
Материалдың қысқаша нұсқасы

Управление образования Мангистауской области
Отдел образования Мунайлинского района

КГУ «Общеобразовательная школа №14»



Абдиева Науша Комекбаевна



«Слова, которые двигают мир»
(Факультативный курс для обучающихся 8 класса)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель программы:

Создать условия для всестороннего развития речевой культуры учащихся, формирования устойчивых коммуникативных навыков, критического и творческого мышления, а также осознанного и этичного использования силы слова как средства влияния на людей и общество.

Программа направлена на то, чтобы через изучение и анализ исторически значимых речей, афоризмов, литературных и публицистических текстов, оказавших заметное влияние на развитие культуры, цивилизации и общественной мысли, учащиеся:

Понимали глубинный смысл, стилистические приёмы и эмоциональную окраску слова, умели выделять авторскую позицию и целевое воздействие текста.

Применяли речевые стратегии для убеждения, аргументации, вдохновения, примирения и конструктивного ведения диалога в учебной и жизненной среде. Развивали собственный авторский стиль устных и письменных высказываний, умели адаптировать форму и содержание речи под аудиторию и ситуацию общения.

Таким образом, программа служит инструментом формирования не только знаний о силе и значении слова, но и развития личности, способной мыслить, говорить и действовать ответственно, творчески и гуманно в условиях современного информационного общества.

Новизна и теоретическая значимость программы

Данная программа представляет собой инновационный интегративный курс, объединяющий элементы риторики, литературы, истории, культурологии и медиаобразования. Такой подход позволяет формировать у учащихся целостное представление о слове не только как о средстве общения, но и как о многофункциональном инструменте влияния, способном формировать мышление, ценности и социальные установки.

В отличие от традиционных уроков русского языка, где основной акцент делается на изучении грамматики и орфографии, данный курс ориентирован на практическое овладение речью: развитие умения убеждать, вдохновлять, вести конструктивный диалог и формировать позитивный имидж говорящего.

Ключевые аспекты новизны программы

Междисциплинарность — синтез знаний о языке с историческим, культурным и медийным контекстом, что обеспечивает глубокое понимание роли слова в разных сферах жизни.

Практическая направленность — акцент на живых формах речевой деятельности: ролевые игры, дискуссии, работа с реальными речами, афоризмами и медиа-текстами.

Развитие критического мышления — формирование умений распознавать манипуляции, выстраивать аргументацию и отстаивать свою позицию на основе логики, фактов и этических принципов.

Интеграция современных форм коммуникации — изучение языка и риторики через призму цифровой среды: социальные сети, блоги, мультимедийные платформы как новые площадки для речевого самовыражения.


Теоретическая значимость программы

Развитие у учащихся осознанного и ответственного отношения к слову как к социальному, культурному и этическому феномену. Формирование коммуникативной компетенции, необходимой для успешного взаимодействия в условиях современной информационной среды.

Сохранение и передача культурных традиций слова в сочетании с их адаптацией к современным медиа-реалиям.

Создание методической базы, которая может быть использована в смежных дисциплинах (литература, обществознание, история, медиаобразование).


Программа поддерживает и развивает:

Речевую инициативу и уверенность в устных выступлениях — учащиеся не только осваивают приёмы публичного выступления, но и получают опыт импровизационных ответов, работы с разными форматами аудитории (малые группы, класс, открытые мероприятия). Они учатся преодолевать волнение, выстраивать зрительный контакт, управлять голосом и интонацией, добиваясь максимального вовлечения слушателей.

Креативное и критическое мышление — при работе с афоризмами, речами и текстами учащиеся не просто анализируют содержание, но и переосмысливают его, находят новые интерпретации, преобразуют материалы в собственные проекты. Критическое мышление развивается через сравнение источников, выявление манипулятивных приёмов, формирование независимых суждений и отработку навыков логической аргументации.

Навыки командной работы — совместная подготовка проектов, инсценировок, дебатов и креативных заданий развивает у учащихся умение слушать и слышать партнёров, согласовывать идеи, распределять роли по сильным сторонам присутствующих, планировать общий процесс и решать конфликтные ситуации конструктивно. Опыт командного творчества способствует формированию лидерских качеств и ответственности за общий результат.


Особенности программы

-Использование исторических и современных примеров речей, афоризмов и литературных отрывков;

-Активные формы обучения: дискуссии, ролевые игры, творческие мастерские, инсценировки;

-Межпредметные связи с литературой, историей, обществознанием, ИЗО;

-Ориентация на практическое применение знаний в реальных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты

К концу курса учащиеся смогут:

-Осознанно подбирать и использовать слова, учитывая их эмоциональный и смысловой оттенок.

-Приводить аргументы и вести конструктивный диалог, уважая позицию собеседника.

-Анализировать тексты, определять их цель и способы воздействия на слушателя или читателя.

