Фотография
души
Ситуационный
классный час в 6-м классе (Зачем, о чем и как писать
письмо?)
Рад, что мое письмо
пробудило у тебя целый поток мыслей. Хочется, чтобы это письмо
осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал,
думал над ним.
В.А.Сухомлинский «Письма к сыну»
Цель: воспитание
эстетических, гуманистических, сыновних чувств.
Оборудование: книга
В.А.Сухомлинского «Письма к сыну», раздаточный материал (карточки с
письмами), эпиграф на доске.
Поговорить о «фотографии»,
где мы делимся своими чувствами, размышлениями, горем и радостью,
где запечатлена душа человека.
Но вначале каждого хочу
спросить: — Кто из вас получал письма, писал кому-то?
Приятно ли вам получать письма? (Выступление по кругу).
Итак, зачем писать письма?
Наверное, вы сразу же ответите, чтобы передать какое-нибудь
сообщение или информацию. Верно, с этого все и началось. Хотели,
например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у
них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. С этой
целью они били в барабаны-тамтамы.
Много способов так
называемой переписки придумали люди: вязали разноцветные узелки на
веревках, оформляли букеты цветов.
Прекрасный способ передачи
информации — письмо. Люди писали на глиняных и деревянных
дощечках, на камне, бересте... Много сил потребовалось для того,
чтобы перед вами на стол лег чистый лист бумаги.
Сколько почтальонов
ежедневно разносят письма адресатам! Но всегда ли адресат соблюдает
этикет при получении и чтении письма? Не бывает ли так, как вот в
этой истории? (Инсценировка «Обсудите в группах, какие ошибки
допустил Саша?»).
Сценка: — Саша,
тебе письмо.
Небрежно
берет. — От кого? А, от Юрки! Ладно, еще успею прочитать.
Побегу гулять!
Прошел день, второй, третий.
Саша вспомнил про письмо, когда у него дома были
друзья. — Ой, я забыл про письмо от Юрки! Ну, я вам
рассказывал про пацана из деревни, с которым подружился, когда был
на каникулах у бабушки. Посмотрим, что он пишет. (Разрывает
небрежно конверт и вслух начинает читать письмо).
«Здравствуй, друг Саша! (Ну здравствуй, Юра).
Прошел месяц, как ты уехал из нашей деревни. Без тебя мне стало
скучно. Я успел с тобой подружиться. Я вспоминаю, как мы с тобой
ходили в лес за грибами и ягодами, играли в футбол, купались в
пруду, ловили рыбу. Время очень быстро пролетело. Саша, у нас в
классе появилась новенькая девочка. Я тебе пишу как другу. Она мне
очень понравилась. Я хочу с ней дружить (в сторону, ребятам: «Нет,
вы видали ! Вот жених-то в 6-м классе! Умора!»)
Саша, ты мне обещал прислать
свою фотографию. Я с нетерпением буду ждать твоего письма.
— Во дает! И фотографию
ему прислать! Ладно, пошлю какую-нибудь! Времени только у меня нет.
Побежали в футбол играть!»
Чужие
письма — тайна за семью печатями. Заглянуть в них,
независимо от того, кому они адресованы, — все равно что
подсмотреть в замочную скважину. Наш герой нарушил правила
этикета.
А о чем же писать письма? Я
вам предлагаю прочитать три письма и высказать свое мнение о них.
(Карточки 1, 2).
№1. Здравствуй,
Лена!
Я живу хорошо. А как ты
живешь? Отметки у меня хорошие. А какие у тебя? Здоровье у меня
хорошее. А какое у тебя? Напиши, какая у вас погода. У нас погода
хорошая. Ну все, писать больше нечего. До свидания.
№2. Привет с
Урала!
Здравствуй, Серега! Пишет
Миша. Ты сказал, что пришлешь нам марки. Я сказал, что ты мне
первому пришлешь марки, а Саша говорит, что ты ему пришлешь
первому, а мне пришлешь второму. Ты пришли марки мне первому, а ему
второму. Пусть не задирается. Жду ответа. Миша.
(Работа в
группах) — Итак, ваше мнение об этих письмах.
Вы правильно определили, эти
письма не несут информации. Будь мы вождями какого-нибудь племени,
право, из-за таких сообщений не стоило бить в барабаны или жечь
костры.
Послушайте еще одно письмо.
(Общее задание для всех групп) (К №3)
№3. Здравствуйте, Мария
Васильевна!
«Вот уже месяц я живу в
Киеве. Город мне очень понравился. Он красивый, большой, чистый. В
нем очень много памятников, широких улиц, больших домов. Есть дома
по шестнадцать этажей. Раньше я никогда не каталась на лифте. Мне
очень понравилось, я теперь могу каждый день кататься. Я посылаю
вам открытки с видом города Киева.В школу мне ходить близко. Школа
светлая, просторная, больше нашей. Но наша мне все равно больше
нравится. В ней все какое-то свое. Учителя здесь добрые.Ребята
здесь хорошие. Но мне кажется, что лучше нашего 6-го «Б» на свете
нет. Я очень сильно скучаю по нашему селу, по пруду, по березовой
роще. Мне часто вспоминаются школьные праздники, экскурсии, походы.
Было так весело!Мария Васильевна, я передаю привет всем ребятам
нашего класса. Мама и папа передают Вам привет и ребятам. До
свидания. Лена».
— Понравилось письмо?
Почему?
Главное в этом
письме — не стилистические недочеты. Девочка еще научится
следить за стилем. Главное — рассказала о новом городе,
выразила свои чувства.
Письмо — фотография души. Хорошее
письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли,
настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах,
увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того,
кому мы пишем.
Я передаю вам отрывки из
писем. (Карточки №4, 5).
№4 ...Ребята в этом
году собрались здесь толковые. Мы быстренько организовали
футбольную команду и теперь разъезжаем по всем лагерям с
гастролями. Шефом у нас студент. Сначала мы с ним повоевали за свои
права,теперь пришли к джентльменскому соглашению.
№5 ...В лагере мне
нравится. Кругом лес. Мы с воспитателем ходим за ягодами, часто
купаемся в реке. Не беспокойтесь, пожалуйста, далеко мы не
заплывем. Кормят нас хорошо, часто дают мороженое. В лагере мы
проводим праздники, участвуем в соревнованиях. По бегу я заняла
первое место...
Одно из писем можно написать
маме, папе, бабушке, дедушке, другое — другу или брату,
третье — в редакцию детской газеты или радиопередачи.
Определите, какое именно кому и докажите. (Работа в
группах).
Наверное, ребята, жалующиеся
на то, что они не знают, о чем писать в письмах,
убедились — материала для писем много: повседневная
жизнь, школьные дела, увлечения и занятия, события семейной
жизни.
И еще я вас сегодня хочу
познакомить с одной необычной книгой. Это книга талантливого
педагога Василия Александровича Сухомлинского «Письма к сыну». Я
решила остановиться на первом письме.
Добрый день, дорогой
сын!
Вот ты и ушел из
родительского гнезда — живешь в большом городе, учишься в
вузе, хочешь чувствовать себя самостоятельным человеком. Знаю по
собственному опыту, что, захваченный бурным вихрем новой жизни, ты
мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью и почти не
скучаешь о нас. Это придет позже, когда ты узнаешь
жизнь...
Может быть, прочитав это
письмо, ты захочешь положить его куда-нибудь подальше. Ну что ж,
положи, но только хорошенько запомни куда, в какую книжку ты его
положил, потому что придет такой день, когда ты вспомнишь эти
поучения, скажешь сам себе: а все-таки прав был отец... И тебе надо
будет перечитывать это старое полузабытое письмо. Ты найдешь и
прочитаешь его. Сохрани же его на всю жизнь.
Я тоже сохранил первое
письмо от отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из
родительского гнезда — поступил в педагогический
институт. Был трудный голодный 1933-й. Помню, как провожала меня
мать на вступительные экзамены. В старенький чистый платочек
завязала лепешки, испеченные из картофельной кожуры и отрубей, два
стакана жареной сои — вот и все, что могла мне дать
мама.
Началось мое учение. Трудно,
очень трудно было, появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду
того дня, когда мать передала мне первую хлебину. И рядом с
хлебиной — отцовское письмо, то первое письмо, оно
сохранилось у меня как первая заповедь: «Не забывай, сыну, о хлебе
насущном. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед
твой был крепостным и умер за плугом на ниве...
— Как вы думаете,
ребята, почему из писем я выбрала именно это?
Обобщить все сказанное вами
мне хочется словами В.А.Сухомлинского: «Рад, что мое письмо
пробудило у тебя целый поток мыслей».
Рефлексия: И закончить мне
хочется вашим письмом мне. Напишите, чему мы научились сегодня и
что вам понравилось, не оставило равнодушным.