Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Герои Казахстана
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Классный час «Героические подвиги казахского народа. Казахстан в годы ВОВ»
Ценность национальный интерес - бережно относиться к национальному наследию, прославлять национальную культуру
Цель:
- обогащение знаний школьников об истории нашей Родины;
- ознакомление с эпизодами из жизни и подвигом Маншук Маметовой, осмысление подвига;
- формирование понятия «память сердца», воздействие на чувства детей.
Ход классного часа
-
Вступительная часть.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с историей одного подвига, подвига одного человека. И не только с подвигом, а и с эпизодами из жизни этого человека до подвига, чтобы постараться понять, что его привело к этому подвигу.
-
Рассказ о жизни и подвиге Маншук Маметовой.
Я расскажу вам о жизни и подвиге казахской девушки – Маншук Маметовой.
В октябре 1922 года в казахском ауле в семье Маметовых родилась дочь, она была третьим ребенком. Назвали ее Мансия. Девочка росла шустрым ребенком, родители называли ее Моншак – бусинка. Вот и закрепилось за ней имя, которое на русский лад звучало как Маншук. Когда ей исполнилось 5 лет, к родителям приехали родственники из Саратова, студенты университета Ахмет и Амина Маметовы. Ахмет – будущий врач, Амина – филолог. Своих детей у них не было. Амина, видя сходство девочки со своим мужем, предложила ему попросить разрешение на удочерение у ее родителей. Маншук была их единственной дочерью после двух братьев, но родители, понимая, что в ауле в условиях нищеты и голода ничего хорошего ее не ждет, решились отдать дочь молодоженам, которые смогут дать ей хорошее воспитание и образование.
С приемными родителями девочка уезжает сначала в Саратов, затем молодых специалистов переводят в Уральск.
Родственники растили девочку, как родную. Жили они в половине частного дома. Маншук хорошо училась в школе. Учеба девочке давалась легко, тем более что свое влияние на нее оказывали высокообразованные приемные родители.
Маншук с детства мечтала побывать в Москве, на главной площади страны. Но обстоятельства не позволяли осуществиться этой мечте. Тогда девочка, глядя на картинки в учебниках, вышила на белом полотне Красную площадь в Москве.
В 1934 году Маметовых пригласили на работу в Алма-Ату, Но перед отъездом они едут на малую родину Маншук. В это время здесь проходили скачки среди молодежи. Маншук решает принять участие в них, хотя других девочек в команде не было. Более того, она росла в городе и на лошадях, как аульные дети, каждый день не скакала. Девочка заняла первое место и получила в награду плетку с надписью «Маншук. 1934».
Жизнь в Алма-Ате для семьи обернулась настоящей трагедией. В 1937 году врач, директор научно-исследовательского института Ахмет Маметов был репрессирован и расстрелян. Девушка решает идти по стопам приемного отца и стать врачом. Она, не зная, что отца уже нет в живых, пишет во все инстанции с просьбой освободить его.
В 1940 году Маншук поступила в Алма-Атинский мединститут. Студентам всегда нужны деньги - и Маншук подрабатывала. Стала секретаршей при правительстве Казахской республики. Получается, что наравне с медицинской перед ней открывалась и прекрасная карьера во власти.
Но началась Великая Отечественная война. Как вы думаете, ребята, могла бы она не идти на войну? (ответы детей). Она, работая при правительстве, не воспользовалась возможностью не воевать, а, наоборот, не задумываясь, попросилась на фронт. Маметову зачисляют в сотую стрелковую дивизию, сформированную в Алма-Ате.
Военную присягу Маншук принимала в сентябре 1942 года. Однополчане вспоминали слова клятвы маленькой девушки, похожей на подростка: «Я дочь казахского народа. На фронт пришла добровольно. Клянусь казахскому народу, что рука об руку с русскими, украинцами, белорусами, киргизами, узбеками и другими братьями и сестрами буду беспощадно мстить фашистам за все зверства и злодеяния. Клянусь сражаться до последней капли крови!».
Симпатичную маленькую казашку сначала попытались пристроить в штаб писарем. Однако она была слишком хорошо подготовлена по медицинской части - и добилась перевода медсестрой в полевой госпиталь.
