Материалдар / Глаголы. Морфологический разбор глаголов. Употребление глаголов в речи.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Глаголы. Морфологический разбор глаголов. Употребление глаголов в речи.

Материал туралы қысқаша түсінік
Тема урока: Глаголы. Морфологический разбор глаголов. Употребление глаголов в речи. Цели урока: Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала. Цели урока: Обучающая – обобщение и систематизация знаний о глаголе как о части речи: повторение грамматических признаков глагола (вид, наклонение, спряжение; время, род, число). Закрепление умения логически рассуждать на грамматическую тему. Развивающая - Развивать умения правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, различать глаголы ед. и м
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Мамыр 2018
578
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Восточно Казахстанская область

г.Семей

Учреждение «Гуманитарно-экономический колледж»

Сарсенбинова Бакытгуль Досымхановна

Учитель русского языка и литературы




Тема урока:  Глаголы. Морфологический разбор глаголов. Употребление глаголов в речи.

Цели урока: Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала.


Цели урока:

Обучающая – обобщение и систематизация знаний о глаголе как о части речи: повторение грамматических признаков глагола (вид, наклонение, спряжение; время, род, число). Закрепление умения логически рассуждать на грамматическую тему.

Развивающая - Развивать умения правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, различать глаголы ед. и мн.ч., тренировать умения распознавать глаголы в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. Наблюдение за выразительным использованием глаголов в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, работа по сплочению коллектива.

Оборудование:

  1. персональный компьютер;

  2. мультимедийный проектор.

  3. программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация;

  4. индивидуальные карточки для каждого ученика.


Структура урока:

  1. разъяснение целей урока;

  2. актуализация опорных знаний;

  3. выполнение специально подобранных заданий;

  4. подведение общих итогов.

  1. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.


  1. Ход урока

  1. Вступление


Глагол–это весенняя часть речи, Она заставит действовать нас всех,
Читать, писать, играть – и обеспечит. В конце урока непременно нас ждет успех.

1. А вы знаете, что глаголы очень частые гости русского языка. Если существительных – 40%, то глаголы почти не уступают, их – 35%. В описании или рассказе мы не можем не использовать глаголы. Так давайте вспомним, что это такое «глагол»? Дети по очереди дают свое видение понятия «глагол», свою трактовку. На какие вопросы отвечает, какая часть речи, привести примеры. Учитель, в завершении, дает свою формулировку понятия. Записать в тетрадях.

2. Поделить класс на четыре группы. Раздать карточки с заданием. Правильно вписать недостающие буквы в слова-глаголы – (сп..шить, гр..шить, се..ть, ве..ть, сл..шать, ст..кать, пл..кать, ду..т, вяж..т, по..т) и т.д.

3. Правильно написать слова – слитно или раздельно, комментировать – (не)навидеть, (не)донесла, (не)годовать, (не)пускать, (не)было, (не)знал, (не)принесло, (не)доумевать

4. На отдельно стоящем столе находятся карточки с другим заданием. На каждой карточке написаны темы. Карточки лежат на столе рубашкой вверх, а лицом вниз. Каждая команда выбирает себе по две карточки. На отдельных листах описывают тему, а также приводят примеры. По два-три примера.

· Не с глаголами. Правописание –тся, – ться. Гласная буква перед суффиксом – л – в прошедшем времени.

Беседа по вопросам.

Вспомните, на какие вопросы отвечает глагол?

Как изменяется глагол?

Выполнение упражнения

Изменение глагола по лицам и числам.

Учащиеся вспоминают спряжение глагола, повторяют личные окончания.

· Задание. Поставьте глаголы в заданных формах.

Лететь, дышать, гореть – 2л. мн.ч.; 3л. ед.ч.

Купаться, валяться – 1л. мн.ч.; 2л. ед.ч.

Можно ли по личным окончаниям глагола определить спряжение? (Можно, если оно под ударением.)

Работа с учебником.

1. Выполнение упражнения, взаимопроверка.

2. Выполнение упражнения (устно) при помощи вспомогательных карточек (блоков).

Определение спряжения глаголов.

· Задание. Записать глаголы, определить спряжение.

