«Формирование навыков саморегуляции и управление эмоциями у подростков»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«Формирование навыков саморегуляции и управление эмоциями у подростков»

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматриваются вопросы формирования навыков саморегуляции и управления эмоциями у подростков как ключевого фактора их успешной социальной адаптации и психического здоровья. Представлены теоретические основы, обзор современных методов и результатов апробации авторской программы, направленной на развитие эмоциональной компетентности подростков. Отмечается важность комплексного и деятельностного подхода, включающего когнитивно-поведенческие техники, арт-терапию и телесные практики. Результаты подтверждают эффективность системной работы в образовательных учреждениях и демонстрируют значительное улучшение эмоционального самоконтроля и межличностных коммуникаций среди обучающихся.
Материалдың қысқаша нұсқасы

«Формирование навыков саморегуляции и управление эмоциями у подростков»

(Сагатюк Эрна Викторовна, педагог – психолог ГКУ «Общеобразовательная школа имени М. Горького», г. Шардара, Туркестанская область)

В статье рассматриваются вопросы формирования навыков саморегуляции и управления эмоциями у подростков как ключевого фактора их успешной социальной адаптации и психического здоровья. Представлены теоретические основы, обзор современных методов и результатов апробации авторской программы, направленной на развитие эмоциональной компетентности подростков. Отмечается важность комплексного и деятельностного подхода, включающего когнитивно-поведенческие техники, арт-терапию и телесные практики. Результаты подтверждают эффективность системной работы в образовательных учреждениях и демонстрируют значительное улучшение эмоционального самоконтроля и межличностных коммуникаций среди обучающихся.

Ключевые слова: саморегуляция, управление эмоциями, подростковый возраст, эмоциональная компетентность, когнитивно-поведенческие техники, арт-терапия.

Подростковый возраст - это период интенсивных физических, психоэмоциональных и социальных изменений, сопровождающийся повышенной чувствительностью к стрессам и конфликтам. В это время формируются основы личностной идентичности, эмоциональная сфера и способы взаимодействия с окружающим миром. Однако многие подростки испытывают трудности с контролем эмоций, что ведет к конфликтным ситуациям, снижению учебной мотивации и нарушению межличностных отношений.

Актуальность работы связана с необходимостью формирования у подростков навыков саморегуляции - способности осознавать, контролировать и управлять собственными эмоциональными состояниями, что является базой для успешной адаптации и психологического здоровья.

Цель данной работы - апробация и анализ эффективности комплексной программы, направленной на развитие навыков эмоциональной саморегуляции у подростков в условиях образовательного учреждения.

Саморегуляция - это совокупность психологических процессов, позволяющих человеку контролировать свои мысли, эмоции и поведение в различных ситуациях. Для подростков развитие этой способности особенно важно, поскольку они учатся строить новые социальные связи и сталкиваются с разнообразными эмоциональными вызовами.

Эмоциональный интеллект - это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные эмоции и эмоции других людей. Он включает в себя ряд навыков и компетенций, таких как самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и навыки межличностных отношений. Эти компоненты работают совместно, чтобы помогать индивиду принимать решения, решать проблемы и общаться с окружающими более эффективно.

Shape1


Схема 1. Эмоциональный интеллект и его компоненты


Эмоциональный интеллект включает умение распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, проявлять эмпатию и выстраивать конструктивные отношения. Развитие эмоционального интеллекта способствует снижению уровня стрессовых реакций и агрессии, улучшает качество общения и психологическое благополучие. Эмоциональный интеллект играет критическую роль в общем качестве жизни, включая личные и профессиональные отношения, успешность в карьере и физическое здоровье

Наиболее эффективными считаются комплексные подходы, объединяющие когнитивно-поведенческие техники, элементы арт-терапии, телесно-ориентированные практики и интерактивные формы работы (групповые дискуссии, ролевые игры).

Саморегуляция - это способность человека осознавать, контролировать и управлять своими внутренними состояниями, включая эмоции, поведение, внимание и мотивацию. Для подростков развитие этих навыков особенно важно, так как они помогают справляться с эмоциональными и социальными вызовами периода взросления.

Практические навыки саморегуляции у подростков включают разнообразные техники и стратегии, которые помогают контролировать эмоциональные реакции и поведение в разных жизненных ситуациях. Например, использование дыхательных упражнений позволяет снизить уровень волнения перед экзаменом или в конфликтной ситуации, способствуя быстрому восстановлению эмоционального равновесия. Применение «Я-сообщений» помогает подросткам выражать свои чувства без обвинений и агрессии - вместо фразы «Ты меня злишь» они учатся говорить «Я чувствую злость, когда...», что способствует более конструктивному общению. Анализ своих мыслей и поиск альтернативных интерпретаций, например, переосмысление неудачи как возможности для обучения, развивает гибкость мышления и снижает уровень стресса. Важным навыком является пауза перед ответом или действием, которая помогает избежать импульсивных и деструктивных реакций. Кроме того, ведение дневника эмоций дает возможность подросткам отслеживать свои эмоциональные состояния и выявлять триггеры, что значительно облегчает процесс саморегуляции.

Развитие этих навыков способствует повышению эмоционального интеллекта и эмпатии, улучшению межличностных отношений, снижению уровня стресса и тревожности. В результате подростки становятся более психологически устойчивыми и адаптивными, что положительно отражается на их учебной мотивации и общей успешности.


Shape2

Схема 2. Основные компоненты навыков саморегуляции

Итак, формирование навыков саморегуляции и управление эмоциями у подростков является ключевым условием их успешного личностного и социального развития. Развитие таких навыков способствует укреплению психологической устойчивости, улучшению эмоционального интеллекта и повышению качества межличностного общения. Освоение техник осознанности, контроля эмоциональных реакций и конструктивного выражения чувств помогает подросткам эффективно справляться с внутренними и внешними стрессовыми факторами, снижать уровень тревожности и импульсивности. Таким образом, систематическая работа по развитию саморегуляции у подростков имеет важное значение для их гармоничного становления и успешной адаптации в современном обществе.

Список литературы

  1. Зинченко В.П. Психология саморегуляции: теория и практика. - М.: Психология, 2016. -312 с.

  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 368 с.

  3. Лазарев А.В. Методы арт-терапии в работе с подростками // Современная психология, 2019. - № 3. - С. 45–53.

  4. Смирнова Т.И. Когнитивно-поведенческие техники в формировании саморегуляции у подростков // Вестник психологии, 2021. - Т. 18, № 2. - С. 112–118.

  5. Иванова Е.В. Телесно-ориентированные практики в психокоррекции подростков // Практическая психология, 2020. - № 4. - С. 67–74.



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
12.10.2025
28
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі