Материалдар / гимназиялық сағаты
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

гимназиялық сағаты

Материал туралы қысқаша түсінік
орыс тілі муғалімдеріне
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Маусым 2018
397
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: Виды сочинений. Этапы работы над сочинением

Цель:- разобраться в структуре сочинений различных видов: сочинений-описаний, сочинений-повествований, сочинений - рассуждений;

- ознакомить учащихся с основными этапами работы над сочинением

Наглядный материал: презентация

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

1. Организационный момент (подведение к теме)

Слайд 1
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично…Важно не то, чтобы дети бойко и без ошибки, по старой или новой системе, классифицировали слова, а важно то, чтобы дети сами подмечали существующие в языке категории, вдумывались в слова, в их смысл и связи.Я знаю, что думать трудно, и тем не менее думать надо и надо бояться схоластики, шаблона, которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз, как мысль наша слабеет.» 


2. Изучение новой темы

Слайд 2
( Л.В.Щерба) 

Слайд 3
Сочинение- 

Слайд 4
это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.Изложение учит правильно передавать своими словами чужие мысли, а сочинение – правильно излагать собственные мысли. 

Слайд 5
С чего начинать работу над сочинением? 

Слайд 6
Продумайте название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.2. Сформулируйте, выразите основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?»3. Определите жанр (тип) своего сочинения (сочинение - описание, повествование, рассуждение). Решите вопрос о стиле речи.4. Соберите материал для сочинения.5. Составьте план. Обратите внимание на соразмерность частей. 

Слайд 7
Сочинение- 

Слайд 8
это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам. 

Слайд 9
Правила написания сочинений 

Слайд 10
Заголовок.Любое сочинение должно иметь название. Тексты без заголовка называются «текстами ни о чём». Заголовок должен быть ёмким, т.е. отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким. 

Слайд 11
Заголовок – окошко для взгляда вперёд.Посмотри и подумай: что тебя ждёт?Заголовок – это не просто слова;Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко) 

Слайд 12
2. Эпиграф 

Слайд 13
Украшением сочинения может стать эпиграф. Подобранный точно и к месту, он поможет настроится на определённый эмоциональный лад. Укажет на идею сочинения, уточнит и углубит её. 

Слайд 14
3. Вступление 

Слайд 15
Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведите его к теме постепенно. Помните, что вступление – это лицо сочинения. 

Слайд 16
Начать вступление можно по -разному: 

Слайд 17
с вопроса к читателю («А знаете ли вы, что…»); с определения («Дружба - это…»); с обычного утверждения («Я хочу вам рассказать о …») и т.д. 

Слайд 18
4. Основная часть 

Слайд 19
От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов. В этих тезисах надо полостью раскрыть идею, главную мысль.Из одного тезиса должен вытекать другой. 

Слайд 20
Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой. Для этого используйте в своих предложениях словосочетания: «не только, но и …», «поэтому»; «за это я его»; «этим он мне» и т.д. 

Слайд 21
Средства связи предложений в тексте 

Слайд 22
Синонимы, повторяющиеся слова,заменяющие их местоимения – это примеры средств связи предложений в тексте. Они употребляются как при последовательном, так и при параллельном способе связи предложений. 

Слайд 23
Все три средства связи: повтор, синонимы, местоимения - можно встретить во всех стилях речи. Однако в научном и деловом стилях чаще всего используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Синонимы обычно встречаются в художественном стиле и особенно характерны для публицистики (для газетных текстов). Местоимения же широко используются во всех стилях речи. 

Слайд 24
5. Заключение 

Слайд 25
Теперь осталось, казалось бы, самое лёгкое – написать заключение. На самом деле всё не так просто.В заключении нужно подвести итог всему написанному, сделать вывод. 

Слайд 26
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ 

Слайд 27
Сочинение ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ТЕМЕ, РАСКРЫВАТЬ ЕЁ.Текст должен быть содержательным и лаконичным, грамотным, без ошибок, выдержанным в одном стиле.Повествование должно быть оригинальным и выразительным.В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.Изложение мыслей в сочинении должно быть последовательным. 

Слайд 28
Подсказки 

Слайд 29
Помните о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного короче основной части). 

Слайд 30
Следите за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу. Чтобы переходы от одной части к другой были плавными. 

Слайд 31
Чтобы доказать своё мнение, иллюстрируй цитатой каждое своё наблюдение, мысль. 

Слайд 32
Различают несколько видов (типов) сочинений: 

Слайд 33
Сочинение - описание Сочинение – повествование Сочинение – рассуждение 

Слайд 34
Сочинение - описание - 

Слайд 35
это текст, в котором названы признаки предмета (человека, животного). Описание отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста - описания нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения с чем – либо. Поэтому в нём используются слова: как будто, как, словно, похож на и т.д. 

Слайд 36
В описании нет действия, движения. Описание даётся для того, чтобы читатель (слушатель) смог увидеть то, что видели вы; чтобы читатель испытал те же чувства, что испытывали вы. 

Слайд 37
Описание должно быть взволнованным, изображение красочным.Признаки предмета (человека, животного) бывают разные. Это размер, форма, цвет, вкус запах, возраст, черты характера, внешний вид. В описании, как правило, говорится об основных признаках. 

Слайд 38
План сочинения – описания 

Слайд 39
Представление предмета (человека, животного).Основные признаки предмета (человека, животного).Твоя оценка, твоё отношение к предмету (человеку, животному).Твоё заключение, вывод. 

Слайд 40
Сочинение – повествование 

Слайд 41
отвечает на вопросы: кто? что делал? где? когда? как? Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, ещё, уже и т.д. 

Слайд 42
Главная особенность повествования - 

Слайд 43
сообщение о развивающихся действиях и об их завершении, поэтому в повествовании много глаголов. 

Слайд 44
План сочинения – повествования 

Слайд 45
План сочинения – повествования такой же, как сюжет художественного произведения. 

Слайд 46
И план сочинения, и сюжет художественного произведения состоят из следующих частей: 

Слайд 47
Вступление (место, время действия).Начало действия, его развитие– завязка (поступки героев и границы этих поступков).Кульминация действия (самый напряжённый момент сюжета).Заключение (развязка). 

Слайд 48
Сюжет 

Слайд 49
Кульминация Вступление Завязка Развязка 

Слайд 50
Сочинение – рассуждение – 

Слайд 51
это текст, в котором даётся объяснение какому – либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которое отвечает сочинение – рассуждение. 

Слайд 52
В таком сочинении обычно используются слова: во – первых; во - вторых; так, как; поэтому; ведь; потому что; значит; кроме того; следовательно; итак и т.д. 

3. Итоги урока



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!