Материалдар / Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок"

Материал туралы қысқаша түсінік
Литературное чтение. Знакомство с произведением Г.Х.Андерсена
Авторы:
06 Маусым 2023
248
6 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: «Гадкий утёнок»

Х.К.Андерсен

Цель урока: расширить представление учащихся о литературной сказке

Задачи:

  1. Показать особенности творческой индивидуальности Х.К.Андерсена.

  2. Развить навыки выразительного чтения, умения сравнивать, анализировать,

обобщать; развитие коммуникативной речи учащихся.

  1. Воспитание уважения друг к другу, научить видеть за серой внешностью величие и благородство души.

Тип урока: комбинированный

Методы: интерактивный (обобщение, слайды), словесный – наглядный (слово учителя, беседа )

Наглядность: выставка книг Х.К.Андерсена, портрет сказочника, иллюстрации

Оборудование: интерактивная доска (презентация), магнитофон

Музыкальное сопровождение «Вальс - фантазия» М.И.Глинки.



Ход урока


  1. Организационный момент урока.

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.

Психологический настрой.

У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли гости. Но прежде чем начнем урок, давайте, создадим в классе благоприятную атмосферу.

Для этого попрошу всех присутствующих повернуться лицом к друг другу, взяться за руки, закрыть глаза и про себя пожелать друг другу самые лучшие пожелания.

Сообщение темы и цели урока: (слайд с названием темы)

Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча с великим сказочником мира Х.К.Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утёнок».Сегодня на уроке мы расширим понятие о литературной сказке, познакомимся с биографией сказочника, проследим за действиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

  1. Введение в тему урока ( звучит вальс). Вступительное слово учителя:

В мире много сказок Пусть герои сказок

Грустных и смешных Дарят нам тепло

И прожить на свете Пусть добро навеки

Нам нельзя без них побеждает зло.

1

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках «Вальса – фантазии » М.Глинки, который вы только что услышали.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты». Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

И, конечно же, нам нужны сказки. Рядом на книжной полке со сказками А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Е.Шварца находятся сказки великого сказочника мира Ханса Кристиана Андерсена.

Удивительна биография сказочника – сына бедного ремесленника, ставшего всемирно известным писателем.

(слайд – фотография писателя)

3. Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К.Андерсене (рассказ учащихся).

1-ученик: На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется ещё один силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. Это полуостров, только совсем небольшой, и называется он Ютландия. Полуостров слегка выдвинут на север между Северным и Балтийским морями, к востоку от него сгруппированы пятна крупных и мелких островов с самыми неожиданными контурами. Вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия. Вот слегка вытянутый, похожий на кошачью лапу, остров Фюн.

Это – Дания, маленькая скандинавская страна на севере Европы. Столица Дании – Копенгаген. Из Копенгагенского порта морем можно добраться до небольшого острова Фюн. Там, в городе Оденсе родился Андерсен.

(слайд « Карта Дании»)

2-ученик: Здесь же в Оденсе, на улице Мункемёлле, есть один домик, в котором живёт память о сказочнике. Там прошло его детство. Сейчас комната с двумя выходящими на улицу пуста, и только на стенах развешены рисунки с видами Оденсе того времени.

(слайд «Дом – музей)»

3-ученик: Х.К.Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалась в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсена была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.


2

4-ученик: Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельней (богадельня – дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по – своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя., старушкам. А те только охали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умён.

5-ученик: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережённые гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки.

В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своём стихотворении сам Андерсен:

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…»

Учитель: Всемирную славу Андерсену принесли его сказки и истории, написанные с 1835 по 1872 год. Первый его сборник «Сказки, рассказанные детям» был напечатан небольшим тиражом на дешевой бумаге под Рождество в 1835г. С этого все и началось. Будто по взмаху волшебной палочки жизнь Андерсена начала меняться, превращаясь в сказочный калейдоскоп.

Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя – это Золотая медаль Х.К.Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

По сказкам Андерсена были созданы фильмы и выпущены мультфильмы. А известный российский кинорежиссёр Э.Рязанов снял фильм о жизни Андерсена, который называется «Андерсен. Жизнь без любви».

Всего за свою жизнь Андерсен написал около 150 сказок. Вот только некоторые из них ( показ книг из выставки и слайда)

Названия, каких сказок вы сможете добавить к этим сказкам?

Каждая сказка Андерсена сопровождается иллюстрациями

Первым иллюстратором сказок Андерсена был датский художник Вильгельм Педерсен. В 1845г. он нарисовал иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок». ( слайд - фотография иллюстратора, иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок» )

3

Эпиграфом урока будут слова из сказки «Ничуть не похож на остальных!»

4. Проверка опережающего домашнего задания (было задано прочитать полный текст сказки, знать её содержание).

Класс разделён на 3 группы. Каждая группа получает задание: пересказать содержание сказки:

1-я группа – 1 и 2 глава,

2-я группа – 3 и 4 глава,

3-я группа - 5 и 6 глава

5. Анализ по содержанию сказки.

- Как выглядел утёнок, который вылупился последним?

Почему утка подумала, что это индюшонок?

- Куда повела утка своих утят? Как приняли птицы утят?

- Почему утёнок не понравился?

- Что даёт право утке – иностранке выносить приговор окружающим?

- Чем продиктовано желание старой утки «переделать» птенца? Зачем ей это нужно?

- Опишите птичий двор. Похожи ли птицы на людей?

- Как вы думаете, что чувствовал утёнок, когда его дразнили, клевали, толкали?

- Почему утёнок не остался в избушке, а решил идти бродить «по белу свету»?

- Почему курочке непонятно желание утёнка?

- Ответьте, пожалуйста, есть ли у разных существ, право по-разному смотреть на мир, по–разному думать? Способны ли мы видеть мир огромным и разноликим? Не навязываем ли мы друг другу своё видение мира?

Вызывает ли у вас сочувствие к гадкому утёнку, страдание, которого вызваны прежде всего тем, что он не похож на других?

Испытание за испытанием – так построена сказка.

Идея испытания не нова в сказках. Вспомните героев сказок, которые прошли через испытания.

Учащиеся называют героев сказок.

- Но все тяжкие испытания пришлись на долю старших, а этот утёнок, считающий себя безобразным, совсем малыш. «Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы»- пишет автор сказки.

  • Как же заканчивается эта сказка?

  • - Что хотел сказать автор этой историей?

Учитель: Хочу процитировать слова автора, которые стали крылатыми: «Не беда, что ты появился в утином дворе, если только лежал в лебедином яйце!».

- Что нужно, ребята, чтобы из гадкого утёнка превратиться в прекрасного лебедя?

Учитель: Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утёнке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

6. Викторина «Кто и когда произносил эти слова?»

- «Ах, как велик мир!».

- «Ты такой смешной урод, что право, нравишься нам!».

- «Неси– ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!».

  • «Мы и весь свет!».

  • 4

  • «Славные у тебя детки!»

- «Хорошо бы его переделать!».

- «Селезню красота не так уж нужна».

7. Подведение итогов урока.

Составляется кластер:

Чему учит сказка Андерсена?

Не судить никого Не завидовать

Быть терпеливым Понять того, кто рядом

Уважать того, кто не похож совсем на тебя

Видеть величие души Познавать красоту жизни

Вспомните цели, которые я поставила перед вами вначале урока? Достиг ли мы её?Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы сейчас можете объяснить этот эпиграф?

Поднимите руку те, кому захотелось прочитать сказки Андерсена?

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Вы все были активными, проявили ум. И вы заслуживаете благодарности. В благодарность я вас награжу завтра просмотром фильма «Гадкий утёнок» в нашем актовом зале .

А сейчас ваши оценки за урок.

8. Выставление оценок (при ответах я раздаю жетоны: красный, зелёный, жёлтый, которые означают соответственно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

9. Домашнее задание: в учебнике на странице 53 прочитать сказку «Конёк - Горбунок», знать её содержание.

1 группе даётся задание творческого характера- написать эссе «Уроки сказки Андерсена ».

Рефлексия: Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем вам добра.

И урок заканчивать пора.

До свидания!




















5

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!