Но лечить раненых солдат ей было мало. Она хотела уничтожать врагов. Решив стать пулеметчицей, Маншук сразу же взялась за изучение пулемета. Вскоре девушку перевели в стрелковую часть и присвоили ей звание старшего сержанта. Так начались фронтовые будни молодой казашки. В разведке и в бою Маншук неизменно была впереди. Ее товарищи — опытные воины — изумлялись выдержке, с которой переносила трудности походной жизни эта маленькая жизнерадостная девушка. В самые тяжелые минуты она умела подбодрить боевых друзей веселой шуткой, ласковым словом, воодушевить своей верой в победу.
15 октября 1943 года войска Калининского фронта вели тяжелейшие бои, пытаясь освободить город Невель Псковской области. Атаки переходили в контратаки, обороняющиеся вдруг становились атакующими, чтобы через полчаса снова стать обороняющимися.
Тягать в таких условиях туда-сюда очень тяжелый пулемет (требующий в дополнение к своему весу большое количество патронных лент и запаса воды) - это уже подвиг.
Пулеметов у подразделения, захватившего господствующую над окрестностями высотку, было три. Но в тяжелейшем бою настал момент, когда из трёх расчётов боеспособным остался только один наводчик - Маншук Маметова. И пулемёт остался тоже только один. Фашисты подвергли ее пулемет яростному минометному обстрелу. Пулемет отбросило в сторону, девушка потеряла сознание, осколком ее ранило в голову. Этим хотели воспользоваться гитлеровцы и ринулись в атаку. Но Маншук пришла в себя. Потеря крови и мучительная боль не сломили мужественную пулеметчицу. Она подползла к пулемету, установила его и через несколько секунд меткими очередями заставила врагов отступить. Маншук продолжала бой до последнего дыхания, до последней капли крови.
В этом бою Маншук Маметова расстреляла как минимум 70 немцев. После боя её нашли - истёкшей кровью после тяжёлого ранения осколком в голову, мёртвой хваткой сжимавшей рукоятки своего пулемета.
Приемная мама получила от однополчан Маншук такое письмо: «Уважаемая Маметова Амина! С глубоким чувством скорби извещаем вас о героической смерти вашей дочери, отважной пулеметчицы, старшего сержанта Маметовой Маншук. Боевая жизнь славной дочери казахского народа Маметовой может служить бессмертным образцом любви и преданности к нашей Родине.
Товарищ Маметова, добровольно приехав на фронт, с исключительным упорством овладела станковым пулеметом «Максим» и до последней минуты своей жизни истребляла из него фашистских палачей.
Мы все свято чтим боевые традиции пламенной патриотки нашей Родины и будем помнить её, как храбрую героиню Великой Отечественной войны…
Для увековечивания памяти М. Маметовой в городе Невель улица Приамурская переименована в улицу пулеметчицы-казашки М. Маметовой и переулок Трофейный - в переулок М. Маметовой. За героические подвиги товарищ Маметова представлена к посмертной награде - ордену Отечественной войны 1 степени.
С фронтовым приветом боевые товарищи Маншук».
Сильной, самоотверженной и смелой, истинной патриоткой, которая защищала Родину в буквальном смысле до последнего вздоха - такой она осталась в памяти однополчан, и в памяти последующих поколений.
За мужество и героизм пулеметчице Маншук Маметовой Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 1 марта 1944 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
-
Заключительная беседа.
Да, ребята, наша страна свято чтит своих героев, сохраняя историческую память - память об исторических событиях. Но в настоящее время некоторые недоброжелатели, не желающие видеть Россию сильной страной, хотят если не уничтожить, то хотя бы изменить историческую память, приуменьшив роль России в Великой Победе. Что мы можем этому противопоставить? (ответы детей). Конечно, знание истории, нашу любовь к Родине, уважительное и трепетное отношение к реликвиям той войны, к подвигу нашего народа в этой войне. Историческую память невозможно изменить, если сохранить память сердца – наши чувства, наши переживания.
Как вы думаете, какие черты характера позволили Маншук Маметовой совершить подвиг?
А что испытывали вы, слушая рассказ о подвиге Маншук? (ответы детей).
Я искренне желаю, чтобы наш классный час оставил след в памяти вашего сердца.