-Создавать собственные устные и письменные высказывания, способные вдохновлять, убеждать и мотивировать.


НОРМАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ

Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю

(Всего: 34 часа)


Тема

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Ожидаемые результаты



Раздел 1: Сила слова и её влияние (6 часов)

1

Сила слова: как речь меняет мир

Роль слова в истории и культуре, его влияние на общественное мнение

1

+

+

Осознаёт, как слово формирует мировоззрение


2

Исторические речи, изменившие эпоху

Анализ речей политиков, деятелей науки и культуры

1

+

+

Понимает значение речей в ключевых исторических событиях


3

Афоризмы и цитаты: смысл и подтекст

Разбор крылатых выражений в контексте времени

1

+

+

Определяет подтекст и скрытый смысл высказываний


4

Личное восприятие силы слова

Обсуждение личных впечатлений от речей и цитат

1

+

+

Формирует собственное мнение и отношение к слову


5

Структура публичного выступления

Вступление, основная часть, заключение

1

+

+

Умеет строить логичное и связное выступление


6

Вступление: как захватить внимание

Приёмы вовлечения аудитории с первых секунд

1

+

+

Использует эффективные «крючки» в начале речи


Раздел 2: Основы ораторского мастерства (7 часов)

7

Основная часть: аргументы и доказательства

Логика и структура аргументации

1

+

+

Умеет подкреплять тезисы доказательствами


8

Заключение: сильный финал

Приёмы запоминающегося завершения

1

+

+

Оставляет у слушателя сильное впечатление


9

Работа с голосом и темпом

Управление громкостью и скоростью речи

1

+

+

Делает речь выразительной


10

Паузы и интонация

Эмоциональная окраска и ритм речи

1

+

+

Управляет восприятием речи через интонацию


11

Невербальные средства общения

Жесты, мимика, зрительный контакт

1

+

+

Гармонично использует невербальные приёмы


12

Принципы речевого этикета

Вежливость и уважение в общении

1

+

+

Соблюдает нормы речевого поведения


13

Как не согласиться без конфликта

Конструктивные формы несогласия

1

+

+

Умеет выражать несогласие уважительно


Раздел 3: Речевая этика и культура общения (7 часов)

14

Активное слушание

Приёмы внимательного восприятия собеседника

1

+

+

Развивает навык слушания


15

Конструктивная дискуссия

Правила ведения уважительного спора

1

+

+

Участвует в продуктивных обсуждениях


16

Мотивационная речь

Структура и приёмы вдохновляющих выступлений

1

+

+

Создаёт речи, побуждающие к действию


17

Научный доклад

Структура и оформление научных сообщений

1

+

+

Представляет факты логично и чётко


18

Литературное чтение

Выразительное чтение и интерпретация текста

1

+

+

Передаёт эмоциональное содержание произведения


19

Дебаты: искусство спора

Тактика и стратегия в публичных дебатах

1

+

+

Отстаивает позицию аргументировано


20

Медиа-форматы: подкасты

Основы записи и презентации аудиоконтента

1

+

+

Создаёт и презентует подкаст


Раздел 4: Жанры публичных выступлений (7 часов)

21

Медиа-форматы: видеообращения

Техника работы перед камерой

1

+

+

Выступает уверенно в видеозаписи


22

Онлайн-презентации

Использование цифровых инструментов

1

+

+

Делает современные мультимедийные презентации


23

Выбор темы для проекта

Определение актуальной и интересной темы

1

+

+

Подбирает тему, учитывая аудиторию


24

Анализ аудитории

Понимание потребностей и ожиданий слушателей

1

+

+

Адаптирует речь под аудиторию


25

Подготовка авторского текста

Разработка оригинального выступления

1

+

+

Создаёт собственный текст речи


26

Редактирование и улучшение текста

Корректировка и оптимизация материала

1

+

+

Делает текст более точным и выразительным


27

Репетиция выступления

Отработка подачи и уверенности

1


+

Повышает качество выступления


Раздел 5: Творческая мастерская (7 часов)

28

Работа с обратной связью

Получение и анализ комментариев

1


+

Учитывает критику для улучшения результата


29

Финальная доработка проекта

Завершение подготовки к защите

1


+

Подготавливает проект к презентации


30

Публичная защита: пробный вариант

Репетиция с полным выступлением

1


+

Испытывает проект в условиях выступления


31

Публичная защита: основное выступление

Представление проекта

1


+

Защищает проект перед аудиторией


32

Рефлексия: что удалось, а что улучшить

Анализ личных достижений

1


+

Выявляет сильные и слабые стороны


33

Обсуждение проектов одноклассников

Оценка чужих выступлений

1


+

Развивает критическое восприятие


34

Итоговое занятие: слово как инструмент будущего

Подведение итогов курса

1

+

+

Осознаёт перспективы применения навыков






Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
20.08.2025
82
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі