Материалдар / Фразеологический зверинец в баснях И.А. Крылова
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Фразеологический зверинец в баснях И.А. Крылова

Материал туралы қысқаша түсінік
7-8 сыныптар ғылыми жоба
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Қараша 2020
342
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Средняя общеобразовательная школа №14







Фразеологический зверинец в баснях

И. А. Крылова


Исследовательская работа











Picture 1

Выполнила: Султанова Акерке 7 «Д» класс

Руководитель: Абдиева Н.К.









Мұнайлы 2020


Аннотация


В данной работе представлены результаты изучения фразеологизмов о животных, которые встречаются в баснях Ивана Андреевича и не только в работах Крылова. А также был разработан фразеологический словарь, в котором даётся определение тому или иному фразеологизму. Мы считаем, что данная тема очень актуальна в нынешнее время, когда наши ученики применяют очень скудный словарный запас. Таким образом, фразеологизмы помогут разнообразию речи учеников и расширить их кругозор.



































СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Фразеологизмы

1. 1. Что такое фразеологизмы? ……………………………………...5

1. 2. Происхождение фразеологизмов 6

Глава 2. Фразеологизмы о животных в баснях И.А.Крылова

    1. Краткая биография баснописца 8

    2. Часто встречающиеся фразеологизмы в баснях писателя… 8

Глава 3. Практическая работа… 10

    1. Социологический опрос «Знаем ли мы фразеологизмы?»… 10

    2. Составление фразеологического словаря 14

Заключение 17

Литература 18

Приложение 19

ВВЕДЕНИЕ


Своим научным исследовательским проектом я выбрала тему «Зверинец, в котором живут фразеологизмы». Эта тема для меня очень увлекательна и своеобразна. Фразеологизмы очень интересны своей необычностью и оригинальностью. В первый раз на уроках русского языка, когда мы начали знакомство с устойчивыми выражениями, было ясно, что данная тема уникальна. И после, изучая басни И.А. Крылова, мы снова встретили другие виды фразеологизмов. Нам захотелось как можно больше узнать об этих устойчивых словосочетаниях, употребляемых в баснях И.А. Крылова.

Целью данного исследования является знакомство с удивительным миром фразеологизмов, проанализировать вопросы происхождения и роли фразеологизмов в современной речи.

Для того, чтобы раскрыть цель, я поставила перед собой следующие

задачи:

      1. Познакомиться с историей возникновения фразеологизмов

      2. Выяснить, какова роль фразеологизмов в современной речи

      3. Найти фразеологизмы о животных в баснях И.А. Крылова и составить словарь «Фразеологический зверинец»

      4. Учиться работе в программах Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point для создания презентации по данной теме

Объект исследования: различные фразеологизмы о животных в баснях И.А. Крылова

Предмет исследования: фразеологизмы в русском языке как устойчивые выражения.

Гипотеза: считается, что фразеологизмы обогатят нашу речь, если мы будем внимательно их изучать и запоминать.

Методы исследования: социологический опрос, анкетирование, анализ источников информации, обобщение полученных данных.

Для того, чтобы проверить свои предположения, мы составили план исследования:

  1. Найти и изучить в литературе и в интернете информацию о происхождении фразеологизмов и их роли в современной речи.

  2. Провести анкетирование у одноклассников, чтобы узнать о значении фразеологизмов.

  3. Проанализировать собранную информацию о фразеологизмах.

  4. Выполнить презентацию по собранному материалу.

  5. Участвовать в проведении урока с использованием презентации.

Глава 1. Фразеологизмы

    1. Что такое фразеологизмы?



Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).[5,120]

Фразеологизм (от. греч. “фразис” - выражение) – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизмы (фразеологические обороты, сочетания, выражения) часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, у которых нет автора.