Строить, дышать, гнать, брить, стелить, гореть, спать, катать, смотреть, тереть, жечь, будить, ждать, войти, позвонить, сшить, возвратить.

Работа с текстом.

 Задание. Определите, словами какой части речи являются сказуемые в предложениях, а также попробуйте определить форму этого слова.

Бал на реке

Желтые лилии раскрываются с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. (М. Пришвин.)


         

· Безударные личные окончания глаголов І и ІІ спряжения

5. Переписать в тетрадь, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки

· За один раз дерева (не) сруб..ш..

· Наперед (не) знаешь, где найдеш.., где потеря..ш..

· За двумя зайцами погон..ш..ся, ни одного не пойма..ш..

· Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.

· Лодырю всегда (не)здоров..т..ся.

6. Задание на дом: в самостоятельно выбранном тексте найти и выписать все глаголы в столик, напротив каждого написать вопрос, на который отвечает данный глагол.

7. Придумать и записать по пять глаголов І и ІІ спряжений.



  • Допишите сказуемые по вопросам.

Студенты не забывали старого учителя. Матери прислали мальчиков помочь в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить кадку водой.

Один мальчик выбрал прочное ведро. Другой снял игрушечное ведерко. Много раз мальчики ходили к колодцу. Учитель позвал мальчиков.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте вопросы к сказуемым. 1) Я никогда не забываю делать домашние задания. Я не забыла тетрадь дома.2) Мы долго разговаривали по телефону. Сегодня я поговорила с подругой. 3) Ребята смотрели интересную передачу по телевизору. Сегодня они посмотрели выступления юных танцоров

Распределите глаголы по наклонениям.

Встречай, разбежаться, сходил бы, пусть принесет, пусть принесет,

Да выглянет, выучил бы, работаю и т. д.

Вставь пропущенные буквы

Прежде всего вымойте и вытр…те руки. Только после того как вытр…те их насухо, пр…ступайте к главному. Выб…р…те что вы хотите пр…готовить себе на ужин. Когда выб…р…те, начинайте действовать. Выл…ж…те из холодильника нужные продукты. Поста….те к…стрюлю на огонь, почист…те овощи. Нареж….е хлеб. Пока реж…те мож…те немного подкрепи….ся. Если чу….тво голода не проход…т, продолж…те работу.

Отметьте глагол

  1. острый

  2. острить

  3. острота

  4. остренький

  5. остро

  6. заострившийся

  7. остёр

  8. острее

Укажите глагол в неопределённой форме

  1. завоевал

  2. завоёвывают

  3. закружить

  4. кружит

  5. побеждают

  6. закружится

  7. победили

  8. кружил

  9. окружают

  10. окружил

Отметьте глагол в форме настоящего времени

  1. учился

  2. учится

  3. учились

  4. учиться

  5. учился бы

  6. буду учиться

  7. обучался

  8. выучился

  9. выучиться

  10. обучиться


Отметьте глагол в форме прошедшего времени

  1. позвать

  2. позвал

  3. позови

  4. позову

  5. зову

  6. не зовётся

  7. буду звать

  8. звать

  9. позвать

  10. зовётся


Отметьте глагол в форме будущего времени


1.работаю

2.заработаю

3.буду работать

4.работал бы

5.работай

6.работаем

7.сработаться

8.работать

9.заработать

10.зарабатываю


Отметьте глагол в форме 1 лица

1. стараться

2. стараюсь

3. стараемся

4. будем стараться

5. стараются

6. будут стараться

7. старались

8. старался

9. стараешься

10.старается




Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

Какая часть речи называется глаголом?

Сколько спряжений у глагола? Расскажите о них.

Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?

Приведите по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов.

Сколько наклонений у глагола? Назовите их. Приведите примеры глаголов, употребив их в разных наклонениях.

Приведите примеры безличных глаголов. В каких формах они употребляются?

Перечислите способы образования глаголов.

 


    • Я вспомнил, что…

    • Я узнал…

    • Я понял…

    • Было интересно…

    • Особенно понравилось…

    • Вызвало затруднение…

    • Было сложно…


VI. Домашнее задание. Объявление оценок:

1. Повторить теоретический материал по теме «Глагол».

2. Выполнить упражнение … (письменно).





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!