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа:

«белая ворона», «стреляный воробей»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы суметь придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Изучение фразеологии – это внешний этап овладения языком и поэтому даётся этот этап нелегко. Каждый фразеологизм имеет своё значение. Дело в том, что во фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм. Должны понимать образную основу, заложенную в нём; какие оттенки он содержит, какую окраску он имеет.







    1. Происхождение фразеологизмов


По сути своего происхождения фразеологизмы русского языка делятся на исконно русские и заимствованные. [2,14]

Источники исконно русских фразеологизмов:

  • ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян, /эти фразеологизмы восходят к следующему обычаю древних славян: людей, подозреваемых в преступлениях, подвергали испытанию огнём и водой; об этих испытаниях сохранили в языке названные выражения/;

  • богатый источник русской фразеологии – устное народное творчество;

  • из пословиц и поговорок;

  • профессиональная речь ремесленников также является важнейшим источником русской фразеологии;

  • в русской фразеологии нашли свое отражение различные детали русского быта;

  • из русских игр;

  • известное количество устойчивых сочетании восходит к литературным источникам;

Источники заимствованных фразеологизмов.

Заимствованные фразеологизмы - это устойчивые сочетания, пришедшие в русский язык из других языков.

Можно выделить две группы заимствованных фразеологизмов: заимствования из славянских языков и заимствования из неславянских языков.

Заимствования из славянских языков:

  • выражения, взятые из библейско-евангелических текстов, переведённых на старославянский язык;

Пришедшие в русский язык из других языков:

  • выражения из древнегреческой мифологии;

  • пришедшие из западно-европейских языков и литературы.

Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо ярче, точнее, эмоциональнее. [3,36]

Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.


























Глава 2. Фразеологизмы о животных в баснях И.А. Крылова

    1. Краткая биография баснописца



Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Она его не баловала: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына,

следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. [3,45]

Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды: Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени. Иван Андреевич владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.




    1. Часто встречающиеся фразеологизмы о животных в баснях писателя


И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. В то время об этом говорить было нельзя. Через образы животных писатель высмеивал человеческие недостатки.

Например, выражение из басни И. А. Крылова «Кот и повар» (1813). В басне повар укоряет кота Ваську за то, что тот ворует пищу на кухне. Васька же, слушая укоры повара, спокойно продолжает есть украденного цыпленка.

А Васька слушает да ест – так говорят о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает выполнять свое дело.

Помимо этого, одно из известных выражений из басни И. А. Крылова «Ворона». Ворона, которая утыкала себе хвост павлиньими перьями, была уверена в том, что ее примут за сестру Пав. Но Павы ощипали ее так, что на ней не осталось даже и ее перьев. Ворона

кинулась к своим, но те не узнали ее. И кончилась ее затея тем, что от Ворон она отстала, а к Павам так и не пристала. [6,24]

Ворона в павлиньих перьях – так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть всякую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

Н.В. Гоголь сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми персонажами Крылова. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе – музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. [5,56]















Глава 3. Практическая работа

1.1. Социологический опрос «Фразеологизмы»

Я провела опрос среди своих одноклассников на тему «Фразеологизмы». Интересно было узнать, что знают об устойчивых выражениях наши школьники.

Были подготовлены следующие вопросы:

1.Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? 2.Для чего нужны фразеологизмы?

  1. Какие фразеологизмы о животных вы знаете?

Всего в соцопросе приняло участие 27 учеников. После обработки данных была составлена диаграмма.




В результате анализа данных выяснилось, что наиболее употребляемыми фразеологизмами у учащихся являются: «Не всё коту масленица», «Как белка в колесе», «Делать из мухи слона», «Медвежья услуга», «Грязный как свинья», «Гоняться за двумя зайцами», «Как кот наплакал», «Собачий холод».

Вспомнить хотя бы один фразеологизм смогли всего 42% обучающихся. Знают, что такое фразеологизмы всего лишь 28,9% обучающихся. Лишь 7,24% обучающихся знают для чего нужны фразеологизмы. Затруднились ответить на наши вопросы 21,86% обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках русского языка и литературы изучению фразеологизмов уделяется мало внимания. А ведь они выражают сущность довольно сложных явлений, делают речь более яркой и экспрессивной.

Несомненно, фразеологических оборотов в русском языке преогромное количество. В этом можно убедиться, открыв любой фразеологический словарь.

Мне стало интересно, какие самые распространенные обороты у сверстников. Для этого был проведен следующий опрос среди учащихся 7 классов. Им предлагалось выбрать из списка (см. ниже) понятные им обороты и те, которыми они часто используют в речи, а также те, которые они когда- либо слышали.

Предложенные фразеологические обороты:

    • Алые паруса

    • Без царя в голове

    • Волосы дыбом

    • Бездонная бочка

    • Всё трын-трава

    • Вызвать фурор

    • Переть на рожон

    • Задеть за живое

    • Вверх тормашками

    • Нужда заставит калачи есть

    • Точить лясы

    • Тертый калач

    • Щекотливое дело

    • Язык не поворачивается

    • Выводить на чистую воду

    • Бить баклуши

    • После дождичка в четверг

    • Шиворот-навыворот

    • Не ко двору

    • Семи пядей во лбу

    • Язык без костей

    • Чтоб тебе пусто было

    • Спасите наши души

    • Потерпеть фиаско

В результате анализа был выделен список тех фразеологических оборотов, которые были выбраны чаще остальных (больше половины опрошенных) и значение которых учащиеся понимают:

  • Волосы дыбом

  • Вверх тормашками

  • Выводить на чистую воду

  • Шиворот на выворот

  • Бить баклуши

  • Не ко двору

Следует так же отметить, что многие обороты учащиеся слышали, но не знают их значения. А вот список тех фразеологизмов, которые учащиеся выбрали наименьшее количество (менее 10-ти человек):

  • Переть на рожон

  • Точить лясы

  • После дождика в четверг

Таким образом мы пришли к выводу, что многие учащиеся слышали крылатые фразы, но не знают их значения, а некоторые из них вовсе никогда не слышали. Поэтому стоит задуматься о развитии словарного запаса за счет крылатых слов.

Выясняем, что знают учащиеся 7 классов о фразеологических оборотах и знают ли они их значение. Для этого была разработана анкета. (см. приложение)

Самое большое затруднение вызвало как раз вторая часть задания. Оказалось, что большинство учащихся не знакомы с данными фразеологизмами.

Вот результаты этого задания:




На вопрос «Для чего нужны фразеологизмы?» 90% затруднились ответить; 7% ответило, что они не нужны и 3% вспомнило, что фразеологизмы позволяют более образно и точно передать свои чувства и мысли (см. в таблицу).

О пользе Интернета как источнике новых фразеологических оборотов рассказали 35% учеников, у 3% в этой роли выступают книги. Однако большинство (62%) называют источником знаний самых близких людей – родителей.

3.2 Составление фразеологического словаря



Мы прочитали басни И.А. Крылова и в результате проделанной работы составили словарь « Фразеологический зверинец».

В него вошло 30 фразеологизмов о животных и птицах. К каждому фразеологизму дано значение.

Мы надеемся, что благодаря Ивану Андреевичу мы сможем стать лучше, а наша работа принесет пользу школьникам.


Словарь «Фразеологический зверинец»


Название

басни

Фразеологизм

Значение

фразеологизма


  1. «Кот и повар»


«А Васька слушает да ест»

О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с

говорящим и продолжает



  1. «Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не

годитесь»

Каждый должен заниматься своим делом.



«Кто в лес кто по дрова»

Бестолково, вразброд, (пение недружное, маршировка вразброд)


  1. «Щука и кот»

«Беда, коль пироги начнет печи

сапожник, а сапоги

тачать пирожник»


Каждый должен заниматься своим делом.


578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!